И обоснования теоретического знания
Здесь рассматриваются ведущие способы построения и склады-
вающаяся при этом структура теоретического знания. К ним тесно при-
мыкают методы оправдания теории – термин, включающий различные
методологические процедуры и критерии, направленные на подтвер-
ждение истинности теории или достаточной ее обоснованности. При
этом предполагаются разные степени подтверждаемости: первичная
форма теоретического знания – гипотеза, которая, получив высокую
степень подтверждения или оправдания, приобретает статус теории, в
свою очередь, не теряющей возможности дальнейшего изменения и со-
вершенствования. Момент гипотетичности не может быть полностью
устранен, а теория – раз и навсегда «проверенной» и полностью под-
твержденной, как это представлялось в стандартной концепции науки. В
реальной практике научных исследований теория остается открытой, ее
понятия и принципы могут быть использованы для объяснения новых
ситуаций, что потребует дальнейшего уточнения и нового подтвержде-
ния. Оправдание теории в целом носит относительный характер, пред-
полагает ее соотнесение с другими – конкурирующими теориями,
имеющими тот же эмпирический базис; наконец, ее принятие тем или
иным научным сообществом. Ведущие методы и формы знания этой
группы познавательных средств теоретического уровня представлены в
табл. 4 [58; с. 308].
Таблица 4
Методы построения и оправдания теоретического знания | Формы знания |
Гипотетико-дедуктивный метод | |
Конструктивно-генетический метод | Гипотеза, Теория |
Исторический и логический методы | |
Методы оправдания: проверка или верификация, фальсификация; логическое, математическое доказательства |
Один из ведущих способов построения теории в современной
науке – гипотетико-дедуктивный метод, главная составляющая которо-
го – гипотеза – форма вероятностного знания, истинность или ложность
которого еще не установлена. Объяснение причин и закономерностей
эмпирически исследуемых явлений, являющееся функцией теории, вы-
сказывается первоначально в вероятностной, предположительной фор-
ме, т. е. в виде одной или нескольких конкурирующих гипотез. При
проверке гипотезы из ее положений-посылок по правилам дедуктивного
вывода получают следствия, принципиально проверяемые в экспери-
менте. Необходимость таких процедур, в частности, объясняется тем,
что в гипотезе высказываются суждения о свойствах, отношениях
и процессах, непосредственно не доступных наблюдению, требующих
догадки, воображения, вообще – творчества.
Можно указать на ряд условий-требований к выдвижению и со-
стоятельности гипотезы, повышающих ее эффективность, вносящих
элемент нормативности в этот творческий процесс. Одно из главных
мировоззренческих условий – исходить из естественнонаучных, а не ре-
лигиозных, мистических или псевдонаучных представлений о действи-
тельности. Часто оно реализуется исследователем интуитивно, неосоз-
нанно, на уровне научных убеждений или здравого смысла. Очевидно,
что это общее условие-требование не гарантирует прямого выхода на
наиболее эффективную гипотезу, поскольку ему может отвечать неоп-
ределенное множество гипотез. Однако соблюдение данного условия
позволяет как бы ввести запрет на гипотезы, включающие некие
сверхъестественные силы либо концепции, заведомо игнорирующие но-
вые идеи о развитии природы, общества и познания.
Специально-научное и методологическое требование – выдвигае-
мая гипотеза, которая должна быть согласована с научными законами
и другими системами знаний, достоверность которых уже доказана. Ес-
ли новая гипотеза охватывает более широкий круг событий и явлений,
то старая теория рассматривается как частный случай на основе так на-
зываемого принципа соответствия. Примерами этого служат вхождение
классической теории химического строения как частного случая в со-
временную химическую теорию классической механики; в виде частно-
го случая – в теорию относительности.
Следующее условие связано с характером и природой получае-
мых из гипотезы следствий. Наиболее продуктивной считается гипоте-
за, из которой дедуктивным путем получено максимальное число раз-
нообразных следствий, причем исходные посылки гипотезы чаще всего
бывают неопределенными. Однако для них обязательно должна сущест-
вовать возможность экспериментальной, вообще, опытной проверки,
т. е. гипотеза должна быть принципиально проверяемой, даже если тех-
нически на данном этапе это осуществить невозможно. В эксперимен-
тах проверяются не сами гипотезы, но получаемые из них следствия,
относящиеся к конкретным реальным явлениям и событиям. Гипотеза,
многие следствия из которой подтверждены опытным путем, становится
достоверным знанием и приобретает статус теории. Это означает, что
различие между этими формами знания состоит не в содержании и не в
логической структуре, но в степени достоверности истинности и знания.
Гипотетико-дедуктивный метод исследования вместе с тем не
универсален и далеко не во всех случаях может быть применен. Форми-
рующаяся с его помощью модель теории выступает как своего рода
конкретизация и эмпирическая интерпретация формальной теории. Од-
нако даже в математизированном естествознании, наряду с дедуктив-
ным выводом, из аксиом по правилам логики реализуется содержатель-
ное мышление, в частности мысленный эксперимент с идеальными объ-
ектами. Сохраняется также связь с эмпирическим материалом, часто
требующим уточнения структуры и элементов теории, что не учитыва-
ется в стандартной теории научного познания.
Поэтому была разработана иная структурная модель теоретиче-
ского знания на основе конструктивно-генетического метода, предпола-
гающего, наряду с аксиоматико-дедуктивной организацией теорий, дос-
таточно обширный слой неформализуемых компонент, организованных
по другим принципам, в виде различных моделей и схем.
Известный отечественный логик В. А. Смирнов впервые показал
существенное различие аксиоматического и генетически конструктив-
ного развертывания теории. Обращаясь к классическому примеру – евк-
лидовой геометрии, он показал, что обычно рассматриваемые «Начала»
Евклида как пример несовершенного аксиоматического построения
в действительности являются попыткой конструктивного (генетическо-
го) построения теории» [86; с. 278]. При этом существенную роль
у Евклида играли мысленные эксперименты с идеальными циркулем
и линейкой, абстрактными объектами – точкой, окружностью, прямой,
отрезком, что служило основой для получения знаний, вошедших в гео-
метрию. Генетический метод построения теории имеет дело не столько
с логическими действиями над высказываниями, сколько с абстрактны-
ми объектами в знаковой форме, моделями, мысленный эксперимент
с которыми становится ведущей операцией.
Так, механическое движение представляют не в абстрактных по-
нятиях и операциях с ними по правилам логики, но как перемещение
идеального объекта, например точки, в пространственно временной
системе и изменение его движения под действием силы. Точки пред-
ставляют реальные физические тела в мысленном эксперименте, теоре-
тические выводы, соответственно, получают не за счет логических опе-
раций, а с помощью такого воображаемого эксперимента с абстрактны-
ми объектами теории.
В наиболее обоснованной и зрелой концепции теоретического
знания В. С. Степина в качестве ведущих элементов структуры теории
рассматриваются теоретические схемы, представленные относительно
независимо в языке содержательного описания либо в форме математи-
ческих зависимостей на языке формул. Частные теоретические схемы
формируются на основе фундаментальной схемы и образуют соответст-
вующие иерархии и самостоятельные подсистемы. Так, основание фи-
зической теории составляют математический формализм – первый слой,
фундаментальная теоретическая схема – второй слой, они всегда взаи-
мообусловлены. Развитая теория строится на основе синтеза частных
теоретических схем, которые предстают как выводимые или конструи-
руемые из фундаментальной теоретической схемы; соответственно, ча-
стные теоретические законы выступают как следствие фундаменталь-
ных законов теории.
Как показал В. С. Степин, «развертывание знаний осуществляется
в этом случае путем мысленного экспериментирования с абстрактными
объектами, исследование связей которых позволяет... вводить новые абст-
ракции, продвигаясь в плоскости теоретического содержания без обраще-
ния к приемам формализованного мышления. Показательно, что в развитой
научной теории эти два способа выведения знаний дополняют друг друга.
Во всяком случае, анализ процедур развертывания физической теории по-
казывает, что пробег в сфере математики, которая задает приемы «фор-
мальной работы» с физическими величинами, всегда сочетается с продви-
жением в теоретических схемах, которые эксплицируются время от време-
ни в форме особых модельных представлений» [85; с. 132]. «Специфика
сложных форм теоретического знания, таких как физическая теория, состо-
ит в том, что операции построения частных теоретических схем на основе
объектов фундаментальной теоретической схемы не описываются в явном
виде в постулатах и определениях теории. Эти операции демонстрируются
на конкретных примерах редукции фундаментальной теоретической схемы
к частной. Такие примеры включаются в состав теории в качестве своего
рода эталонных ситуаций, показывающих, как осуществляется вывод след-
ствий из основных уравнений теории. В механике к эталонным примерам
указанного типа можно отнести вывод из законов Ньютона закона малых
колебаний, закона движения тела в поле центральных сил, законов движе-
ния твердого тела и т. д...» [85; с. 133].
Таким образом, в результате применения гипотетико- дедуктив-
ного или конструктивно-генетического методов, а также их сочетания
может быть построена теория как высшая и наиболее развитая форма
знания. Под теорией как высшей формой организации научного знания
понимают целостное структурированное в схемах представление о все-
общих и необходимых закономерностях определенной области действи-
тельности – объекте теории, существующее в форме системы логически
взаимосвязанных и выводимых предложений. Как следует из предшест-
вующего материала, в основании сложившейся теории лежит взаимосо-
гласованная сеть абстрактных объектов, определяющая специфику дан-
ной теории, получившая название фундаментальной теоретической схе-
мы и связанных с ней частных схем. Опираясь на них и соответствую-
щий математический аппарат, исследователь может получать новые ха-
рактеристики реальности, не всегда обращаясь непосредственно к эм-
пирическим исследованиям. Никакая теория не воспроизводит полно-
стью изучаемое явление, а элементы теории – понятия, суждения, логи-
ческие отношения и т. п. принципиально отличаются от реально суще-
ствующих, например причинно-следственных отношений, хотя и вос-
производят их. Теория – это языковая конструкция, требующая интер-
претации при ее применении к реальным явлениям. Поскольку теория
содержит модель изучаемой предметной области, то понятно, почему
возможны альтернативные теории: они могут относиться к одному эм-
пирическому базису, но по-разному представлять его в моделях.
Исследователи-методологи выявили ряд функций научной теории,
в частности информативную, систематизирующую, объяснительную,
предсказательную и др. Объяснительная функция является ведущей,
предполагает предсказательную функцию, реализуется в многообраз-
ных формах, в частности как причинное объяснение; объяснение через
закон (номологическое объяснение); структурно-системное, функцио-
нальное и генетическое (или историческое) объяснение. В гуманитар-
ном знании в качестве оснований для объяснения часто выступают ти-
пологии (ссылки на типичность объектов), а процедуры объяснения
с необходимостью дополняются интерпретацией, в частности предпо-
сылок и значений, смыслов текстов и явлений культуры.
Историческое объяснение является одним из значимых в сфере
естественно-исторического знания. Следует отметить, что гипотетико-
дедуктивный метод не фиксирует в явном виде особенности построения
теории развивающегося, имеющего свою историю объекта, как, напри-
мер, в геологии, палеонтологии, ботанике, а также в социально- истори-
ческих науках. Конструктивно-генетический метод, включающий со-
держательно-описательные компоненты, может осуществлять это лишь
отчасти. В этих случаях возникает необходимость при создании теории
сочетать исторический и логический методы в их взаимосвязи и взаи-
модействии.
Исторический метод требует мысленного воспроизведения кон-
кретного исторического процесса развития. Его специфика обусловли-
вается особенностями самого исторического процесса: последователь-
ностью событий во времени, проявлением исторической необходимости
через множество случайных событий, учетом случайностей. Историче-
ский способ построения знания опирается на генетический способ объ-
яснения, который применяется в том случае, если объектами исследова-
ния являются возникновение и развитие явлений, процессы и события,
происходящие во времени. В свою очередь, логический способ построе-
ния знания о развивающемся объекте, его истории есть отображение ис-
торического процесса в абстрактной и теоретически последовательной
форме. Этот процесс воспроизводится логическим методом как некото-
рый итог и условия формирования, например, этапа, периода, формации
как системного образования. Сама по себе временная последователь-
ность исторических явлений не может рассматриваться как порядок по-
строения теории, поскольку историческое, включая случайные, второ-
степенные факторы, отклоняющиеся от главного направления генетиче-
ского изменения, не совпадает с логическим, воспроизводящим необхо-
димое, значимое, закономерное [58; с. 312–313].
Энгельс, исследовавший эту проблему, отмечал, что логический
метод освобождает ход исследования от исторической формы, мешаю-
щих случайностей. «С чего начинается история, с того же должен начи-
наться и ход мыслей, и его дальнейшее движение будет представлять
собой не что иное, как отражение исторического процесса в абстракт-
ной и теоретически последовательной форме; отражение исправленное,
но исправленное соответственно законам, которые дает сам действи-
тельный исторический процесс, причем каждый момент может рассмат-
риваться в той точке его развития, где процесс достигает полной зрело-
сти, своей классической формы» [55; т. 13, с. 497].
Следует отметить, что здесь не идет речь о формально-
логическом индуктивном или дедуктивном следовании, скорее о логи-
ческом вообще, о последовательно развертывающемся, непротиворечи-
вом мышлении, и в этом смысле логический метод как абстрактный
и вероятностно-гипотетический должен быть, в свою очередь, дополнен
и уточнен генетическим и историческим анализом явлений и событий.
Подчеркнем, что науки, строящие теорию на основе сочетания и диа-
лектики исторического и логического, сохраняющие тесную связь с эм-
пирией, не имеющие часто возможности вводить математические моде-
ли, пользоваться гипотетико-дедуктивным методом, не должны оцени-
ваться как несовершенные, «не дотягивающие» до строгой научности.
Можно лишь говорить о специфике познавательных средств и методов
этих наук.
Традиционное и привычное сочетание «проверка теории» при де-
тальном рассмотрении оказывается приблизительным, неопределенным
термином, за которым скрываются достаточно сложные и противоречи-
вые процедуры. Как уже отмечалось, проверке подвергается не сама
теория и лежащие в основании схемы-модели, а ее эмпирическая интер-
претация, следствия, проверяемые опытным путем. Теория не может
быть отброшена, если ей противоречат отдельные факты, но она не мо-
жет считаться оправданной, даже если существуют отдельные факты,
безоговорочно подтверждающие ее. В таких случаях возникает задача
дальнейшего уточнения и совершенствования теории, лежащих в ее ос-
нове моделей либо пересмотра всей программы исследования. Особенно
это относится к тому случаю, когда теория развивается в относительной
независимости от эмпирии, с помощью знаково-символических и мате-
матических формализованных операций, путем гипотетических допу-
щений и мысленного эксперимента. Оправдание нтакой теории, безус-
ловно, требует обращения к эмпирическому уровню исследования.
В ходе исследования этих проблем в философии науки и методо-
логии логического позитивизма был введен принцип верификации как
возможности установления истинности научных высказываний в ре-
зультате их сопоставления с данными опыта. При этом структура опыта
понималась как совокупность «абсолютно простых фактов» и допуска-
лось, что они могут быть однозначно отображены в предложениях язы-
ка (протокольные высказывания), которые, соответственно, приобрета-
ли статус истинных или отбрасывались, если не отображали факты опы-
та. Любое высказывание о мире, претендующее на научность и истин-
ность, должно быть сводимо к предложениям, фиксирующим данные
опыта. Например, для верификации предложения «все металлы элек-
тропроводны» потребовалось бы бесконечное количество протокольных
предложений, фиксирующих конкретные случаи электропроводности
конкретных изделий из конкретных бесконечно разнообразных метал-
лов. Такой «радикальный эмпиризм», ограничение познания пределами
чувственного опыта и невозможность свести весь опыт к отдельным
предложениям подверглись различным формам критики, в том числе
и внутри самого логического позитивизма. Не соглашаясь с концепцией
верификации, К. Поппер развивал другую точку зрения, получившую
название фальсификационизма, где процедура фальсификации (опро-
вержения) имела нормативный характер. Непротиворечивость или под-
тверждаемость эмпирическими данными не могут служить критериями
истины, поскольку не существует единственного пути (логического вы-
вода) от эмпирических данных к теории, любое фантастическое рассуж-
дение можно построить непротиворечиво, а ложные мнения или веро-
вания могут случайно подтвердиться. Всегда существует возможность
фальсифицировать теорию новыми экспериментами, если она вступит
в противоречие с новыми фактами, поэтому всегда необходимо реши-
тельное критическое испытание проверяемых в опыте высказываний,
теории в целом. И если нельзя установить с помощью фальсификации
их окончательную истинность, то можно обнаружить их ложность, оп-
ровергнуть еи отбросить, не подновляя «к случаю», поскольку это ведет
к догматизму. Однако в конечном счете, преодолевая крайности своей
концепции, Поппер согласился признать возможность модифицировать
фальсифицированную теорию на основании специально разработанных
критериев [67; с. 112–123].
В целом, как показывают исследования различных представите-
лей философии науки и, в частности, американского математика и фи-
лософа У. Куайна, проверка и оправдание научных высказываний воз-
можны при установлении логической согласованности между эмпири-
ческим базисом, интерпретативной теорией и системой теоретических
постулатов.
Таким образом, рассмотренные методы и формы теоретического
уровня исследования раскрывают его специфику, те логические и эври-
стические средства, которые, хотя и не ведут прямым путем к открытию
новых идей и законов, но в целом регулируют и обеспечивают процесс
исследования, служат необходимой методологической опорой творче-
ского поиска и оправдания теории. Эти познавательные средства суще-
ственно дополняются идущими от общества и его культуры социально-
историческими, мировоззренческими и философскими предпосылками,
определяющими в конечном счете стратегию поиска, оценки его ре-
зультатов.