Философия в системе культуры
Как бы мы ни определяли культуру, то ли как способ деятельности человека, то ли как систему ценностей (культура чрезвычайно сложное образование и дать ей однозначное определение просто невозможно), несомненно, что философия является важнейшей ее частью. При этом не просто частью наряду с другими частями, а ядром духовной культуры общества. Несомненно, что философия сама есть порождение культуры. Культура существовала до философии. Более того, культура того или иного народа накладывает свой отпечаток на философию, ее проблематику, способы подхода к решению проблем, ее видение мира.
Достаточно указать на различия западноевропейской, индийской, китайской, русской философий, чтобы понять бесспорность этого положения. Но, возникнув, философия сама уже способствует преобразованию культуры в целом. Ранее подчеркивалось уже влияние древнегреческой философии на европейскую, да и всю мировую культуру. И с тех пор, как возникла философия, развитие культур различных народов, их изменение во многом обусловлено развитием самой философии. Переход от Средневековья к Новому времени был обусловлен не только изменениями в структуре производительных сил, но и изменениями в миропонимании, в отражении самой картины мира в сознании людей, их видения, оценки, как самих себя, так и своего отношения к природе. И этот переход был подготовлен в значительной мере философами Франции, Англии и других европейских стран.
И в этом нет ничего удивительного. Ведь философия, как уже указывалось, выступает основой мировоззрения, а последнее, в свою очередь, является "душой" культуры. Обобщая не только опыт развития науки, но и опыт всех иных форм человеческой жизнедеятельности, философия способствует осознанию, критическому осмыслению этого опыта, и тем самым утверждению одних взглядов, норм, принципов и отбрасыванию других. Она помогает осмыслить саму культуру.
Ранее уже указывалось, что одной из важнейших функций философии является "разработка" категорий, но последние являются не только формами научного мышления, но и формами мысли вообще, универсалиями культуры. Не только научное мышление (здесь категории применяются осознанно), но и обыденное (здесь, как правило, они применяются неосознанно) использует их для решения своих задач. А если учесть, что философия вырабатывает не только интеллектуальные, но и нравственно-эмоциональные универсалии, то становится еще более очевидным ее большое значение в системе культуры.
Особого рассмотрения заслуживает вопрос о взаимоотношении философии и практически преобразующей деятельности человека, деятельности по преобразованию природы и особенно общественных отношений. Этот вопрос заслуживает особого внимания в свете известного положения К. Маркса: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Тем самым Маркс в качестве важнейшей функции философии считал изменение, преобразование общественного мира человека. Он прямо заявлял, что его философия должна стать духовным оружием пролетариата в преобразовании общества.
Сама по себе это формула вряд ли может вызвать какие-то возражения. Ведь, в конечном счете, вся наука, в том числе и философия, служит человеку, помогает ему осознать мир и самого себя с целью преобразования мира и себя. Но, как показал опыт, утилитарное отношение к философии, сращивание ее с политикой, превращение в идеологию ведет к догматизации самой философии, обедняет ее содержание, превращает в «служанку» господствующих политических сил. Тем самым искажается сама суть философии быть инструментом критически-рефлексивного осмысления опыта человека.
В заключение уместно привести слова русского философа П. Лаврова: «…Философия, отличаясь от прочих деятельностей человеческого духа, оживляет их все, сообщает им человеческую сторону, осмысливает их для человека. Без нее наука – сборник фактов, искусство – вопрос техники, жизнь – механизм. Философствовать – это развивать в себе человека как стройное единое существо» [1, с. 577].
Литература
1 Лавров, П. Л. Три беседы о современном значении философии / Лавров П. Л. // Философия и социология. – М. : МГУ, 1965. – Т. 1. – С. 549–580.
2 Мамардашвили, М. Как я понимаю философию / М. Мамардашвили. – М. : Прогресс, 1990. – 368 с.
3 Рассел, Б. История западной философии / Рассел Б. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. – 991 с.
4 Чанышев, А. Н. Эгейская предфилософия / Чанышев А. Н. – М. : МГУ, 1970. – 240 с.
5 Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / Энгельс Ф. // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. – 2-е изд. – М. : Политиздат, 1961. – Т. 21. – С. 269–317.
6 Ясперс, К. Философская вера / К. Ясперс // Смысл и назначение истории. – М. : Политиздат, 1991. – С. 420–508.
Античная философия
Тема «Античная философия» занимает особое место в курсе философии. Античность, точнее, древнегреческая философия и культура в целом (Античность включает в себя древнегреческий и древнеримский периоды человеческой истории) является колыбелью европейской философии и культуры, уже давно перешагнувшей границы Европы. Немецкий философ ХХ века Карл Ясперс называет период возникновения философии (в историческом масштабе, одновременно с древнегреческой философией, философия возникает и в других центрах культуры – Индии и Китае) осевым временем мировой истории, потому что именно тогда сформировался человек такого типа, какой мы имеем и сегодня.