Мифология, как способ понимания мира
Люди уже в доисторические времена создавали представления о мире, который их окружает, и о силах, которые правят и миром и человеком. Мифология – это первая попытка построить единую систему объяснения реальности.
Базовые элементы мифологической системы понимания мира:
1. Концепция строения Вселенной. В мифологическом мировосприятии Вселенная (космос) воспринималась как одушевленная. Мифы не только объясняли явления природы, но и обладали предсказательной силой. Было типично разделение мира на земной, подземный и надземный. Земной мир населяют люди, подземный – души, надземный боги. Попасть из одного мира в другой сложно, но можно.
2. Пантеон. Природные и социальные явления олицетворялись в виде божеств, на которых люди могли частично повлиять мольбами и жертвами (Бог Войны, Бог Моря).
3. Мифы, как рассказы о событиях, которые определили запреты, природные и общественные закономерности. Мифы связывали человека с его предками, с космическими силами и богами. Содержание мифов воспринималось людьми как реальность, даже как высшая реальность. Большую роль, по-видимому, в практике мифологического познания играло мистическое единение с богами.
Основные темы мифов: (Среди них центральное место занимает группа мифов о происхождении мира, богов и людей).
О возникновении космоса – космогонические,
О возникновении богов – теогонические,
О происхождении людей – антропогонические,
О возникновении солнца, луны и звезд – солярные, лунарные, астральные,
О грядущей гибели мира – эсхатологические.
На первом этапе развития культуры мифология включала всё накопленное знание. Например, ещё в рамках мифологии знали, что в году 365 дней. В мифах в зародышевом виде содержались все явления духовной жизни развившееся позднее в самостоятельные формы – искусство, религия, мораль, философия и т.д.
Миф – это способ накопления информации о мире, обладающий своими особенностями. Назовем основные способы накопления информации о мире, согласно мифологической мировоззренческой парадигме.
Это: (Основные логические принципы).
1. Генетизм – это объяснение любого объекта через его происхождение, генезис. (В рамках мифа понять объект, значит - узнать кто его прародитель.)
2. Принцип универсальной взаимосвязи. (Изменчивость всех объектов, возможность их взаимного превращения – «Закон метаморфоз». (Вера в то, что все вещи изменяются развиваются. Метаморфоза – превращение.
3. Антропоморфизм – перенесение на природные объекты свойства человеческого рода. (Солнце под «шкурой» такое же, как человек). Мифологические боги тоже антропоморфны – гораздо больше похожи на людей, чем в поздних религиях.
4. Наглядный образный пример и традуктивность. (В мифологии нет размышлений через уровень общего (дедукции и индукции). Традукция – заключение от одного частного случая к другому, без выхода на общие идеи.
5. Ассоциативность – отсутствие разделения существующих между объектами связей на существенные и второстепенные. Ассоциация – случайная отдаленная часть мысли. Для мифологи «случайных совпадений» не было, а всё было важно.
Типичная ассоциация:
1. Ассоциация смежности – все предметы, которые раньше были частью единого целого, всегда сохраняют связь друг с другом и могут друг на друга влиять. Так, например, люди хранили выпавшие зубы, опасались стричь волосы.
2. Ассоциация контакта – предметы, соприкасаясь, передают друг другу свои свойства. Если по новому саду пройдет женщина, ожидающая ребенка, то сад будет хорошо плодоносить.
3. Ассоциация сходства или подобия – предметы, схожие внешне, родственны друг другу, могут друг на друга влиять. (Например, камень бирюзы в кольце должен защитить от змеи, похожей окраски).
Мифология впервые представила наглядную систему представлений о реальности, в которой каждое явление находит объяснение. Мифологическая картина мира отвечала принципу справедливости: любой поступок всегда имел соответствующее наказание или награду.
Мифология была хорошей основой для деятельности человека. (Для достижения любой цели в мифологии предлагались средства для действий.) Практическая система действий, основанная на мифологии, как теоретическом образе мира называется магией. Магия – прикладная мифология. Сущность магии – вместо реального действия, направленного на реальный объект можно предпринять символическое действие, направленное на заменитель объекта, при условии, что заменитель и объект должны быть связаны одной из ассоциаций.
В максимальной мере магия проявлялась во взглядах и действиях особых личностей или групп людей (магов, колдунов, шаманов), важными функциями которых были способности установления связей с миром мифов, тесного с ними общения и получение благодаря такому общению реального воздействия на других людей и на природу. Считалось, что маг несет в себе тотем своего племени, который связывает его с мифологическими силами, является его частью и в то же время имеет связь с родом, с обычными членами рода. Даже внешний вид мага призван напоминать всем остальным о священном животном (птице, насекомом), находящемся не только вовне, но и внутри мага. Этот тотем призван помогать племени, но только маги способны вызвать через него нужные последствия. Тотемом считалось особое животное (птица, насекомое, растение и т.п.) на него нельзя было охотиться, нанести вред или убить.