Тема 3. Целостность субъективности человека. Человек как субъект жизнедеятельности

Введение

Уважаемые студенты! Творческое усвоение философии значительно повысит уровень Вашей не только гуманитарной подготовки, но и социальной компетентности и субъектности, т.е. способности к самоопределению и нормотворчеству, что весьма важно в самостоятельной жизни.

Семинар – форма учебной аудиторной совместной деятельности в виде практики мышления, речи и письма. На семинаре студент отвечает на вопросы; уточняет, дополняет, обобщает ответы других; участвует в ролевых играх, дискуссиях; выступает с сообщением, докладом. Достоинство семинара – дискуссионная форма усвоения материала, сотворчество в обсуждении проблем, интеллектуальная состязательность.

Подготовка к семинару. Сначала следует прочесть конспект лекций по теме занятия, затем – учебную и справочную литературу (учебники, учебные пособия, словари, энциклопедии), и, далее, – первоисточники.

Литературу необходимо конспектировать и давать сжатые письменные ответы на вопросы семинара. Такие ответы пригодятся при подготовке к экзамену. В них следует отражать содержание главных понятий и связь между ними. Для подготовки к семинару надо завести тетрадь и иметь ее при сдаче экзамена для просмотра ее преподавателем. По

Преподаватель оценивает подготовку студента к неясным вопросам можно обратиться к преподавателю на консультации.семинару по следующим показателям: понимание студентом главных понятий, связи между ними; умение мыслить самостоятельно, логично, последовательно, доказательно; умение оценивать идеи, концепции; обосновывать свою теоретическую позицию, связывать теорию с практикой, иллюстрировать мысли примерами, образами, аналогиями.

При усвоении дисциплины студент должен иметь программу по философии, которая содержит цели, задачи, требования к уровню усвоения содержания дисциплины, основную и дополнительную литературу по всем темам курса, контрольные вопросы для подготовки к экзамену.

Отчетность студентов по курсу включает в себя зачет по контрольной работе и экзамен. Допуском к экзамену является зачет по контрольной работе. Для обоснованной оценки преподаватель имеет право посмотреть конспекты лекций, первоисточников, учебной литературы, выполненные студентом.

Планы семинаров

Тема 1. История философии

1. Предмет, составные части, функции философии.

2. Различные принципы построения философских систем в истории философии: античность, средневековье, Возрождение, Новое и Новейшее время (XVII – XIX вв.).

3. Принципы философских систем Платона, Августина Аврелия, Декарта, Спинозы, Канта, Гегеля, Маркса.

4. Особенности и основные идеи русской философии XIX–XX веков; проблема «Россия – Европа» в работах славянофилов и западников, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, Ф.М. Достоевского; В.С. Соловьев о цельном знании и кризисе западной философии.

5. Сборники «Вехи», «Из глубины» об интеллигенции и революции.

6. Критика С.Л. Франком нигилизма, кумиротворчества. Н.А. Бердяев о свободе и творчестве. И.А. Ильин о душе и культуре русского народа. Учение о смысле жизни (Е. Трубецкой, С.Л. Франк и др.).

Литература

Основная

Философия: учебник для вузов [Гриф Минобрнауки РФ] / А. Г. Спиркин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М: Юрайт, 2010

Дополнительная

Библер В.С. Что есть философия? // Вопросы философии. 1993. № 1.

Декарт Р. Соч.: В 2 т. М., 1989–1994.

Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. С. 18–55.

Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1984.

Философия и мировоззрение: философские дискуссии 20-х годов. М., 1990.

Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры // Москва.

1996. № 1–8.

Платон. Диалоги. М., 1986.

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.

Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М., 1991.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: 2-е изд., т. 21.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

Леонтьев К.Н. Избранное. М., 1993.

Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. М., 1997.

Вехи. Из глубины. М., 1991.

Франк С.Л. Сочинения. М., 1990.

Смысл жизни: антология. М., 1994.

Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

Тема 2. Социальная природа сознания

1. Понятия материального и идеального. Идеальное и психика.

2. Раскройте связь: совместная деятельность – общение – общие социальные значения – язык – сознание. Стадии сознания: чувственное сознание – самосознание – дух.

3. Соотношение сознания и подсознания, сознания и практики.

4. Сознание индивидуальное и общественное. Уровни и формы общественного сознания. Регулятивная функция сознания в общественной практике.

Литература

Основная

Философия: учебник для вузов [Гриф Минобрнауки РФ] / А. Г. Спиркин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М: Юрайт, 2010

Дополнительная

Бородай Ю.М. Эротика. Смерть. Табу. М., 1996.

Вышеславцев Б.Н. Этика преображенного эроса. М., 1994. С. 279–290.

Гончаров С.З. Опыт понимания духовности с позиций аксиологии совершенства И.А. Ильина (к 120-летию со дня рождения мыслителя) // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2003. № 4 (22). С. 105–117.

Гончаров С.З. Объективная основа возникновения и развития мысли. Монография. Екатеринбург, 2008.

Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1984. С. 229–270.

Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. № 10.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

Тема 3. Целостность субъективности человека. Человек как субъект жизнедеятельности

1. Субъективность как единство подсознания и сознания. Целостность продуктивно-творческих сил человека: теоретического мышления, продуктивного воображения, эстетического созерцания, одухотворенной веры, совести и любящего сердца. Феномен «частичной» субъективности и «частичного» человека.

2. Человек, личность, индивидуальность, индивид. Субъектность как высшая форма субъективности человека. Субъектные качества: способность к самоопределению, самодеятельности, самоуправлению, нормотворчеству в реализации социально значимых интересов и целей.

3. Товарищеские отношения в коллективе, самодеятельность, творчество, соревнование как действенные формы развития субъектности лиц и коллективов.

4. Субъектность и творчество; творчество и исполнительство. Творческие способности, талант, гений.

5. Отчуждение от субъектности: в чем оно состоит и проявляется? Что такое тоталитаризм, социальное манипулирование?

Литература

Основная

Философия: учебник для вузов [Гриф Минобрнауки РФ] / А. Г. Спиркин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М: Юрайт, 2010

Дополнительная

Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М., 1993. С. 279–290.

Гончаров С.З. Креативность самодеятельности в становлении субъектных качеств личности // Педагогические системы развития творчества: В 3 ч. Ч. 3. Екатеринбург, 2004.

Гончаров С.З. Креативность субъектности: категориальный анализ // Мир психологии. СПб – Воронеж, 2005. № 1.

Гончаров С.З. Категориальная основа понимания субъектности // Профессиональная педагогика: Категории, понятия, дефиниции. Сб. науч. тр. Вып. 4. / Отв. ред. Г. В. Бухарова. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005.

Гончаров С. З. Аксиология мышления. Екатеринбург, 2011. С. 208 – 405.

Ильенков Э.В. Так что же такое личность? // С чего начинается личность? М., 1984.

Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1992. С. 306–311.

Ильин И.А. Стань цельным // Ильин И.А. Собр. соч.: в 10 т. М., 1998. Т. 8. С. 433 – 439.

История марксистской диалектики. М., 1971. С. 129–141.

Марксистская философия XIX века. М., 1979. С. 383–401.

Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопр. философии. 1989. № 4.

Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: Сб. науч. тр. Свердловск, 1990.

Наши рекомендации