Основные направления русской философии XIX в
XIX век вошел в историю России как золотой век культуры, литературы, искусства. Те успехи, которых достигла Россия в это время в области духовной культуры, имеют всемирное значение. В этот период Россия пережила множество величайших испытаний, преобразивших всю жизнь российского общества. В начале века – Отечественная война и победа над непобедимым доселе Наполеоном. Затем – восстание декабристов, его подавление и николаевская реакция, когда российское государство стало исполнять жандармские функции не только в своей стране, но и по всей Европе. Величайшим сдвигом в жизни России стали социально-экономические реформы во всех областях жизни российского общества и, прежде всего – крестьянская реформа, освободившая крестьян от крепостной зависимости на 500 лет позднее европейских.
Уже в 20-ых годах XIX столетия влияние Вольтера и французских энциклопедистов стало сменяться влиянием немецкой классической философии – Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. В особенности идеи Шеллинга и Гегеля о всемирно-историческом призвании великих народов привлекали молодые русские умы.
В первой четверти XIX века декабристы продолжили просветительское движение. Социальные воззрения декабристов опирались преимущественно на теорию естественного права и общественного договора, из которой они выводили равенство людей от природы, их одинаковые права и обязанности. Как и Радищев, декабристы связывали эту теорию с борьбой против самодержавия и крепостничества.
В 30-е – 40-е годы начала культивироваться теория «официальной народности». Эта просветительская идеология была сформулирована министром просвещения С.С.Уваровым и поддержана С.П.Шевыревым и М.П.Погодиным. В ней три принципа – православие, самодержавие, народность. В теории «официальной народности» утверждается, что уклад русской жизни коренным образом отличается от западноевропейского. Для России характерны «патриархальное равенство», «взаимная любовь» между крестьянами и помещиками, полный союз между самодержавием, православием и народом, который боготворит царя за отеческую заботу о нем.
В русском просвещенном дворянстве образовалось две партии. Те из писателей и общественных деятелей, кто называл западно-европейскую культуру последним словом мировой цивилизации и считал дальнейшее движение России вперед невозможным без усвоения европейского образования и буржуазных форм жизни, примкнули к западническому направлению. Наиболее известными западниками были Т.Н. Грановский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, В.П. Боткин, И.С. Тургенев, К.Д. Кавелин, П.В. Анненков.
Славянофилами стали называть тех, кто считал, что Россия обладает особой культурой и пойдет по пути, отличному от того, каким шли западные страны. Отсюда – идеализация ими русских самобытных начал, проповедь национальной исключительности России. Наиболее известные славянофилы – И.В. Киреевский, А.С. Хомяков,
К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, Н.Я. Данилевский.
В 1836 г. в журнале «Телескоп» было опубликовано знаменитое первое «Философическое письмо» Петра Яковлевича Чаадаева (1794-1856), в котором он рассуждал о путях развития России, считая, что для России западноевропейский – единственный приемлемый путь развития. Однако он писал о самобытности России в духовной области, о ее высоком назначении в будущем. Это письмо обострило спор между почитателями петровских реформ и самобытного пути развития России.
Славянофилы и западники не во всем противостояли друг другу: и те, и другие не сомневались в необходимости отмены крепостного права в России, осуждали бюрократическую государственную машину. Но в философских воззрениях они существенно отличались друг от друга. Славянофилы тяготели к теизму и иррационализму, а многие западники – к материализму и атеизму, революционному демократизму и идеям социализма.
В философии ранних славянофилов преобладающее место заняла тема противостояния России и Запада. Так, Иван Васильевич Киреевский (1806-1856) считал, что без облагораживающего влияния России, ее православной духовности Запад утратит свое историческое призвание и силу. На Западе господствовал индивидуализм, узкий рационализм, в России же все отношения были объединены общинным началом и православием. Мыслитель возвеличивал допетровскую Русь, не затронутую европеизмом.
Самым последовательным противником рационализма в среде славянофилов был Алексей Степанович Хомяков (1804-1860), который считал, что исключительно понятийное познание не в состоянии схватить реальность объективного мира, от него ускользает живая действительность. Будущее философ связывал с православием и общиной, которая обладает «соборным» содержанием. Под соборностью он понимал единство людей на основе их общей любви к Богу и абсолютным ценностям. Вера Хомякова выходила за рамки православной ортодоксии, в ней на первый план выдвигалась идея духовной свободы, которая определила весь ход развития религиозной философии второй половины XIX – XX вв.
В отличие от своих соратников, тяготевших к философии и богословию, Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860) отдавал предпочтение политике, русской истории. В «Записке о внутреннем состоянии России» (1855), составленной К.С.Аксаковым в период царствования Александра II, автор разработал теорию «негосударственности» русского народа, согласно которой истинное гражданское устройство возможно лишь там, где государство не вмешивается в дела народа, а народ – в дела государства. Русский народ, не имея в себе политического элемента, отделил от себя государство, предоставив неограниченную власть правительству. Но при этом он сохранил за собой нравственную свободу. Так возникло разделение всей России на государство и землю. Но своими реформами Петр I толкнул народ на путь борьбы, искания политических прав.
Политическая теория Аксакова была признана всеми славянофилами, которые в дальнейшем оттачивали ее частности.
Особенно важный и многогранный вклад в развитие славянофильства внес Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885), автор нашумевшей в свое время книги «Россия и Европа». Согласно его теории народы, превосходившие остальные, создали десять культурно-исторических типов, или цивилизаций. Все они представляли собой осуществление определенной формы культурного творчества – научного, правового, религиозного и художественного. Особенностью славянского культурно-исторического типа должна была явиться «четырехосновность», т.е. синтез всех сторон культурной деятельности. Отсюда борьба с Западом сделалась единственной спасительной задачей русской политики.
Заветы Данилевского были восприняты самыми разными мыслителями, такими, как К.Н. Леонтьев, Ф.М. Достоевский, М.Н. Катков, и не только у нас, но и на Западе.
Итак, славянофилы идеализировали политическое прошлое России и русский национальный характер, высоко ценили самобытность русской культуры.
Для западничества характерен культ Петра I и его реформ. Центральными идеями данного течения являются идеи свободы и достоинства личности, стремление к социальной справедливости. Западничество не было однородным. Радикалы А.И. Герцен и
В.Г. Белинский хотели строить на развалинах самодержавия социализм, либеральные западники мечтали о правовом государстве. Наиболее ярко дают представление о двух фракциях западнической партии либерал К.Д. Кавелин и радикал А.И. Герцен.
Константин Дмитриевич Кавелин (1818-1885) – один из основателей государственной школы в историографии России, усматривающий существо российского исторического процесса в создании и упрочении государства. Закон исторического развития русского общества он видел в постепенном образовании и упрочении «начала личности» и, соответственно, в постепенном упадке патриархального, родового строя, в исчерпании исключительно национальных элементов и сближении России с Западной Европой.
Кавелин признавал только постепенный прогресс в истории, отвергал роль отвлеченных идей и революционных действий. Он видел в праве личной собственности и личном «начале» условие социально-экономического прогресса России. Вместе с тем он критиковал «псевдоевропеизм», попытки отождествления «общечеловеческого» с «западноевропейским», выступая как поборник национального самосознания русского народа.
Александр Иванович Герцен (1812-1870) был одним из первых проповедников утопического социализма в России. В созданной им теории «русского социализма» провозглашалось право каждого на землю, общинное владение ею и мирское самоуправление. В течение всей его жизни социальный вопрос оставался главным в его творчестве. Он глубоко усвоил лучшие завоевания западной культуры – гуманизм, веру в свободу и нравственное достоинство человеческой личности. Большую часть своей жизни Герцен провел за границей, и, будучи в Лондоне, издавал знаменитый журнал «Колокол».
В философии он предпочитал среднюю линию – реалистического реализма, высоко ценил общину как зародыш русского социализма, как проявление социалистического инстинкта русского народа. Герцен создал свою модель социализма, в которой социализм не самоцель, а средство освобождения личности. В центре его внимания всегда находилась человеческая личность с ее достоинством и нравственной свободой.
Оба направления прекратили свое существование в начале
60-ых годов XIX в.
Другим весьма распространенным движением было народничество. Первая организация народников называлась «Земля и воля». Видными представителями раннего народничества были Николай Александрович Серно-Соловьевич (1834-1866), Александр Александрович Слепцов (1836-1900), Николай Исаакович Утин (1840-1883), Николай Васильевич Шелгунов (1824-1891) и др. Все они критиковали существующий строй, отстаивали идеалы социализма, говорили о необходимости просвещения народа, в философии находились преимущественно на позициях материализма.
В народническом движении можно выделить два направления: одно возглавлялось Петром Никитичем Ткачевым (1844-1885),
другое – Петром Лавровичем Лавровым (1823-1900).
Идеалом П.Л.Лаврова стала «критически мыслящая личность», претворяющая в своей деятельности субъективное начало истории. Человек вырабатывает идеал своего существования, которому подчиняются все его теоретические и практические действия.
П.Н.Ткачев отличался якобинскими наклонностями, будучи убежден, что «ради общего блага не только можно, но даже должно жертвовать отдельными личностями». Понятие об истинности и справедливости он сводил к простому расчету о полезном и целесообразном. Философские взгляды Ткачева представляют собой разновидность антропологического материализма.
Событием в русской религиозно-идеалистической философии было появление Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900). Он был философом и богословом, находясь в оппозиции к официальной религии. Он высоко ценил научное познание и стремился к синтезу, в котором нашли бы место наука, искусство и философия. Соловьев пришел к убеждению, что человечество может духовно возродиться лишь благодаря истине во Христе. Полнота идеала святости требует, чтобы святая Русь возжелала «святого дела», а именно: соединения церквей, духовного примирения Востока и Запада в Богочеловеческом единстве вселенского христианства. Это и есть святое дело, есть то действенное слово, которое Россия должна сказать миру.
Философия Соловьева антропоцентрична. Человек – вершина творения. Возрождение мира совершено Богом совместно с человеком, который также выразил божественную идею гуманности. Такой идеально совершенный человек является высшим проявлением Софии, божественной мудрости. Но совершенный человек явился во Христе. Поэтому богочеловек Иисус Христос является единением логоса и Софии. Принцип «Софии» имеет всеобъемлющее значение для мира и поэтому может получить различные определения: это и вечная женственность, и душа мира, и церковь. Как женская индивидуальность, она воплощается в образе святой девы Марии.
Владимир Соловьев был первым профессиональным русским философом, явлением в истории отечественной философии, смысл его жизни заключался в духе религиозного мессианства, которым проникнуты все произведения великого философа.
Европейский позитивизм нашел последователей и в России. Он получил развитие в трудах Н.К. Михайловского, М.М. Троицкого, Н.И. Кареева, Н.М. Коркунова и др. Русскую мысль привлекал в позитивизме отказ от теологии и метафизики, надежда на отыскание для человечества пути к благоденствию. Русская мысль всегда тяготела к науке, верила в возможность разрешения общественных вопросов средствами научного знания, все это делало позитивизм базой, которая была наиболее адекватной для духовной атмосферы того времени.
Как известно, XIX в. известен не только своими революционным радикализмом, но и огромными достижениями в области естествознания. Они требовали своего философского обоснования, что и осуществлялось в рамках естественнонаучного материализма Иваном Михайловичем Сеченовым (1829-1905), Ильей Ильичем Мечниковым (1845-1916), Николаем Александровичем Умовым (1895-1915), Дмитрием Ивановичем Менделеевым (1834-1907) и др. Материалистические взгляды отечественных ученых были противовесом идеализму, получившему развитие в России конца XIX – начала XX вв., оказали влияние на развитие философии в советский период.
Характерной чертой русской философии XIX в. было то, что практически все мыслители рассматривали философию не как свое основное занятие, а как приложение к общественному движению, в котором они участвовали, как обоснование литературной или богословской деятельности. Их, прежде всего, интересовали проблемы общественного характера, и лишь во вторую очередь – собственно узколичностный и внутренний мир. Для русской философии этого периода характерна нелюбовь к логическим построениям, отвлеченному мышлению.