Философия Средневековья
По своему характеру философия Средневековья принадлежит к эпохе феодализма и является религиозной философией. Ее религиозный характер проявляется, прежде всего, в том, что высшими истинами она считает истины Священного писания, полностью признает христианское учение о едином личном Боге (теоцентризм), идею творения мира из ничего (креоционизм), учение о конце света (эсхатологизм), предопределение человека (провиденционализм) и другие религиозные догматы.
Все философские дискуссии ведутся вокруг религиозных проблем. Средневековая философия в отличие от античной не ставит перед собой задачу поиска истины, истина нам дана, она содержится в Библии, учениях отцов Церкви. Задача философии заключается в том, чтобы прояснить по возможности истины религии, привести разумные их обоснования.
Религия выступает лишь одним источником философии Средневековья, другим ее источником является античная философия.Религия провозглашает свои истины, философия же пытается доказать свои положения, выстроить цепь рассуждений, доводов, обосновывающих их истинность, даже если эти положения взяты ею из религиозных источников. А для этого она должна располагать своим мыслительным материалом: понятия, категории, способы доказательства. Этот материал философия Средневековья могла почерпнуть только в античности (философия Платона, Аристотеля).
В границах античного общества христианская философия проходит 2 периода формирования:
1. Апологетика (Ориген);
2. Патристика (Аврелий Августин, епископ Тертулиан).
Основным содержанием апологетики данных периодов является защита христианства перед лицом римской власти и античной философии, доказательстве превосходства христианства над язычеством. «Верую ибо абсурдно», «Философы – патриархи еретиков», – лозунг философов – апологетов.
Наиболее полный ответ можно найти в источниках [3; 5; 6].
При подготовке к ответу на следующий (Аврелий Августин) вопрос студент должен обратить внимание на следующие положения.
Виднейшим представителем периода патристики (учение отцов Церкви, заложивших основы христианского мировоззрения) является Аврелий Августин (354–430 гг.).
Высоко оценивая учения Платона и неоплатоников, Августин заново обдумывает идеи Платона, исходя не из объекта, а из субъекта, из самоочевидности человеческого мышления, предопределяя этим идею Р. Декарта.
Бог является абсолютным или подлинным бытием. Бытие Бога Августин выводит из самосознания человека, а бытие вещей исключает из этого процесса. Душа - нематериальная субстанция, она бессмертна, а тело – нет. В трактовке проблем бытия Аврелий Августин исходил из принципа креационизма – творения мира Богом из ничего.
Познание, согласно Августину, основано на внутреннем чувстве, ощущении. Истина является нормой познания, она реальна. Бог, согласно Августину, является источником всех истин, неизменной вечной истиной.
Новый момент в философии Августина, мимо которого прошла античная философская мысль – признание участия воли в процессе познания, понимание мышления и воли, как активных процессов в познании окружающего мира, хотя и носящих богословский характер. Подлинным путем достижения истины является путь христианской веры. «Верую, чтобы понимать», – таков основной тезис Августина.
Августин выступает с требованием признания двух путей познания истины:
1) понятийно – рационального (логика, наука, философия);
2) нерационального (вера, Святое писание, авторитет Церкви).
Преимущество Аврелий Августин отдает второму пути.
Рассматривая социально – политическую концепцию Аврелия Августина студент должен акцентировать свое внимание на следующие положения. Разум в отличие от античной философии в средневековой – не является определяющим в праведной жизни человека. Христианский Бог стоит выше необходимости, выше закона. Поэтому человек не в состоянии постигнуть его разумом, его можно познать только верой. Более того, по мнению Августина, разум нередко отвращает нас от Истины (Бога), обращая наше внимание в сторону «бессмысленного любопытства». Смещение акцента с разума на волю дает нам совершенно другой идеал человека по сравнению с античным идеалом (внутренняя духовная жизнь направленная на познание Бога).
Борьба добра и зла в человеке находит свое отражение и в человеческой истории, человеческом обществе. С точки зрения Августина «Град Божий» и «Град земной» сопровождают человека на земле вплоть до судного дня (эсхаталогизм). Августин подчеркивает, что власть Церкви стоит выше всех светских институтов (государство, общество, семья).
При изучении этого вопроса студент может использовать следующие источники [5; 7].
При подготовке к ответу на вопрос о философии Фомы Аквинского, студент должен обратить внимание на следующие положения.
Высшей точкой развития средневековой философии является СХОЛАСТИКА (от греческого schole – школа). Наиболее ярким представителем поздней схоластики является Фома Аквинский (1225–1274 гг.). Большое влияние на философские взгляды Фомы Аквинского сыграла философия Аристотеля (учение о «форме и материи», учение о «видах»).
Фома Аквинский разграничивал «истины разума» и «истины откровения», области философии и области теологии. Так как источником истины является Бог, то обе эти истины не могут противоречить друг другу. К этому следует добавить, что, по мысли Фомы Аквинского и объект познания у них тоже Бог. Человеческий разум ограничен во времени и в пространстве, он имеет дело с объективным миром, поэтому сфера его суждения ограничена и далеко не все истины откровения ему подвластны. Но это не значит, что истины откровения, не подвластные разуму противоразумны, они просто сверхразумны.
В то же самое время по мысли Аквината могут существовать опосредованные (разумные) доказательства существования Бога. Студент должен знать пять доказательств, Его существования по мысли Фомы Аквинского.
Таким образом, Ф. Аквинский выступает за «симфонию веры и разума». Вера и разумдолжны взаимодействовать так, чтобы разум в силу своих возможностей доставлял вере аргументы ее правоты и этот тезис становится официальным принципом взаимосвязи веры и разума, религии и философии.
Студент при подготовке по данному вопросу может использовать следующие источники [6].
При подготовке к ответу по вопросу «Спор о природе универсалий», студент должен обратить внимание на следующие положения:
Одной из главных проблем средневековой философии является проблема универсалий. Суть его заключается в следующем: имеют ли общие понятия (универсалии) объективно – реальное содержание или не имеют.
В средние века сторонников платонизма стали называть реалистами, а сторонников аристотелизма – номиналистами.
Крайние реалисты (А. Кентеберийский и другие) исходили из того, что универсалии существовали до человека и мира в виде идей, образа Бога.
Крайние номиналисты (И. Росцелин) утверждали, что подлинной реальностью обладает только единичные, отдельные предметы. Общее не существует даже в уме человека, оно есть лишь звуки человеческого голоса, лишь имя даваемое человеком вещам.
Крайности были преодолены умеренным реализмом в лице Фомы Аквинского и умеренным номинализмом в лице Пьера Абеляра. Спор о природе универсалий выходит за рамки чисто религиозной проблемы и имеет общефилософское значение. Он неразрывно связан с философской проблемой соотношения общего и единичного, дискуссия которая продолжается и в наши дни.
Наиболее полно ответ на данный вопрос можно найти в источниках [1; 4; 5].
Литература
1. Алексеев, П. В. Философия / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : ПБОЮЛ, 2001. – С. 123.
2. Антология мировой философии : в 4 т. – М., 1969. – Т. 1, ч. 2. – 776 с.
3. История философии в кратком изложении. – М. : Мысль, 1994. – 510 с.
4. История философии : учебник для вузов / под ред. В. П. Кохановского, В. П. Яковлева. – Ростов н/Д. : Феникс, 2001. – С. 32–34.
5. Лузан, А. А. Введение в философию / А. А. Лузан. – Краматорск : ДГМА, 2009. – С. 37–42.
6. Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М., 2001. – С. 198-203, 209-212, 217-236.
7. Чанышев, А. Я. Курс лекций по Древней и Средневековой философии / А. Я. Чанышев. – М. : Высшая школа. – 1991. – 512 с.