Тема 2. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Проблемы познания исследует раз-
Особенности познава-
дел философии под названием «гносео-
Тельного отношения
логия» (греч. «гносис» — познание, «ло-
К действительности
гос» — учение, наука). Иногда этот
раздел философии именуют «эпистемология» («эпистема» — знание, наука, «логос» — учение).
В вопросах о возможности познания четко очерчиваются три гносеологических позиции:
1) гносеологического оптимизма (человеческое познание не знает границ и способно продуцировать надежные достоверные знания);
2) агностицизма (отрицание принципиальной возможности для человека иметь достоверные знания);
3) скептицизма (выражение сомнения как в позитивных возможностях познания, так и в его полной несостоятельности).
Познание как специфическая человеческая деятельность возникает и существует на основе практики, которая понимается как чувственно-материальная деятельность, направленная на изменение форм объективной реальности, природной или социальной. Познание и практика как философские категории раскрывают свое содержание с помощью категорий субъекта и объекта. Практика является основой и целью познания.
Основное различие между познанием и практикой заключается в характере деятельности субъекта по отношению к объекту. Практика представляет собой материальную деятельность, результатом которой в конечном итоге является изменение объекта, ведущее к удовлетворению материальных потребностей людей: «...они начинают с того, чтобы есть, пить и т. д., т. е. не «стоять» в каком-нибудь отношении, а активно действовать, овладевать при помощи действия известными предметами внешнего мира и таким образом удовлетворять свои потребности». Но любая потребность является только предпосылкой деятельности. Для возникновения самой деятельности потребность должна «определиться» — найти предмет, с помощью которого она удовлетворяется. Такой предмет становится побуждающим мотивом деятельности. Когда имеет место производство материальных предметов, удовлетворяющих потребность, то здесь необходимо опережающее материальную деятельность отражение — отражение средств потребления, которые не существуют в настоящее время, а должны быть созданы. Это означает, что предметы — средства удовлетворения потребностей — должны создаваться как мотивы, т. е. должны выступить в сознании как внутренний образ. Такая деятельность ведет к тому, что возникают познавательные мотивы. Превращение познания как цели действия в мотив означает рождение новой потребности — познавательной.
С точки зрения гносеологической, это означает возникновение познавательного отношения к действительности, выделение из практики его как деятельности духовной, нематериальной. Но, выделившись из практики, познание продолжает на нее опираться как на основу и использовать ее как решающий критерий, по которому происходит отбор положительных результатов познания — отделение истинных знаний от ложных. Определяющее воздействие практики имеет место во всем процессе познания (схема 35).
Результатом познания всегда будет какое-то знание, а его «орудием» выступает сознание. Обнаруживаются три термина, очень близкие по внешнему виду и по смыслу. Они обозначают различные стороны человеческой деятельности: «познание» — отражательную деятельность, «сознание» — ее средство и «знание» — ее результат. Познание можно характеризовать как деятельность субъекта, который с помощью сознания получает знания относительно объекта. Так как сознание и знание, с точки зрения материалистической гносеологии, являются нематериальными, то и познание можно рассматривать как преимущественно идеальный процесс, точнее, как идеальную сторону человеческой деятельности.
Знание как результат познания является всегда образом познаваемого объекта. Так как познание — результат взаимодействия субъекта и объекта, то знание выступает диалектическим единством объективного и субъективного.
Схема 35.Роль практики в познании
Первично существование объекта, его независимое положение от сознания в познавательной деятельности субъекта. Знание же как образ неразрывно связано с объектом. Хотя оно и нематериально (идеально), но не существует самостоятельно, наряду с объектом, а только как его образ. Существование знания всегда предполагает существование его как объекта, как необходимой предпосылки. Объектом знания могут быть и нематериальные явления (религиозные представления, художественные произведения, логические и грамматические ошибки, замеченные в рассуждениях какого-либо человека, и т. д.). Но и в этом случае знание о таких явлениях (объектах) будет вторичным, производным от своего объекта, которое существует независимо от сознания познающего его субъекта.
Знание есть субъективный образ объекта, так как воздействие объекта в познании опосредовано деятельностью субъекта. Так, сознание как основное естественное «орудие» субъекта выступает в познании в виде знаний, которые накапливаются и сохраняются в ходе общественного развития благодаря языку. С помощью знаний субъект осмысливает поступающую от объекта информацию, превращая ее в новое знание.
Второе средство, с помощью которого субъект активно воздействует на объект и поступающую от него информацию,— это многообразные искусственно созданные предметы — орудия познавательной деятельности (линейки уровней и угломеры при выполнении элементарных столярных работ, телескопы, микроскопы, компьютеры и другие приборы в научном познании и т. д.).
Наконец, необходимым средством субъекта в познании, как и в практической деятельности, выступают общественные отношения. Любой человек, познающий окружающий мир, находится в определенной социальной среде, опирается на опыт познания прошлых поколений. Поэтому познание всегда носит общественно-исторической характер, который определяется воздействием на познание любого человека существующей и существовавшей в прошлом культуры (материальной и духовной).
Таким образом, познание — это, во-первых, процесс получения знаний конструирования образов, моделей теорий реальности (это информационный аспект познания); во-вторых, стремление овладеть реальностью, проникнуть в ее скрытые основания (это активистский или волевой аспект познания); и, в-третьих, желание достичь самого важного, позитивного состояния совершенства (это смысловой аспект познания).
Как возникает человеческое зна-
Единство чувственного
ние — проблема, в решении которой
И рационального
определились две противоположные
В познании
концепции: сенсуализм и рационализм.
Сенсуализм (от лат. «sensus» — восприятие) абсолютизирует роль органов чувств в познании, приходит к выводу, что все человеческие знания возникают благодаря деятельности органов чувств. Роль мышления сводилась к описанию и регистрации результатов чувственного познания, ничего нового к ним не добавляя. Основоположником сенсуализма был английский философ ХVII в. Локк, от которого в дальнейшем сенсуализм развивался в двух направлениях: материалистическом (французский материализм ХVІІІ в.) и идеалистическом (Беркли, махизм).
Рационализм (Декарт, Лейбниц и Спиноза — крупнейшие его представители) абсолютизировал роль мышления в формировании знания, игнорируя чувственное познание как источник знания. Таким образом, сенсуализм и рационализм представляли собой метафизические концепции, не имели диалектического единства чувственного и рационального в познании.
Конспектируя раздел о понятии «Науки логики» Гегеля, В.И. Ленин показывает, в чем заключается диалектический путь познания: «Мышление, восходя от конкретного к абстрактному, не отходит — если оно правильное...— от истины, а подходит к ней. Абстракция материи, закона природы, абстракция стоимости и т. д., одним словом, все научные... абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее. От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности».
Чувственное и рациональное не две ступени, а два момента процесса человеческого познания и его продукта — знания. О чувственной и рациональной ступенях можно говорить только в генетическом плане: чувственная ступень присуща познанию животных, рациональная — человеческому познанию. Это не означает, что последнее не включает чувственное отражение; результаты чувственного отражения в человеческом познании приобретают форму мышления (схема 36).
Схема 36.Диалектический процесс познания действительности