Учебно-методические указания по подготовке и сдаче экзамена (зачета)
Контроль успеваемости и качества подготовки обучающихся подразделяется на текущий контроль и промежуточную аттестацию.
Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов учебных занятий в форме, избранной преподавателем или предусмотренной тематическим планом. Результаты текущего контроля отражаются в журналах учета учебных занятий и используются для оперативного управления образовательным процессом.
Промежуточная аттестация успеваемости и качества подготовки обучающихся предназначена для определения степени достижения учебных целей по дисциплине и проводится в форме экзамена (зачёта).
Экзамен (зачет) по дисциплине предусмотрен учебным планом и является формой промежуточной аттестации. Он проводится в один этап в течение одного дня. Основной формой проведения экзамена (зачета) является опрос по теоретическим вопросам методом собеседования.
Цели экзамена (зачета) и решаемые им задачи:
- проверить степень усвоения обучающимися учебного материала по дисциплине;
- оценить уровень полученных знаний в объеме требований учебной программы;
- оценить развитие навыков творческого применения основных теоретических положений в повседневной практической деятельности;
- оценить умения логически строго излагать свои мысли, правильно строить ответы на поставленные вопросы, выделять главное и делать выводы;
- определить оптимальное соотношение лекций и семинаров по дисциплине, эффективность выбранного графика прохождения и методического сопровождения учебной дисциплины;
- определить соответствие образовательного процесса требованиям руководящих документов, выявить имеющиеся недостатки и выработать предложения по совершенствованию его содержания, организации и ведения.
Экзамен (зачет) проводится в дни и часы, отведенные расписанием занятий для изучения дисциплины. Экзамен (зачет) принимается лектором данного потока, который отвечает за организацию подготовки и проведение экзамена (зачета).
К экзамену (зачету) допускаются обучающиеся, выполнившие все требования учебной программы по дисциплине
Обучающиеся к экзамену (зачету) готовятся самостоятельно. Подготовка заключается в изучении программного материала дисциплины с использованием личных записей, сделанных в рабочих тетрадях, и рекомендованной в процессе изучения дисциплины литературы. При необходимости обучающиеся обращаются за консультацией к преподавателю, ведущему данную дисциплину.
Экзамен (зачет) проводится в аудитории, определенной учебным расписанием. В день проведения экзамена (зачета) по учебной дисциплине учебная группа прибывает к месту проведения зачета за 5-10 минут до его начала.
Преподаватель убеждается в готовности обучающихся к экзамену (зачету) и доводит до них порядок его проведения. Для собеседования в аудиторию приглашаются 4-5 человек.
Преподаватель предоставляет обучающемуся право самостоятельного выбора конверта, в который вложен экзаменационный билет. Обучающийся выбирает конверт, вскрывает его, называет преподавателю-номер, знакомится с содержанием вопросов и если ему все ясно, готовится к ответу. Преподаватель выдает ему лист со штампом учебной части, указывает место и предоставляет 30 минут на подготовку к собеседованию.
Для ответа по экзаменационному билету обучающемуся предоставляется до 15 минут.
Преподаватель, заслушав доклад, задает при необходимости, дополнительные (уточняющие) вопросы, оценивает знания обучающегося в соответствии с критериями, принятыми в вузе, объявляет оценку и разрешает обучающемуся выйти из аудитории.
Обучающимся, получившим на экзамене (зачете) неудовлетворительную оценку решением деканата устанавливаются индивидуальные сроки сдачи (повторной сдачи) экзамена (зачета).
Вопросы для подготовки к зачету (экзамену)
1. Понятие мировоззрения и его структура.
2. Особенности развития русской философии.
3. Характеристика основных компонентов мировоззрения.
4. Неотомизм как разновидность западноевропейской философии.
5. Типы мировоззрения.
6. Неопозитивизм как разновидность западноевропейской философии.
7. Мифология и мифологическое мировоззрение.
8. Экзистенциализм как разновидность западноевропейской философии.
9. Специфика религиозного мировоззрения.
Ю.Д.Юм и И.Кант о границах и возможностях человеческого познания.
11.Особенности философского мировоззрения.
12.Теория познания И.Канта.
13.Предмет философии и ее основные задачи.
14.Рационализм философии нового времени (Р.Декарт).
15.Структура и функции философии.
16.Эмпиризм философии нового времени (Ф.Бэкон).
17.Природа философского знания.
18.Особенности философии эпохи возрождения.
19.Философия и ее роль в обществе.
20.«Реализм» и «Номинализм».
21.Характеристика основных направлений в философии.
22.Философские взгляды Пьера Абеляра.
23.Особенности решения онтологических и гносеологических проблем в
различных философских системах. 24.Жизнь и творчество Фомы Аквинского.
25.Философия как единство научной теории, методы и мировоззрения. 26.Особенности и основные этапы развития философии средневековья. 27.Специфика философского знания, принцип целостности в
философском объяснении мира.
28.Философские взгляды Аристотеля.
29.Структура философского знания: онтология, гносеология, учение о
развитии, социальная философия, история философии и др. 30.Философия Платона.
31 .Творческие функции философии, взаимосвязь философии с
естественнонаучными и социально-гуманитарным знанием. 32.Жизнь и творчество Сократа.
33.Становление философии и основные этапы ее развития.
34.Философия Демокрита.
35.Категория бытия, ее смысл и специфика.
36.Особенности античной философии
37.Категории материи и ее значение для философии, естественных и
гуманитарных наук.
38. Философская концепция К. Маркса.
39.Новое открытие в естествознании и изменения представлений о
структуре и законах движения материи.
40.Антропологический принцип философии Л. Фейербаха. 41.Всеобщие формы бытия материи.
42.Соотношение системы и метода философии Гегеля. 43.Характерные особенности концептуального, реального и
перцептуального подходов к пространству и времени.
44.Основные направления западноевропейской философии XIX - XX вв. 45.Решение проблемы соотношения материи и сознания различными
философскими направлениями.
46. Достоинства и недостатки марксистской философии.
47.Эмоционально - чувственная и познавательно -интеллектуальная
подсистема мировоззрения.
48.Философские взгляды Владимира Соловьева и Н. Бердяева.
49.Движение как способ существования материи, пространство и время
как формы бытия материи.
50.Функции мифа.
51.Сознание и высшие формы психической деятельности - мышление,
память, воля, эмоции.
52. Природное и социальное в человеке.
53. Личность и общество.
54. Отражение как всеобщее свойство материи, основные ступени отражения.
55. Структура философского знания. Философия и философские науки.
56. Понятийный /категориальный/ аппарат философии.
57. Предмет и методы философии.
58. Особенности и основные школы античной философии.
59. Основные этапы развития средневековой философии. "Реализм" и "Номинализм"
60. Эмпиризм /Ф.Бэкон/ и рационализм /Р.Декарт/.
61. Индукция и дедукция как методы научного познания.
62. Философские воззрения В.Ф.Гегеля и Л.Фейербаха.
63. Периодизация Отечественной философии.
64. Современные представления о материи и ее атрибутах.
65. Славянофильство и западничество в русской философской мысли.
66. Основные уровни организации материи.
67. Идеи западничества в философии А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского.
68. Единство материи и движения, основные формы движения.
69. Понятие закона. Общие и специфические законы.
70. Основные факторы становления и развития сознания.
71. Принципы, законы и категории диалектики.
72. Структура сознания, ее основные элементы.
73. Проблема познаваемости мира и ее решение в истории философии.
74. Источники и движущие силы развития общества.
75. Чувственные и рациональные формы познания.
76. Социальная структура общества.
77. Формационная концепция развития общества.
78. Структура общественно-экономической формации.
79. Формы научного познания.
80. Культура как процесс и результат человеческой деятельности. Культура и цивилизация.
8. Темы курсовых работ
1. Мировоззрение: понятие, структура, роль в жизни человека и общества.
2. Философия как система теоретического знания.
3. Философия как самосознание эпохи.
4. Современные дискуссии о предмете и структуре философии.
5. Особенности и основные школы философии Древней Индии.
6. Философские аспекты буддизма.
7. Особенности и основные идеи древнекитайской философии.
8. Философские воззрения Конфуция.
9. Первые натурфилософские школы Древней Греции.
10. Характерные черты, периодизация и основные школы античной философии.
11. Философия Сократа.
12. Платон и его учение об «идеальном государстве».
13. Философия Аристотеля и ее роль в развитии мировой философской мысли.
14. Особенности средневековой философии.
15. Философские идеи Библии.
16. Философские идеи Корана.
17. Проблема универсалий в средневековой философии.
18. Гармония разума и веры как центральная идея философии Фомы Аквинского.
19. Гуманизм философии Возрождения.
20. Философские идеи Реформации.
21. Особенности философии Возрождения.
22. Характерные черты философии нового времени.
23. Проблема метода в философии нового времени.
24. Философский смысл научной революции XVII века.
25. Философские идеалы Просвещения.
26. Проблема достоверности научного знания и его границ в философии И. Канта.
27. «Абсолютный идеализм» и диалектика философии Г. Гегеля.
28. Проблема философии будущего в творчестве Л. Фейербаха.
29. Философия марксизма и ее исторические судьбы.
30. Иррациональная философия: истоки, этапы развития и основные проблемы.
31. Проблема научности знания в философии позитивизма.
32. Современная религиозная философия.
33. Особенности и этапы развития русской философии.
34. Проблема «Восток-Запад-Россия» в трудах русских философов.
35. Российская цивилизация: прошлое, настоящее, будущее (методология анализа).
36. «Серебряный век» русской философии.
37. Русский марксизм: история и современность.
38. Проблема бытия в философии.
39. Социальное пространство и социальное время.
40. Философский смысл современной научной картины мира.
41. Понятие развития в философии.
42. Диалектика и ее альтернативы.
43. Прогресс и регресс в развитии.
44. Сознание и бессознательное.
45. Современные философские дискуссии по проблеме идеального.
46. Философские проблемы искусственного интеллекта.
47. Современные концепции познания.
48. Научное и ненаучное познание.
49. Проблема критериев истины в познании.
50. Отражение и информация (методология анализа).
51. Проблема заблуждения в научном познании.
52. Познание и интуиция.
53. Роль методологии в научном познании.
54. Общество как система.
55. Проблема периодизации общественного развития.
56. Детерминизм в развитии общества.
57. Проблема прогресса в общественном развитии.
58. Природа социальных ценностей.
59. Ценностные ориентации и смысл человеческого бытия.
60. Проблема человека в философии.
61. Смысл жизни человека (философский аспект).
62. Свобода и ответственность человека.
63. Человек – личность – общество.
64. Человек в информационном мире.
65. Техногенная цивилизация как объект философского анализа.
66. Современные глобальные проблемы и пути их решения.
67. Противоречия и тенденции развития современной цивилизации.
9. Рекомендуемая литература
Основная литература
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Просвет, 2007. – 592 с.
Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учеб. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 480 с.
Философия: учеб. пособие для высших учебных заведений / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Изд. 18-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 574 с.
Философия: учеб. для вузов / под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008. – 928 с.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2006. – 736 с.
Дополнительная литература
Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. – М., 2005.
Алексеев А.П. Философский текст: идеи, аргументация. – М., 2006.
Багдасаров Н.Г. Социология: учебник / Н.Г. Багдасаров, М.А. Князева, Н.Р. Шушамян. – М., 2010.
Барулин В.С. Социальная философия. – М., 2007.
Брокгауз Ф.А., Ефран И.А. Россия. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М., 2007.
Гриненко Г.В. История философии. – М., 2007.
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. – М., 2010.
Ильин В.В. Философская антропология: учебное пособие для вузов. – М., 2008.
Канке В.А. Философия. – М., 2007.
Кохановский В.П. Философия. – М., 2008.
Кузнецов В.Г. и др. Философия: учебник. – М., 2006.
Кравченко А.И. Общество: статика и динамика: учеб. пособие. – М., 2006.
Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения. – М., 2010.
Лосский Н.О. История русской философии. – М., 2007.
Михайлова Е.Е. Русская философия: учебное пособие. – Тверь, 2009.
[1] Дидактические единицы отмеченные значком * изучаются самостоятельно