Т. Гоббс – английский философ, родоначальник деизма и материализма Нового времени
Лекция 5. Философия Нового времени
1. Философия 17 века. Основная проблематика философии данного периода.
2. Философия эпохи Просвещения
Философия этого периода носит название «философия начала Нового времени» или «философия XVII в.». Конец этого периода и начало следующего — эпохи Просвещения — связывается обычно со второй английской революцией в 1688 г.
Наука достигла своих наиболее поразительных успехов в XVII веке. В создании науки выдающееся место принадлежит четырем великим личностям: Копернику, Кеплеру, Галилею и Ньютону.
Коперник (1473-1543) пришел к убеждению, что Солнце является центром мироздания и что Земля имеет двойное движение: суточное вращение и годовое круговое вращение вокруг Солнца. Действительно, что было важно в его работе, так это развенчание представления о Земле как об особом геометрическом центре.
У людей, которые основали современную науку, было два достоинства, которые не всегда сопутствуют друг другу: это огромное терпение в наблюдениях и большая смелость в выдвижении гипотез.
Кеплер (1571-1630) является одним из самых выдающихся примеров того, чего можно достигнуть, не будучи гением, при помощи терпения. Он был первым крупным астрономом после Коперника, принявшим гелиоцентрическую теорию. Величайшим достижением Кеплера было открытие трех законов движения планет.
Галилей (1564-1642) является, разве только за исключением Ньютона, величайшим из основателей современной науки. Галилей первым открыл значение ускорения в динамике. "Ускорение" означает изменение скорости либо по величине, либо по направлению; таким образом, тело, равномерно двигаясь по кругу, в каждый момент времени имеет ускорение, направленное к центру круга.
Галилей первым установил закон падения тел. Галилей доказал, что нет заметного различия между большим и маленьким кусками одного и того же вещества, что перья падают с такой же скоростью, как и свинец.
Галилеи горячо отстаивал гелиоцентрическую систему; он переписывался с Кеплером и соглашался с его открытиями.
Ньютон (1642-1727) достиг окончательного и полного триумфа, который подготовили Коперник, Кеплер и Галилей. Он смог сформулировать закон всемирного тяготения. "Каждое тело притягивает каждое другое тело с силой прямо пропорциональной произведению их масс и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними".
XVII век был замечателен не только в области астрономии и динамики, но и во многих других областях, связанных с наукой.
Следствия науки XVII века:
- устранение почти всех следов анимизма из законов физики. Греки считали силу движения признаком жизни. Душа животного, по Аристотелю, имеет различные функции, и одна из них – двигать тело животного. Солнце и планеты, по мнению греков, достойны быть богами или управляться и двигаться богами. Воздействие души на материю должно быть непрерывным, для того чтобы движение не прекратилось. Открытие первого закона движения изменило это представление. Безжизненная материя, однажды приведенная в движение, продолжает двигаться до тех пор, пока какая-нибудь внешняя причина не остановит ее.
- глубокое изменение в представлении о месте человека в мироздании. Умирающий античный мир мучился чувством греха и завещал его как тяжелую ношу средним векам. Быть смиренным перед Богом было и правильно и вместе с тем благоразумно, так как Бог наказал бы за гордость. Люди XVII века почувствовали себя живыми людьми, а не несчастными грешниками, как они все еще называли себя в воскресных богослужениях.
В XVI-XVII вв. благодаря открытиям Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера возникло экспериментальное естествознание.
Наибольшего развития достигла механика, которая стала основой метафизического метода и механицизма, как типа мышления данной эпохи.
Наука из покорной служанки богословия прекращается в непосредственную производительную силу в связи с развитием буржуазных отношений.
В целом, в философии Нового времени обозначились три проблемы: проблема познания, путей и способов получения научного знания о мире, проблема субстанции, проблема общества и государства.
В философии на передний план выдвигается гносеологическая направленность, связанная с разработкой общей методологии познания.В решении данной проблемы сложилось два направления: эмпиризм и рационализм.
Эмпиризм
Основателем эмпирического (опытного) направления в философиисчитается Фрэнсис Бэкон(1561 - 1626) - английский философ и политический деятель (в 1620 - 1621 гг. - лорд-канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после короля). Суть основной философской идеи эмпиризма заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Основные труды: «Великое восстановление наук», «Новая Атлантида».
Свой главный вклад мыслитель видел в философском обосновании нового взгляда на цель и предназначение науки. Именно с Ф. Бэкона наука из подозрительного и праздного в глазах многих людей времяпрепровождения постепенно становится престижной областью человеческой деятельности. В мире науки он видел:
§ средство решения социальных проблем, связанных с развитием производства, с промышленной практикой, которая все больше использовала обширные данные естествознания;
§ источник обоснования истинных знаний и их практической значимости. Бэконовский афоризм «Знание – сила» в течение последующих веков является символом науки.
§ конечную цель науки – человеческую пользу, т.е. удовлетворение потребностей и улучшение жизни людей.
Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с которой главным методом познания должна стать индукция.Под индукциейфилософ понимал обобщение множества частных явлений и получение общих выводов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством плавления). Индукция— процесс приобретения знания в направлении от части к целому, от отдельного к всеобщему, закономерному.
Определив главный метод познания - индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Это: "путь паука"; "путь муравья"; "путь пчелы". "Путь паука"- получение знания рационалистическим путем. "Путь муравья" - такой способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт. "Путь пчелы", по Бэкону, - идеальный способ познания. Следуя по "пути пчёлы", необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему "снаружи") и, используя возможности разума, заглянуть "вовнутрь" проблемы, понять ее сущность.
Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.
Фрэнсис Бэкон не только показывает, какими путями должен происходить процесс познания, но и выделяет причины, которые препятствуют человеку (человечеству) получить истинное знание. Данные причины философ раскрывает в учении об идолах. Человеческие заблуждения Ф. Бэкон называет «призраками" ("идолами") и определяет четыре их разновидности: призраки рода; призраки пещеры; призраки рынка; призраки театра.
Призраки рода и призраки пещеры - врожденные заблуждения людей, которые заключаются в смешивании природы познания с собственной природой. Призраки рода – это заблуждения, обусловленные несовершенством органов чувств. Призраки пещеры - это заблуждения, связанные индивидуальными особенностями человека.
Призраки рынка и призраки театра - приобретенные заблуждения. Призраки рынка - неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражений. Призраки театра – слепое подражание авторитетам. Исходя из наличия четырех основных препятствий познания, Бэкон советует максимально абстрагироваться от существующих "призраков" и получать свободное от их влияния "чистое знание".
Ф. Бэкону принадлежит одна из попыток классифицировать имеющиеся науки. Основание классификации - свойства человеческого ума:память; воображение; рассудок. Памяти соответствуют исторические науки, воображению - поэзия, рассудку - философия, что составляет основу всех наук. Философию Бэкон определяет как науку о Боге, природе, человеке.
Т. Гоббс – английский философ, родоначальник деизма и материализма Нового времени.
Основные труды: «Левиафан», «Элементы законов естественных и политических».
Воззрения. Задача науки – увеличение власти над природой, «увеличение общего количества жизненных благ». Главная задача ученого – не в познании природы, а общества с целью предотвращения гражданских войн.
Заложил основы механистического материализма: природа - совокупность материальных тел, различающихся величиной, фигурой, положением, движением. Движение он понимал как чисто механическое, как перемещение тел.
Социальная философия. Великие географические открытия позволили европейцам обнаружить, что значительная часть населения живет вне государственного устройства. Этот факт поставил перед учеными проблему происхождения государства. Гоббс определил государство как искусственное тело, созданное людьми. Он выделил две стадии развития человечества: догосударственную (естественное состояние) и государственную. В естественном состоянии люди живут по принципу: человек человеку – волк. Рассматривая происхождение государства, Гоббс закладывает основы теории общественного договора в книге «Левиафан» (чудовище).
Общественный договор – философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми, вынужденными перейти от необеспеченного защитой естественного состояния к состоянию гражданскому.
Суть данной теории заключается в следующем:
1. Человек изначально обладает злой природой.
2. Движущей силой действий являются личная выгода и эгоизм, страсти, потребности.
3. Право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех», в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и экономический прогресс.
4. В целях совместного выживания люди заключили общественный договор, в котором ограничили свое притязание и право «всех на все».
5. Для предотвращения войны «всех против всех» , подавления крайнего эгоизма возник общий механизм для регулирования жизни в обществе – государство.
6. Чтобы эффективно выполнять свои функции, государство должно стать всесильным.
7. Государство – непоколебимое, многоликое, всесильной чудовище – «Левиафан», силе которого невозможно противостоять, но которое необходимо для поддержания жизнеспособности общества, порядка и справедливости в нем.
Джон Локк (1632—1704) — английский философ, основоположник направления сенсуализма.В центре внимания Локка — проблемы гносеологии и социальной философии (политики, этики и педагогики). Локк оказал большое влияние на становление философии эпохи Просвещения и его можно назвать первым просветителем.
Основные труды:«Опыт о человеческом разуме» (1690), «Два трактата о государственном правлении» (1690).
Проблемам гносеологии посвящена главная работа Локка «Опыт о человеческом разуме». Если Фр. Бэкон, Декарт и Ньютон свое внимание сосредоточили на научной методологии, т.е. правильном применении разума в научном познании мира, то центральной темой для Локка стал сам разум человека, его границы, способности и функции. Важнейшую роль в его учении играет понятие «идеи». Все идеи возникают из опыта.Душа новорожденного ребенка— это белый лист бумаги или «чистая доска» («tabula raza»), и весь материал, которым оперирует разум, берется из опыта, получаемого в течение жизни.
Идеи бывают простые (полученные от одного органа чувств — звук, цвет и т.д.) и сложные (полученные от нескольких органов чувств). Так, идея яблока является сложной, состоящей из ряда простых: шарообразная форма, зеленый цвет.
Анализируя их, Локк разрабатывает теорию первичных и вторичных качеств. Идеи бывают сходными со свойствами соответствующих объектов — так называемые первичные качества, т.е. объективно присущие данным объектам: протяженность, фигура, плотность, движение. А могут быть и несходными— так называмые вторичные качества, т.е. не присущие как таковые самим объектам; они представляют собой наше субъективное восприятие первичных качеств: цвет, звук, запах, вкус. Из этого исходного материала человеческий разум, действуя путем соединения, сопоставления и абстрагирования, составляет сложные идеи. Познание является истинным только тогда, когда идеи соответствуют вещам. Локк не только утверждает, что ощущения являются источником познания, но и что именно они есть критерий истины. Поэтому Локк является основоположником сенсуализма. Сенсуализм— философская концепция, рассматривающая чувства человека в качестве единственного источника знания.
Соц. философия. Английский философ является сторонником конституционной монархии. Как и Гоббс, он считает, что государство возникло благодаря «общественному договору». Но в отличие от Гоббса, утверждавшего, что в естественном состоянии царили отношения «человек человеку — волк», Локк полагает, что там господствовали отношения «человек человеку — друг» и естественными правами являются: право на жизнь, право на свободу, право на собственность и право на защиту этих прав.
Рационализм
Рене Декарт (1596—1650) – фр. философ, математик, совершил открытия в оптике (закон преломления света), механике (Закон действия и противодействия). Родоначальник классического рационализма.
То, что в основе бытия и познания лежит разум,Декарт доказал следующим образом. В мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.). Однако абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.). Следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах. Сомнение - свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит, поэтому мышление является основой как бытия, так и познания. Поскольку мышление - это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум. В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: "Я мыслю, следовательно, я существую".
Декарт – дуалист. В основе бытия лежат две субстанции - человеческое сознание и материя, сотвлренные Богом. Научное познание мира должно быть основано на использовании строгих методов. В качестве данного научного метода предлагается дедукция. Дедукция — выведение частного из общего, движение мысли от общего к частному, от общего положения к особенному. Смысл философского метода Декарта в том, что в процессе познания следует опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получать новые, достоверные знания. Также Декарт при использовании рационалистическо-дедуктивного метода предлагает применить следующие приемы исследования:
§ допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание;
§ сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи;
§ последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным;
§ строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.
Этика. Задача мыслящего человека – укрепить власть разума над тиранией чувств. Правила морали:
1. Подчинение законам и обычаям моей страны, уважение к религии, под сенью которой Бог дал мне милость получить образование, начиная с самого раннего возраста направлял меня во всех делах в соответствии с наиболее умеренными взглядами, далекими от каких-либо крайностей, повсеместно принятыми и распространенными среди людей, в обществе которых мне приходилось жить
2. Твердость, решимость и упорное следование избранным позициям, даже если они вызывают сомнение, как если бы они были надежнейшими.
3. Побеждать скорее себя самого, нежели судьбу, и менять скорее свои желания, чем мировой порядок; верить, что нет ничего, что было бы целиком в нашей власти, за исключением наших мыслей.
4. Употребить всю мою жизнь на культивирование разума и, насколько возможно, продвигаться вперед в познании истины, следуя методу, который я сам себе предписал.
Ноза
Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677) - представитель монизма и пантеизма.Родился в семье еврейских эмигрантов в Амстердаме. Несоблюдение религиозных иудейских обрядов привело к тому, что он был подвергнут отлучению от синагоги. После этого Спиноза зарабатывал себе на жизнь преподаванием, а затем и до конца жизни — шлифовкой оптических стекол. В том же году от имени короля Франции ему предложили пенсию, если Спиноза посвятит королю одно из своих, сочинений; на что он ответил: «Я свои сочинения посвящаю только истине». Умер от туберкулеза в 1677 г.
Основные труды: «Богословско-политический трактат» (издан анонимно в 1670 г.), «Этика» (издана посмертно в 1677 г.), «Политический трактат» (издан посмертно в 1677 г.).
Гносеология. Спиноза выделяет четыре вида познания, трактуя их как различные степени познания: 1) мнение; 2) чувственное дознание (воображение); 3) рациональное познание; 4) интуитивное познание. Высшим является интуитивное познание, в котором происходит видение вещей исходящими от Бога = Природы.
Этика. Как и многие античные мыслители, главную цель философии Спиноза видит в обретении счастья, для чего необходимо полное освобождение от страстей. Девизом Спинозы стали слова: «Не смеяться, не плакать, не отворачиваться, но понимать!.
Познание своей природы позволяет человеку подчинить свои страсти господству разума, и тогда человек перестает быть их рабом, становится свободным, т.е. ни к чему не принуждаемым, и может по своей воле действовать в соответствии с законами природы: «Свобода — есть познанная необходимость!».
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646—1716)—немецкий математик, физик, юрист, историк и философ. Лейбницу принадлежат значительные достижения в целом ряде наук: в математике он разработал дифференциальное и интегральное исчисление1, в физике — сформулировал закон сохранения силы, в геологии — предложил эволюционистское учение о происхождении Земли и Солнечной системы, в биологии — разработал теорию эволюции (на механистической основе), он также написал ряд работ по истории и юриспруденции; он является основоположником математической (символической) логики.
Основные труды: «Рассуждения о метафизике» (1685), «Новая система природы» (1695), «Новые опыты о человеческом разуме» (1704), «Теодицея» (1710), «Монадология» (1714).
В рационализме XVII в. нашла свое продолжение античная традиция (элеаты, Платон и др.) деления реальности на мир умопостигаемый (мир истинно сущего) и чувственно воспринимаемый (феноменальный мир, мир иллюзий и явлений). Эту же линию развивает и Лейбниц, соединяя в своем философском учении—монадологии—элементы объективного и субъективного идеализма: объективного — предполагая существование Бога (первичной монады) кактворца реальности, и субъективного — трактуя сотворенное бытие как совокупность монад (духовных атомов), а материальный мир как иллюзию.
Учение о монадах. Лейбниц Г. – сторонник плюрализма.Реальный умопостигаемый мир состоит из бесконечного количества самостоятельных субстанций — «центров сил», «духовных атомов» или «монад» (от греч. «monas» -— «единица»). Все существующее есть либо монада, либо совокупность монад. Монады являются простыми и неделимыми; поэтому они не могут быть протяженными и находиться в пространстве, ведь пространство бесконечно делимо; монады — это «метафизические точки». Они вечны и неуничтожимы, т.е. не могут возникать или погибать естественным путем: их существование зависит только от Бога.
Учение о возможных мирах. Лейбницу принадлежит оригинальное учение о возможных мирах. Теоретически могло бы существовать множество различных миров. Эти возможные миры могут отличаться не только набором существующих в них объектов, но и совершенством своего бытия. Бог — совершенное существо, поэтому мир, созданный им, соединяет величайшее многообразие с наилучшим порядком. Бог вложил в этот мир наибольшее знание и счастье, наибольшую благость, доступные для этого мира. Поэтому наш мир — это «наилучший из возможных миров».
Существование же в мире зла есть:
1) результат несовершенства людей (метафизическое, зло);
2) результат невыполнения человеком целей, ради которых
он создан (моральное зло);
3) средство недопущения большего зла либо достижения
большего блага (физическое зло).