II. 3. Кальпы заключительного разрушения и опустошения нашей мировой системы
В этом разделе две части: 1) главное [обсуждение] и 2) дополнительное [обсуждение].
II. 3.1. Главное обсуждение
В этом разделе две части: 1) объяснение опустошения мировой системы освобождением ее от обитателей и 2) объяснение разрушения окружающего мира.
II. 3.1.1. Опустошение мировой системы освобождением ее от обитателей
В период уничтожения несчастливые миры, начиная с миров ада, опустошаются. Боги и люди достигают состояния дхьяны и рождаются в мире форм. По мере того как миры опустошаются, освобождаясь от обитателей, [существа] низших миров перемещаются выше.
Когда период пребывания подходит к концу и начинается период разрушения, все обитатели мира ада, исчерпавшие причины [для переживания ада], переходят в более высокие миры. Те же, кто не исчерпал таких причин, остаются и испытывают страдания, когда этот мир разрушается. В итоге они перемещаются и рождаются в аду другого мира. Ни одно существо не рождается снова в адах этого мира, таким образом ады опустошаются. Это знаменует начало процесса разрушения; затем так же опустошаются главные обиталища голодных духов и животных.
Далее один человек страны Джамбу благодаря собственным неотъемлемым качествам достигает второго уровня дхьяны и остается в этом состоянии. Затем, выходя [из этой дхьяны], он говорит: «Вот блаженство и радость, пришедшие вследствие уединения [191]!» Его слова мгновенно наполняют страну Джамбу. Услышав эти слова, другие сразу же начинают следовать той же практике, достигают второго уровня дхьяны и рождаются среди богов Ясного Света.
Когда в стране Джамбу больше не остается ни единого человека, ту же самую перемену переживают обитатели восточного континента, Царственное Тело, и западного континента, Щедрая Корова. Те, что живут на континенте Неприятный Звук, рождаются на небесах Тридцати Трех. С людьми, населяющими острова, происходит то же самое, что и с людьми ближайшего к ним континента. Так опустошается мир людей. Затем один из богов провозглашает путь достижения второго уровня дхьяны, и постепенно [боги, стоящие ниже второго уровня] достигают более высоких уровней и рождаются в мире форм. После этого, осваивая все более высокие дхьяны, они переходят с более низких уровней на более высокие. Когда в небесной обители Чистая и ниже не останется ни единого существа, завершается разрушение — (опустошение) от обитателей.
II. 3.1.2. Разрушение окружающего мира
Небеса первого уровня дхьяны и всё, что ниже, разрушаются огнем. Остается одно пространство — пустота, не содержащая в себе совершенно ничего. Снова происходит становление, затем — пребывание, а в заключение — разрушение огнем.
После опустошения мира путем освобождения его от обитателей дождь прекращается. Начинают сверкать семь солнц, в конце концов иссушая все, начиная от трав и деревьев и заканчивая лесами и океанами. В итоге все становится одним языком пламени, которое сжигает и уничтожает все, начиная от ада Нескончаемое Мучение и заканчивая первым уровнем дхьяны. Ниже второго уровня мира форм остается лишь пространство — пустота, не содержащая абсолютно ничего. И снова, как раньше, начинается бытие новой мировой системы. А в конце, по завершении своего периода пребывания, она точно так же разрушается огнем.
После семи таких [последовательных циклов] потоп в конце восьмого уничтожает второй уровень дхьяны и всё, что ниже.
Такая последовательность создания и разрушения повторяется семь раз, и в конце восьмого [периода пребывания] на небесах Ясный Свет собираются огромные облака. Потоки воды низвергаются, растворяя этот мир, словно соль. Но даже это [огромное количество воды] испаряется, так что второй [уровень] дхьяны и всё, что ниже, уничтожается.
Семь разрушений огнем, чередующиеся с одним разрушением водой, происходят семь раз, заканчиваясь еще семью разрушениями огнем. В завершение сильный ветер уничтожает третий уровень дхьяны и всё, что ниже.
После того как семикратное разрушение огнем, завершающееся одним разрушением водой, произойдет семь раз, снова семь раз происходит разрушение огнем. В завершение всего этого процесса поднимается ветер, который стирает в пыль даже гору Меру, царя гор, и уничтожает третий уровень дхьяны и всё, что ниже него.
Эти три уровня созерцания [уничтожаются] потому, что содержали в себе несовершенства; четвертый же, свободный от несовершенства, не уничтожается элементами.
Три нижних уровня дхьяны уничтожаются огнем, водой и ветром потому, что эти созерцания несовершенны. Несовершенство первого уровня дхьяны — присутствие исследования и наблюдения — напоминает огонь. Несовершенство второго — присутствие радости и блаженства — напоминает воду. Несовершенство третьего — вдыхание и выдыхание воздуха — напоминает ветер. Из-за этих [несовершенств каждый из этих уровней дхьяны] разрушается [элементом, соответствующим тому или иному несовершенству].
Поскольку у четвертой дхьяны нет ни одного из этих несовершенств, внешние элементы ее не разрушают. Однако считается, что живые существа [этого уровня дхьяны] претерпевают рождение и уничтожение вместе со своими мысленно созданными небесными дворцами и другими владениями.
Элемент земля не принимает участия в [этих циклах] разрушения, потому что окружающий мир слагается преимущественно из элемента земля.
II. 3.2. Дополнительное обсуждение
В этом разделе три части: 1) исчисление кальп; 2) другие способы разрушения; и 3) места, остающиеся не разрушенными.
II. 3.2.1. Исчисление кальп