Сакральные истоки коммуникативного действования; рационализация жизненного мира
Обращаясь к социологии религии Дюркгейма, Хабермас трактует дюркгеймовское "коллективное сознание" как до —языковую генетическую основу коммуникативного действования, исходя из допущения, что религиозный символизм образует архаическое ядро нормативного сознания2. Возможность такого использования идей Дюркгейма определяет —
ся тем, что французский социолог четко отличает техничес — кие правила, лежащие в основе инструментальных действий, от моральных норм, определяющих коммуникативную практику, и подчеркивает, что в объяснении нуждается прежде всего специфический обязывающий характер общественных норм: моральные заповеди побуждают к послушанию, даже не будучи связаны с внешними санкциями. На основании структурных аналогий между священным и моральным Дюр — кгейм делает заключение о сакральных основаниях морали и выдвигает тезис о том, что моральные нормы в социально — историческом плане получают свою обязывающую силу в конечном счете из сферы сакрального.
Исходя из этого, Хабермас полагает, что в архаическом (примитивном) обществе ритуальная практика является средством образования и воспроизводства сообществ, а сакральная мифологическая символика представляет собой выражение регулярно актуализируемого нормативного согласия, формирующего коллективную идентичность. Эта коллективная идентичность определяет крут тех, кто осознает себя при — надлежащим к одной и той же социальной группе, к "мы", обеспечивая тем самым общественную солидарность.
Конститутивной характеристикой мифологического мышления является его диффузность в двух аспектах: во —первых, в плане недифференцированное™ фундаментальных установок на объективный, социальный и субъективный мир и, во-вторых, в плане нерефлексивности образов мира, которые не осоз — наются как субъективные интерпретации. Иными словами, в мифологическом мышлении еще не дифференцированы основные притязания на значимость: для мифа характерно смешение феноменов, относящихся к объективному миру, с элементами социального и субъективного миров. Мифологичес — кая символика воплощает синкретическое единство пропозиционального, нормативного и экспрессивного содержаний.
Кроме того, мифические образы мира понимаются не как системы толкования, которые конституируются посредством внутренних смысловых связей и связаны с субъективными притязаниями на значимость. Соответственно символически конституированный образ мира столь безоговорочно идентифицируется с самим миром, что он не рассматривается как интерпретация, которая подвержена ошибкам и может быть предметом критики. Обычно констатируемое исследователями мифологии смешение природы и культуры следует понимать не только в смысле категориального смешения объективного и социального миров, но и в смысле реификации образа мира, что исключает возможность занятия рациональ —
ной позиции в отношении его содержания и, в частности, возможность его критики. Это значит, что в рамках мифоло — гического мышления формальные понятия мира не только не дифференцированы, но вообще отсутствуют как таковые: при наличии формальных понятий мира и универсальных притязаний на значимость содержания образа мира должны быть отделены от самого предполагаемого мирового порядка.
Сам жизненный мир также характеризуется недиффе — ренцированностыо: его основные структурные элементы — культура, общество и личность — образуют синкретическое единство. Говоря более конкретно, это нерасчлененность выглядит следующим образом. Мифологическая традиция, составляющая основное содержание культуры, непосредствен — но связана с наличным институциональным порядком: освящая его, она закрепляет его незыблемость. В свою очередь, институты функционально направлены на защиту (и тем самым — на консервацию) сакральных образов мифа. Жесткая институциональная структура непосредственно (набором стро — го фиксированных социальных ролей) определяет индивидуальное поведение, а независимая от социальной группы позиция личности принципиально невозможна, поскольку индивидуальное "я" обретается только через коллективное "мы". Наконец, отсутствует и дистанцированность личности от куль — турного предания: миф обладает непосредственной достоверностью для индивидуального мышления и не может стать предметом критики, традиция непосредственно определяет содержание индивидуального сознания.
Итак, структурные элементы жизненного мира сплавлены воедино в коллективном сознании, которое конститутивно для идентичности группы. Примитивное общество может быть представлено как тотально интегрированное: ритуальная практика представляет собой нечто вроде тотального общественной формы, которая все социальные действия нормативно интегрирует столь полно, что каждое нарушение норм предстает как недопустимое святотатство. Однако в рамках недифференцированного жизненного мира общественная солидарность еще преднаходится, а не производится коммуникативным действованием; рациональный образ мысли и действия в примитивном жизненном мире вообще оказывается невозможным.
Значение языковой коммуникации для общественного воспроизводства в примитивном обществе еще не оформилось. Это относится как к функции взаимопонимания, так и к функциям координации действий и социализации. Однако дифференциация заключена в самих структурах языковой
коммуникации, и она становится общественной реальностью в той мере, в какой коммуникативное действование принимает на себя бремя обеспечения общественной солидарности. Социально — интегративные функции, которые первоначаль — но выполнялись ритуальной практикой, постепенно переходят к коммуникативному действованию, при этом авторитет сакрального постепенно заменяется авторитетом обоснован — ного консенсуса.
Механизм этого процесса определяется Хабермасом как "языковое выражение (Versprachlichung) сакрального". Имеется в виду, что воспроизводство культуры, социальная интеграция и социализация осуществляется уже не "автоматически" на основании сакральных содержаний и посредством ритуальной практики, а благодаря языковой коммуникации и действованию, ориентированному на взаимопонимание. В той мере, в какой коммуникативное действование берет на себя выполнение центральных общественных функций, задачи обес — печения субстанциального взаимопонимания передаются языковой коммуникации. Языковое выражение ритуально обеспечиваемого базисного нормативного согласия влечет за собой расколдовывание (Entzauberung, термин Вебера) мира и депотенцирование области сакрального. Аура пугающего, излучаемая сакральным, непререкаемый авторитет священного одновременно сублимируются и профанируются в обязующую силу доступных для критики притязаний на значимость, которые могут быть обеспечены лишь дискурсивно'.
Убеждения обязаны своим авторитетом все в меньшей степени ауре сакрального и все в большей — не просто воспроизводимому, но достигаемому, т. е. коммуникативно производимому консенсусу. Социальная интеграция изменяет свою структуру в той мере, в какой функции культурного воспроизводства, социальной интеграции и социализации переходят с области сакрального на область повседневной коммуникативной практики. При этом ритуальное сообщество, которое впервые только и делает возможной общественную солидарность, превращается в коммуникативное сообщество, телосом которого является достижение взаимопонимания.
Это означает освобождение коммуникативного действо — вания от гарантированного сакральными ценностями конкретного нормативного контекста; при этом происходит высвобождение заложенного в коммуникативном действовании потенциала рациональности. BiryrpeHiie присущая языку рациональность может стать социально действенной в той мере,
в какой акты коммуникации берут на себя функцию поддержки социальных интеракций.
Тогда социальная интеракция осуществляется уже не непосредственно через сакральные ценности, а через интер — субъективное признание выдвигаемых посредством речевых действий притязаний на значимость. Правда, коммуникативные действия еще остаются вплетенными в существующие нормативные контексты, но говорящий уже может посредством речевых актов устанавливать к ним эксплицитное отношение и занимать по отношению к ним различные установки. В той мере, в какой субъект коммуникативного лей — ствования сам решает задачу применения норм, эти нормы могут становиться одновременно все более абстрактными и специальными. "Коммуникативно опосредованное применение норм зависит от того, что участники достигают совместных определений ситуации, которые относятся как к объективным, так и нормативным и субъективным фрагментам соответствующих ситуаций действия. Участники интеракции должны сами соотнести данные нормы с соответствующими ситуациями и приспособить их к особым задачам. Коль скоро эти акты интерпретации становятся автономными от нормативного контекста, институциональная система может овладеть растущей сложностью ситуаций действия посредством того, что она разветвляется в рамках высокоабстрактных основных норм на сеть социальных ролей и особых правил" '.
Потенциал рациональности действия, ориентированного на взаимопонимание, может быть не только высвобожден, но и задействован для рационализации жизненных миров в той мере, в какой язык выполняет функции взаимопонимания, координации действий и социализации индивидов, и тем самым становится средством, благодаря которому осуществляются культурная репродукция, социальная интеграция и социализация, т. е. в той мере, в какой языковая коммуникация опосредует воспроизводство жизненного мира. "В той мере, в какой раскрепощается заключенный в коммуникативном действовании потенциал рациональности, архаическое ядро нормативного распадается и открывает возможность для рационализации образов мира, универсализации права и морали и ускоряющихся процессов индивидуации"2.
Идея языкового выражения сакрального может быть переформулирована следующим образом: чем больше диффс — ренцируются структурные компоненты жизненного мира и
те процессы, которые служат их сохранению, тем более взаимосвязи интеракции подчиняются условиям рационально мотивированного взаимопонимания, следовательно, такому образованию консенсуса, которое в конечном счете основывается на авторитете лучшего аргумента. Рационализация жизненного мира может быть систематически представле — на в трех основных аспектах: а) как структурная дифференциация жизненного мира, б) как разделение формы и со — держания и в) рефлексивизация символического воспроиз — водства.
Начнем с рассмотрения структурной дифференциации. В отношении культуры и общества она проявляется в растущем отделении системы общественных институтов от образов мира; в отношении личности и общества — в расширении пространства случайности для образования межличностных отношений; в отношении культуры и личности структурная дифференциация жизненного мира обнаруживается в том, что обновление традиций все в большей мере зависит от способности индивидов к критике и инновациям. Точками схождения этих тенденций развития оказываются для культуры состояние постоянного пересмотра традиций, став — ших текучими и рефлексивными; для общества — состояние зависимости легитимных порядков от формальных про — цедур установления и обоснования норм; для личности — состояние непрерывно саморегулируемой стабилизации вы — сокоабстрактной идентичности "Я". Эти тенденции могут реализоваться лишь в той мере, в какой позиции участников коммуникации по тому или иному вопросу не восходят к предписанному нормативному согласию, а происходят из кооперативных процессов толкования, осуществляемых ими самими. Поэтому они знаменуют высвобождение заложенного в коммуникативном действовании потенциала рациональности.
Разделению культуры, общества и личности соответствует дифференциация формы и содержания. Ядра традиций, обеспечивающие идентичность в области культуры, отделяются от конкретных содержаний, с которыми они еще тесно сплетены в рамках мифологических образов мира. Они кристаллизуются в такие формальные элементы, как формальные понятия мира, предпосылки коммуникации, процедуры аргументации, абстрактные базовые ценности и т. д. В облас — ти общества всеобщие принципы выделяются из частных контекстов, с которыми они сплетены в примитивных обществах. В модерных обществах практикуются принципы правопорядка и морали, которые все в меньшей мере приноров —
лены к конкретным формам жизни. В области личности приобретаемые в процессе социализации когнитивные структуры все в большей мере отделяются от содержаний культурного знания, с которыми они первоначально были интегрированы в рамках "конкретного мышления". Формальные компетенции могут быть приобретены на все более варьирующих предметах.
Наконец, структурная дифференциация жизненного мира означает и функциональную специализацию соответствующих процессов воспроизводства. В модерных обществах образуются системы действий, в которых задачи культурного предания, социальной интеграции и социализации решаются специализированно и на профессиональной основе. Формируются автономные сферы культурных ценностей •— наука, право и искусство; утверждаются дискурсивные формы образования политической воли, которые разлагают естественность господства, легитимированного традицией. Осуществляется педагогизация воспитания, что делает возможным становление светской и публичной системы образования. Тем самым циклическое воспроизводство символических структур жизненного мира становится рефлексивно разомкнутым.