Кинематограмма эволюции
Метафора, использованная известным лингвистом и евразийцем Н.С. Трубецким в работе «Европа и человечество» для описания модели общественного прогресса:
«Этот путь мыслится, как известная прямая линия. Человечество шло по этой прямой линии, но отдельные народы останавливались на разных точках ее и продолжают и сейчас стоять на этих точках, как бы топчась на месте, в то время, как другие народы успели продвинуться несколько дальше, остановившись и "топчась" на следующей точке, и т.д. В результате, окинув взглядом общую картину ныне существующего человечества, мы можем увидеть всю эволюцию, ибо на каждом этапе пути, пройденного человечеством, и сейчас стоит какой-нибудь застрявший народ, стоит и "топчется" на месте. Современное человечество, в своем целом, представляет, таким образом, как бы развернутую и разрезанную на куски кинематограмму эволюции, и культуры различных народов отличаются друг от друга, именно, как разные фазисы общей эволюции, как разные этапы общего пути мирового прогресса».
Данное представление эволюции Н.С. Трубецкой считал несостоятельным, так как невозможно определить начало и конец пути общественного прогресса, а соответственно, локализовать отдельные общества на кинематограмме. Объективно, на его взгляд, мы находим в разных культурах лишь черты большего или меньшего сходства между собой, вследствие чего все культуры земного шара образуют непрерывную цепь («радугу культур»).
Стрела времени
Предложенная английским астрономом Артуром Эддингтоном (1882-1944) метафора, фиксирующая необратимость и однонаправленность времени из прошлого в будущее в известном мире. Термодинамическая стрела указывает то направление времени, в котором возрастает энтропия или беспорядок. Космологическая стрела указывает то направление, в котором происходит расширение Вселенной. Психологическая стрела времени выражает наше ощущение непреклонного хода времени.
Глоссарий
Абсолютная идея – подлинно сущее в философии Гегеля. На первом ступени самораскрытия абсолютная идея предстает в виде «идеи-в-себе»; на второй ступени – в своем инобытии и отчуждении как природа; на третьей ступени – абсолютный дух, «идея-в-себе-и-для-себя»
Абсолютное и относительное – парные категории аксиологии. Абсолютное – самосущее, существующее изначально, «по природе», «само по себе». Относительное – существующее в отношении, зависящее от другого или относящееся к другому.
Абсурд– нелепость, бессмысленность феномена или явления. Понятие абсурда используется в экзистенциализме.
Акциденция– преходящее, несущественное, изменчивое, случайное свойство вещи (в отличие от существенного, субстанциального), которое может быть элиминировано без изменения сути вещи.
Анамнесис – идея-метафора философии Платона, согласно которой познание предметов трактуется как процесс припоминания идей, созерцавшихся душой до своего воплощения в земное тело.
Антиномия – противоречие в законе или противоречие закона самому себе; ситуация, в которой противоречащие друг другу высказывания об одном и том же объекте имеют логически равноправное обоснование; противоречие между двумя положениями, признаваемыми одинаково верными; противоречие двух законов. Пример семантической антиномии: «Лжец» (Евбулид из Милета).
Апатия (от греч. apatheia – отсутствие страданий, бесстрастие) – способность мудреца-стоика, не испытывать радости оттого, что вызывает наслаждение у обычных людей, и не страдать от того, что страшит обычного человека.
Апейрон – понятие древнегреческой философии, обозначающее «беспредельное». Анаксимандр предпочел апейрон как абстрактное первоначало, отказавшись от выделения в качестве первоначала конкретных стихий.
Априори – знание, полученное независимо от опыта, присущее сознанию изначально. Априорное знание противоположно апостериорному.
Апостериори – знание, полученное из опыта, в противоположность a priori (доопытному знанию).
Архe – термин древнегреческой философии, означавший первоначало, первопричину, принцип.
Атараксия– состояние душевного покоя, невозмутимости, к которому, согласно эпикурейцам, должен стремиться человек, в особенности мудрец.
Атрибут– неотъемлемое свойство субстанции, без которого она не может ни существовать, ни мыслиться.
Верификация– процедура установления истинности гипотезы на основе соответствия эмпирическим данным (прямая или непосредственная верификация) или теоретическим положениям, соответствующим эмпирическим данным (косвенная верификация). Принцип верификации соотносится с принципом фальсификации.
«Вещь в себе» –понятие философии Канта, обозначающее вещи как они существуют вне нас, сами по себе (в себе), в отличие от того, какими они являются для нас.
Возможность и действительность – модальные характеристики бытия, выражающие, с одной стороны, тенденцию становления, с другой - ставшую реальность.
Воля – саморегуляции деятельности, обеспечивающая ориентацию на объективированную экстериорную цель и концентрацию усилий на достижении последней.
Врожденные идеи – понятия, которые изначально присущи мышлению и получают свое развитие в процессе чувственного постижения. По мнению Платона, познание есть «припоминание идей», созерцавшихся душой до рождения мире эйдосов.
Глобальные проблемы современности – проблемы человечества, от решения которых зависит его будущее. К глобальным проблемам относят: предотвращение термоядерной войны; ликвидация голода, нищеты и неграмотности; предотвращение загрязнения окружающей среды; обеспечение человечества сырьем и продовольствием; освоение океана и космического пространства и др.
Дао – путь; то, что, не имея ни имени, ни формы, будучи вечно единым, неизменным; являясь недоступным для постижения, но совершенным; находясь в состоянии покоя и неизбывного движения, выступая первопричиной всех изменений, – является «матерью всех вещей», «корнем всего».
Демиург – субъект миротворения в ранне-натурфилософских космогониях (например, «нус» у Анаксагора).
Движение – тождество бытия и небытия: изменение вообще, всякое взаимодействие объектов и смена их состояний.
Диалектика– плодотворного и взаимозаинтересованного достижение истины путем столкновения противоборствующих мнений; учение о противоречии в его развитии.
Идентичность – соотнесенность чего-либо («имеющего бытие») с самим собой в связности и непрерывности собственной изменчивости.
Имманентный– свойство, внутренне присущее предмету; то, что пребывает в самом себе, не переходя в нечто чуждое, не трансцендируя.
Интенциональность – понятие феноменологии Гуссерля, фиксирующее сознание в его изначальной отнесенности к предметности, т.е. как «сознание о…».
Интуиция – способность постижения истины путем ее прямого, непосредственного усмотрения без доказательств с помощью опыта и разума.
Категории – предельно общее понятие, не имеющее более общего, родового понятия.
Каузальность– причинность; необходимая генетическая связь явлений, из которых одно (причина) обусловливает другое (следствие).
Концептуализм – умеренное направление номинализма, предусматривающее при этом наличие реально существующих общих признаков единичных предметов в качестве основания для объединения их в класс, фиксируемый в общем понятии.
Майевтика(греч. – повивальное искусство) – метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов. Согласно Сократу, душа не в состоянии постичь истину, если только она ею «не беременна».
Материя – философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности).
Мера – количественная определенность, в пределах которой сохраняется некоторое качество; единство количества и качества.
Мировоззрение – совокупность взглядов и подходов, целей и оценок, определяющих отношение к миру.
Модус– модификация субстанция.
Парадокс(греч. – неожиданный, странный, кажусь) – высказывание, противоречащее общепринятому мнению.
Причина и следствие – категории, фиксирующие генетическую связь между явлениями, при которой одно явление (причина) своим действием вызывает (порождает) другое явление – следствие.
Развитие – закономерное качественное изменение, характеризующееся как необратимое и направленное.
Рациональное – относящееся к разуму (рассудку), установленное и обоснованное им, проистекающее из него, доступное его пониманию.
Редукция – методологический приём сведения сложного, к более простым, исходным началам.
Религия – мировоззрение, рассматривающее мир как борьбу добра и зла.
Рефлексия – тип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя.
Репрезентация –представление одного в другом и посредством другого.
Свобода воли – способность человека к самоопределению в своих действиях.
Свойство – сторона предмета, обнаруживающаяся в его отношении к другим предметам.
Система– совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.
Скачок – процесс перехода количественных изменений в качественные, начинающийся по достижении изменяющимся объектом границы меры.
Снятие– преобразование, в котором наличные формы или принципы устраняются, отрицаются, но вместе с тем сохраняют, удерживают своё значение как подчинённые моменты новой целостности или системы
Спекуляция – умозрительное построение, пытающееся с помощью одной рефлексии, без обращения к опыту создать общую картину мира.
Структура– внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами.
Субстанция – реальность в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия ее модусов.
Субстрат– общая основа явлений; нижний, фундаментальный слой реальности
Субъект и объект– активный и пассивный аспекты движущегося бытия
Сущность – то, что проявляется в явлении в зависимости от тех или иных обстоятельств.
Теория – система обобщенного достоверного знания о том или ином фрагменте действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих его объектов.
Умозрение – философское мышление, абстрагирующееся от чувственного опыта, конструирующее онтологию из исходных категорий или интуитивно
Утопия – тип мировоззрения, описывающий мир в его идеальном, должном состоянии.
Фальсификация – процедура, устанавливающая ложность гипотезы посредством эмпирической проверки или проверки на соответствие принятым фундаментальным теориям.
Эйдос – вид как наружность предмета. Обретение вещью эйдоса мыслится как его оформленность. Эквивалентно понятию идеи.
Экзистенция – выступать, выходить, обнаруживать себя, существовать, возникать, показываться, становиться, делаться) – конкретное бытие; существования несамодостаточное, незавершенное, не совпадающее со своей сущностью. В экзистенциализме экзистенция – это человеческое существование в его конкретных ситуациях (страх, тошнота, забота и др.).
Элементы – в древнегреческой философии четыре первоначальных вещества (земля, вода, огонь, воздух) и как пятый элемент (quinta essentia) – ночь либо эфир. В настоящее время под элементами подразумеваются составные части сложного целого.
Эпохе– в античном скептицизме такое состояние ума, при котором ничего не отрицается и ничего не утверждается; воздержание от суждения.
Я – рефлексивно осознанная самотождественность индивида.