Пять видов трансцендентных эмоций
Mы уже знаем, что наши вечные взаимоотношения с Кришной – это дживера сварупа хайа – кришнера нитйа даса, мы – вечные Его вечные слуги. Каждое живое существо уникально и поэтому его взаимоотношения с Кришной также уникальны. Таким образом существует бесчисленное множество видов взаимоотношений с Кришной. Тем не менее ачарьи свели их к пяти основным категориям.
На начальных ступенях преданного служения мы обладаем лишь самым общим осознанием того, что мы – вечные слуги Кришны, которое проявляется в нашем следовании садхана-бхакти, проповеди и общении с преданными. По мере того как мы приближаемся к уровню бхавы эти взаимоотношения становятся все более и более конкретными. Наша вера начинает все больше и больше принимать форму вкуса и любовной привязанности, достигая, в конце концов, одной из форм экстатической любви – бхавы или рати (напомним – это уже уровень совершенства в преданном служении).
Существуют пять категорий трансцендентных эмоций или бхав: шанта-рати или нейтральные взаимоотошения, дасйа-рати или любовь слуги к своему господину, сакхйа-рати или дружеская любовь, ватсалйа-рати или родительская любовь и мадхурйа-рати или супружеская любовь. Каждое живое существо, реализовавшее свои вечные взимоотношения с Господом, принадлежащие к одной из этих пяти категорий, полностью удовлетворено – потому что это его естественное положение. Поэтому не следует пытаться мерить эти виды бхавы с мирских позиций – что лучше, а что хуже. Например, как можно сравнивать наши взаимоотношения с родителями и с супругой (супругом)? Они просто лежат в разных категориях и не должны быть предметом зависти. Тем не менее, с объективной точки зрения, некоторые из взаимоотношений превосходят другие, потому что они включают в себя все их особенности, и также привносят что-то новое.
В нейтральных взаимоотношениях или шанта-рати наиболее характерной особенностью является трепетное созерцательное восхищение Господом. Такие отношения обретают совершенные йоги, созерцающие четырехрукий облик Господа Нараяны в своем сердце. На Голоке-Вриндаване в нейтральных взаимоотношения служат Кришне коровы и телята, птицы, деревья, цветы, земля и многие другие одушевленные и «неодушевленные» существа.
В отношениях слуги и господина, или дасйа-рати достаточно таки пассивному созерцанию приходит собственно активное служение. В таком настроении поклоняются Господу Нараяне Его вечные слуги на планетах Вайкунтхи – Нанда, Сунанда, Джайа и Виджайа, Прахлада Махараджа, Лакшман, Хануман и многие другие. Эти преданные служат Господу, практически следуя девяти видам преданного служения – слушание, прославление, памятование, проведение обрядов поклонения и др. На Голоке-Вриндаване у Кришны также есть множество слуг, которые заботятся о нем, одевают Его, помогают маме Яшоде готовить для него, убираться и т.д. Среди них Дхаништха, Патрака, Рактака и другие.
В дружеских взаимоотношениях или сакхйа-рати к служению добавляется еще и чувство равенства. Арджуна, Ядавы – это представители друзей Кришны в Двараке, а Балрама, Шридам, Субал, Мадхумангала – на Голока-Вриндаване. Если в Двараке дружеские чувства носят почтительный и несколько церемониальный харакер, то мальчики-пастушки мутузят Кришну, играют с Ним, буквально ездят у него на шее, да еще приговаривают: «Кем Ты, вообще, Себя воображаешь!»
В родительских взаимоотношениях или ватсалйа-рати начинает доминировать чувство заботы и опеки. Васудева, Деваки, Рохини – пример таких преданных в Двараке, а Нанда и Яшода – во Вриндаване.
И, наконец, в супружеских отношениях или мадхурйа-рати служеине и любовь к Кришне сопровождается наиболее глубокими, «сладкими» чувствами. Рохини, Сатьябхама и другие царицы Кришны – пример таких взаимоотношений в Двараке, а бесчисленные гопи, начиная с Шримати Радхарани – во Вриндаване.
Эти пять видов трансцендентых эмоций являются изначальными, и все виды материальных взаимоотношений являются их искаженными отражениями. Искажение заключается в том, что, во-первых, в них к желанию служить примешивается эгоистическое стремление наслаждаться самому, а во-вторых, потому что объектом служения является не Кришна, а временные материальные формы. Находясь на начальных ступенях преданного служения, мы должны всячески стараться избегать перенесения своего опыта материальных взаимоотношения на духовные взаимоотношения с Кришной. Они не имеют ничего общего. Даже на уровне стихии материальной благости отсутствет вожделение и эгоизм – что уже говорить о чисто духовном уровне. Невозможно форсировать естественный ход развития сознания Кришны. Кришна все раскроет в свой черед. А тем временем нам следует строго следовать принципам садхана-бхакти, служить Вайшнавам и проповедовать, почтительно слушая описания возвышенных отношений между Кришной и Его вечными слугами и лелея надежду, что однажды в нас проснется горячее желание совершать преданное служение, следуя по их стопам.
Трансцендентная раса
Слову раса трудно подобрать адекватный перевод на русский язык, как, впрочем, и на любой другой язык мира. После долгих раздумий и обсуждений мы сошлись на том, что самым удачным эквивалентом будет слово «наслаждение». Полное же описание будет таким: раса – это нечто сладкое, сочное, жидкое, вкусное, его можно вкушать, наслаждаться им, оно может использоваться как в собирательной форме, так и иметь единственное и множественное число. Английский эквивалент этого слова, использовавшийся еще Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати – mellow. Этот перевод также не полон, но даже и этот английский термин трудно адекватно перевести на русский язык одним словом.
Когда с уровня бхавы преданный поднимается до уровня премы, его трансцендентные эмоции преданного становятся более глубокими и превращаются в уникальную «субстанцию» – трансцендетную расу. Напомним, что подобная раса или наслаждение – это наслаждение наслаждением Кришны и является синонимом беспримесного преданного служения Господу. Оно не является отдельной целью преданного – это неотъемлимая составляющая бхакти на уровне премы и не имеет ничего общего с привычными нам чувственными наслаждениями или мирскими расами.
Раса представляет из себя трансцендентный коктейль из пяти эмоциональных ингридиентов: вибхава, анубхава, саттвика-бхава, вйабхичари-бхава и стхайи-бхава. Вибхвава охватывает «механизм» проявления духовных эмоций. Она включает в себя Кришну, самого преданного и стимулы его любовного преданного служения, такие как облик Кришны, Его качества, звук Его флейты, Его преданные и др. Анубхава – это «выходы» трансцендентных эмоций, такие как танец, смех, громкое пение, зевота и др. Саттвика-бхава – это непроизвольные эмоциональные проявления в теле преданного. Они включают в себя оцепенение, испарину, вставшие дыбом волосы на теле, дрожь в голосе, трепет, изменение цвета кожи, слезы и опустошенность. Вйабхичари-бхава – это всплески эмоций, которые охватывают преданного, сменяя одни другими: досада, сожаление, смирение, волнение, ярость, дерзость и многие другие. Стхайи-бхава – это непрерывное, «фоновое» эмоциональное состояние, соответствующее одному из пяти видов взаимоотношений с Кришной – нейтральных, дружеских и др. – о которых мы вкратце говорили выше.
Существует пять основных рас: нейтральная, слуги, дружеская, родительская и супружеская, а также семь дополнительных: расы смеха, изумления, рыцарства, сострадания, гнева, страха и отвращения. Каждой из этих рас соответствуют свои разновидности проявления пяти видов бхавы. Основные расы существуют постоянно, но временами они отходят на задний план, успупая место дополнительным расам. Теологии расы посвящено множество произведений наших ачарьев, начиная с Бхакти-расамрита-синдху (в переводе Шрилы Прабхупады – «Нектар Преданности») и Удджвала-ниламани Шрилы Рупы Госвами. На нашем уровне дальнейшее углубление в эту возвышенную тему будет чисто умозрительным. Расы не изучают, их вкушают, для чего необходимо находиться на соответствующем уровне.
Стремление к мирскими наслаждениям или расам под вывеской псевдо-трансцендентных взаимоотношений с Кришной называется пракрита-сахаджией и сравнивается с ведьмой, которая душит хрупкий росток бхакти начинающего преданного. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур и Шрила Прабхупада строго предостерегали нас против проявления подобных тенденций. Само по себе то, что мы можем испытвать какие-то сентименты по отношению к Кришне, – это неплохо, потому что, в конце концов, они направлены на Господа. Причем кто-то просто по своей природе (как правило, женщины) более эмоционален, кто-то менее эмоционален (как правило, мужчины). Следует правильно понимать их природу: это материальные эмоции, которые по милости Шрилы Прабхупады, мы смогли направить на Кришну. В них присутствует оттенок желания наслаждаться Кришной, но будучи направлеными на Господа, они постепенно очистятся. При этом важно следовать двум правилам. Первое – это хранить их при себе и избегать вынесения их напоказ. Смирение – это естественная черта преданного. И второе – это не поволять эмоциям овладевать умом и отклонять Вас от строгого следования правилам и предписаниям преданного служения или побуждать выдумывать новую философию. Строгое следование наставлениям, полученным от Шрилы Прабхупады – ключ к успеху на пути духовного прогресса.
Задание 149. Назовите на санскрите и кратко опишите пять основных видов взаимоотношений с Кришной
Задание 150. Чем отличаются мирские эмоции от трансцендентных?
Задание 151. Опишите какой-нибудь случай личного переживания эмоций, связанных с Кришной или преданным служением.
Задание 152. Как правильно относиться к своим эмоциям, возникающим в ходе преданного служения?