Материя (материальное бытие). Элементы структуры
1.Определение материи с самого начала формировалось, как умозрительное представление. В античной Греции в атомистической концепции Левкиппа и Демокрита материя предстает как результат высокого абстрактного мышления – предел делимости материального вещества. Материя здесь толкуется как субстанция – основа и сущность бытия, которая обусловливает все многообразие мира, его основные формы и атрибуты. Атомы — неделимые далее кирпичики мироздания — взаимодействуют в пустоте, притягаясь и отталкиваясь, «трясутся во все стороны», — говорил Демокрит.
Эпикур, Лукреций Кар, М.В. Ломоносов, А. Лавуазье, И.Ньотон, П. Гольбах, продолжая линию Демокрита, имели то общее, что рассматривали материю как субстанцию, обладающую свойством делимости. Ихнаучный язык включал понятия, выражающие данное свойство, — корпускулы, материальная точка, тело, простые природы. Когда в 18 веке благодаря А.Лавуазье, М.В.Ломоносову, Дж. Дальтону была доказана реальность атомов, гипотетический характер концепции Демокрита приобрел черты настоящей научной теории. Физики понимали под материей вещество, а его мерой стала выступать масса. Ньютон прямо утверждает: «Количество материи (масса) есть мера таковой.При помощи данных понятий были сформулированы принципиальные положения физической и химической науки, их основные законы. Законы инерции, ускорения, противодействия, всемирного тяготения были бы немыслимы без новой терминологии. Они буквально создали механику как рациональную науку, лидирующую среди всех научных дисциплин Нового времени. Открытие закона сохранения массы Ломоносовым и Лавуазье сыграло важную роль и становлении химии как науки, а также физической химии, основателем которой является Ломоносов. Вся совокупность научного знания, по сути, развивалась на основе представления о прерывном строении мamерии.
2.Подход к материи как субстанции был характерен для философии и науки практически до конца XIX в.. Правда, еще в XVIII в. французский философ – энциклопедист П.Гольбах определяет материю через отношение к сознанию. Согласно Гольбаху, материя «есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства». Это представление материи как реальности всего многообразия мира, воздействующего на наши чувства, подчеркивает необходимость именно философского подхода к определению, т.е. через отношение самых общих и в некотором смысле противоположных категорий. В дальнейшем определение Гольбаха получило развитие. Это произошло в процессе философской интерпретации новых открытий естествознания, которые не могли быть истолкованы в рамках механистической картины мира.
3.Кризис механицизма начался во второй половине XIX в. Начало ему положила, диалектизация естествознания, что означало утверждение универсальной взаимосвязи и эволюционного характера возникающих концепций. Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка, клеточная теория М.Шлейдена и Т. Шванна, закон сохранения и превращения энергии Ю.Майера и Дж. Джоуля, эволюционное учение Ч. Дарвина свидетельствовали о том, что в естествознание стихийно проникает диалектика. А. М. Бутлеров — автор теории химического строения органических соединений. Д.И.Менделеев – творец периодической системы элементов, И. М. Сеченов — создатель основ научной физиологии; М.Фарадей и Дж. К. Максвелл, в определенном смысле перевернувшие представление о материи своей теорией электромагнитного поля, - все они возвели естествознание на новый уровень осмысления действительности. Оно проявило необходимость систематизации знаний, потребность изучения явлений и процессов, их глубинной природы и источников развития.
4.Глобальная научная революция конца XIX — первой половины XX в. началась в физике, захватив впоследствии другие области знания, и, в конце концов, существенно изменила философские основания науки. Первый этап новейшей революции обозначился каскадом величайших открытий, которые первоначально считались буквально парадоксальными, не вписывающимися в предшествующие системы и картины мира. Открытие электромагнитных волн Г. Герцем, радиоактивности А. Беккерелем, электрона Дж. Томсоном, светового давления П. Н. Лебедевым, теория относительности А.Эйнштейна, создание планетарной модели атома Н.Бора - Э. Резерфорда, квантовая механика — каждое из них могло поставить под вопрос механистическую методологию и разрушить картезианско-ньютоновскую картину мироздания. Требовался радикальный пересмотр философии естествознания, что напрямую относится к понятиям, освещающим вопросы онтологии.
Физика и весь комплекс естествознания открыли множество новых свойств материального мира. Опора на главное из свойств, которое считалось существенным, выражающим субстанциональность бытия (вещественность и ее мера — масса), оказалась несостоятельной. Стала очевидной необходимость нового осмысления категории «материя», с выдвижением собственно философской дефиниции. Это было реализовано В. И. Лениным, который определил материю через соотносительную категорию — сознание, но, в отличие от П.Гольбаха, подчеркнул, что главным свойством материи, которое имеет отношение к философии, является объективностъ. Материя, согласно этому, есть понятие, обозначающее объективную реальность, существующую вне и независимо от ощущений.
Указание на факт существования материи вне и независимо от ощущений не означает, что ощущения совсем не связаны с материей. Напротив, и онтологически, и гносеологически ощущения представляют собой специфическую форму связи сознания и материи. Однако признание первичности материи обусловливает поиск специфического характера этой связи, исходя из вторичности сознания. Гносеологический подход к данному соотношению не только не исключает, но предполагает субстанциальное исследование материи. В данном аспекте она обладает рядом всеобщих атрибутивных характеристик — неуничтожимость, универсальность, вечность, бесконечность, прерывность и непрерывность, изменчивость и устойчивость, системность, самоорганизация. Черты и характеристики материи также обладают свойством объективности, а их философское осмысление развивается содержательно в зависимости от науки и
практики.