Проблема бытия и познания в античной философии

В работе необходимо показать, чем обусловлена постановка проблемы бытия, как в первых философских школах (милетской, с одной стороны, и пифагорейской, с другой), формируются два подхода к решению проблемы – материалистический и идеалистический, получившие классическую формулировку в философских взглядах Демокрита и Платона; назвать, кто вводит категорию бытия в философию.

При освещении проблем познания следует, прежде всего, остановиться на понимании цели познания греками и, исходя из этого, показать, почему античные философы отрицают роль чувств в достижении Истины и отдают преимущество разуму. Раскрыть взгляды Гераклита, Парменида на эту проблему, содержание концепции познания как воспоминания Платона и учения Аристотеля о причинах.

Литература

1. Асмус, В.Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. – М. : Высш. школа, 1976. – С. 24 – 26; 28 – 30, 44 – 57.

2. Введение в философию : учеб. пособие для вузов / авт. кол. И. Т. Фролов [и др.]. – М. : Республика, 2003. – С. 43 – 49, 340 – 348.

3. Ильин, В.Р. История философии / В. Р. Ильин. – СПб. : Питер, 2003. – С. 80 – 104.

4. Історія філософії : підручник для вищих навч. закладів. – Харків : Прапор, 2003. – С. 220 – 231.

5. Лузан, А.А. Введение в философию / А. А. Лузан. – Краматорск : ДГМА, 2009. – С. 17 – 33.

6. Історія філософії : підручник для вищих навчальних закладів. – Харків : Прапор, 2003. – С. 235 – 242.

7. Софисты и Сократ. Самопознание как цель философии. Этический идеализм Сократа.

Раскрывая вопрос, необходимо показать, что означает древнегреческое понимание человека как микрокосма и какова роль судьбы в его жизни, соотношение души и тела в человеке, что означает сократовский принцип «Познай самого себя» и этический идеализм Сократа.

Следует также кратко охарактеризовать этические взгляды софистов.

Литература

1. Асмус, В.Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. – М. : Высшая школа, 1976. – С. 97-101, 102-128.

2. Богомолов, А.С. Античная философия / А. С. Богомолов. – М. : МГУ, 1985. – С. 127 – 132; 180 – 187.

3. Введение в философию : учеб. пособие для вузов / Авт. кол. И. Т. Фролов [и др.]. – М. : Республика, 2003.– С. 50 – 52.

4. Лузан, А.А. Введение в философию / А. А. Лузан. – Краматорск : ДГМА, 2009.– С. 28 – 33.

8. Законы и категории диалектики Г. В. Ф. Гегеля. Система и метод Гегеля.

Раскрывая вопрос, студент должен прежде всего раскрыть понимание Г. Гегелем диалектики как учения о всеобщей связи и развитии абсолютной идеи и человеческого мышления, охарактеризовать ее как систему законов и категорий, раскрыть содержание основных законов диалектики (закона единства и борьбы противоположностей, закона перехода количественных изменений в качественные и закона отрицания отрицания).

Требуется показать, что Г. Гегель понимает диалектику как учение о развитии абсолютного духа и человеческого познания. Исходя из его диалектики, познавательный процесс бесконечен. Истина есть результат бесконечного приближения содержания человеческого знания к познаваемому объекту. С другой стороны, необходимо отметить, что Г. Гегель считает свою философию вершиной человеческого познания и заявляет о завершенности процесса познания в своей философской системе.

Литература

1. Антология мировой философии : в 4 т. – М. : Мысль, 1971. – Т.3. – С. 304 – 310.

2. Ильин, В.В. История философии : учебник для вузов / В. В. Ильин. – СПб. : Питер, 2003. – С. 321 – 332.

3. Скирбекк, Г. История философии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Г. Скирбекк, Н. Гилье : пер. с англ. В. И. Кузнецова ; под ред. С. Б. Крымского. – М. : Изд. центр ВЛАДОС, 2001. – С. 494 – 508.

4. Лузан, А.А. Введение в философию / А. А. Лузан. – Краматорск : ДГМА, 2009. – С. 63 – 67.

9. Философия Платона: проблема человека и общества.

Раскрывая вопрос, следует коротко сказать о месте Платона в античной философии, раскрыть содержание его учения об идеях, их соотношении с реальным миром, учения о познании как припоминании души, его понимание человека и идеального государства.

Раскрывая содержание вопроса, следует показать, в чем видит Платон коренную причину объединения людей в общество, какие положительные и отрицательные типы общественного устройства он выделяет, каким он представляет себе идеальное государство, чем определяется место человека в идеальном государстве.

Литература

1. Асмус, В.Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. – М. : Высшая школа, 1976. – С. 234 – 257

2. Богомолов, А.С. Античная философия / А.С. Богомолов. – М. : МГУ, 1985. – С.180 – 187

3. Введение в философию : учеб. пособие для вузов / авт. кол. И. Т. Фролов [и др.]. – М. : Республика, 2003.– С. 53 – 54.

10. Принцип тождества бытия и мышления в философии Г. В. Ф. Гегеля.

Требуется показать, что Г. Гегель понимает диалектику как учение о развитии абсолютного духа и человеческого познания. Исходя из его диалектики, познавательный процесс бесконечен. Истина есть результат бесконечного приближения содержания человеческого знания к познаваемому объекту. С другой стороны, необходимо отметить, что Г. Гегель считает свою философию вершиной человеческого познания и заявляет о завершенности процесса познания в своей философской системе.

Литература

1. Антология мировой философии : в 4 т. – М : Мысль, 1971. – Т.3. – С. 304 – 310.

2. Ильин, В.В. История философии : учебник для вузов / В. В. Ильин. – СПб. : Питер, 2003. – С. 321 – 332.

3. Лузан, А.А. Введение в философию / А. А. Лузан. – Краматорск : ДГМА, 2009. – С. 63 – 68.

4. Кохановский, В.П. История философии : учебник для вузов / В. П. Кохановский, В. П. Яковлев. – Ростов н/Д : Феникс, 2001. – С. 39-43.

11. Философия Аристотеля. Проблема человека и общества.

Раскрывая вопрос, следует, прежде всего, охарактеризовать место Аристотеля в античной философии. Затем следует изложить его учение о бытии как единстве формы и материи, раскрыть содержание этих понятий, показать роль бога как «формы форм» в существовании мира. Студент должен также изложить основные положения теории познания Аристотеля.

Раскрывая вопрос, следует показать, что, по мнению Аристотеля, объединяет людей в государство, какова его природа, какой должна быть его социальная структура, чтобы государство было устойчивым. Необходимо показать критерий, по которому Аристотель разделяет формы государства на правильные и неправильные, и дать краткую характеристику этих форм.

Литература

1. Асмус, В.Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. – М. : Высш. шк., 1976. – С. 374 – 400.

2. Богомолов, А.С. Античная философия / А. С. Богомолов. – М. : МГУ, 1985. – С. 218 – 224.

3. Лузан, А.А. Введение в философию / А. А. Лузан. – Краматорск : ДГМА, 2009. – С. 33 – 35.

12. Средневековая философия, как синтез христианства и античной философии.

Вопрос требует обращения к истокам возникновения средневековой философии. Нужно показать, какие идеи, понятия, категории, проблемы античности нашли свое продолжение и отклик в Средние века. Следует показать, как учение о бытии Платона оказало влияние на формирование взглядов А. Августина, а также как учение о бытии и познании Аристотеля переработал в духе средневековой схоластики Ф. Аквинский.

Литература

1. Антология мировой философии : в 4 т. – М. : Мысль, 1969. – Т.1. – Ч.2. – С. 581 – 620, 787 – 794, 823 – 862.

2. Лузан, А.А. Введение в философию / А. А. Лузан. – Краматорск : ДГМА, 2009. –С. 37– 39.

3. Миголатьев, А.А. Философия : учебник для вузов / А. А. Миголатьев. – М. : Юнити-Дана, 2001. – С. 27 – 45.

4. Скирбекк, Г. История философии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Г. Скирбекк, Н. Гилье ; пер. с англ. В. И. Кузнецова ; под ред. С. Б. Крымского. – М. : Изд. центр ВЛАДОС, 2001. – С. 198-203, 209-212, 212-236.

5. Чанышев, А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А.Н. Чанышев. – М. : Высш. школа, 1979. – С. 498 – 503.

13. Учение о бытии и познании, проблемы человека и общества в философии А. Августина.

В работе необходимо показать, прежде всего, место и роль философских идей А. Августина в становлении средневековой патристики, а затем перейти к изложению основных идей его философии. Следует показать, какие идеи древнегреческого мыслителя Платона оказали существенное влияние на формирование философских взглядов Августина. Одновременно нужно обратить внимание на учение о бытии Августина, на его идеи о Творце мира и его творениях, плавно подводя изложение темы к вопросам о вечности, душе и ее спасении.

Прежде всего, следует подчеркнуть своеобразие социально-политических идей А. Августина в сравнении с постановкой социально-политических идей античными философами. Далее студенту необходимо описать два града, о которых повествует в своей работе «О граде Божьем» Августин: град праведников и нечестивцев, или «Град небесный» и «Град Земной». При раскрытии данного вопроса также нужно обратить внимание на своеобразную периодизацию исторического процесса в принципиально новой версии, незнакомой античному миропониманию, которая имеет начало творения и конец сотворенного мира с пограничным моментом в виде воскрешения и страшного суда.

Литература

1. Антология мировой философии : в 4 т. – М. : Мысль, 1969. – Т.1. – Ч.2. – С. 581 – 601.

2. Нестик, Т.А. Тема внутреннего слова у Августина: мышление и время / Т. А. Нестик // Вопросы философии. – 1998. – № 10. – С. 24 – 31

3. Скирбекк, Г. История философии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Г. Скирбекк, Н. Гилье ; пер. с англ. В. И. Кузнецова ; под ред. С. Б. Крымского. – М. : Изд. центр ВЛАДОС, 2001. – С. 198 – 203

4. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А. Н. Чанышев. – М. : Высш. шк., 1979. – С. 430 – 445.

5. Чанышев, А.А. «Град земной» в эсхатологической перспективе Аврелия Августина / А. А. Чанышев // Вопросы философии. – 1999. – № 1. – С. 124 – 136.

14. Соотношение веры и разума, философии и религии в философии Ф. Аквинского.

При раскрытии вопроса следует показать специфику постановки познавательных проблем средневековья сквозь призму того, что познается, т. е. что является целью и предметом познания. А затем перейти к анализу проблемы соотношения веры и разума в процессе познания, уделяя особенно внимание наиболее яркому представителю средневековой философской мысли –Фоме Аквинскому, в философии которого эта проблема находит классическое решение, и объяснить, почему он ставит религию выше философии.

Литература

1. Антология мировой философии : в 4 т. – М. : Мысль, 1969. – Т.1. – Ч.2. – С. 592 – 600, 823 – 856.

2. Скирбекк, Г. История философии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Г. Скирбекк, Н. Гилье ; пер. с англ. В. И. Кузнецова ; под ред. С. Б. Крымского. – М. : Изд. центр ВЛАДОС, 2001. – С. 209-212, 212-236.

3 Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А. Н. Чанышев. – М. : Высш. школа, 1979. – С. 512 – 516.

15. Спор о природе универсалий в средневековой философии.

Прежде, чем приступить к рассмотрению данного вопроса, следует дать наиболее полное определение понятия «универсалии», привести примеры универсалий. Далее следует указать, что проблема универсалий существовала еще в античности, и ответить на вопрос: почему она приобрела наибольшую актуальность именно в средние века? Как разделилось мнение философов в понимании сущности универсалий? Дать определение понятий «реализм» и «номинализм»; показать различия между крайним и умеренным номинализмом и реализмом.

Литература

1. Антология мировой философии : в 4 т. – М. : Мысль, 1969. – Т.1. – Ч.2. – С.581 – 620, 787 – 908.

2. Скирбекк, Г. История философии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Г. Скирбекк, Н. Гилье ; пер. с англ. В. И. Кузнецова ; под ред. С. Б. Крымского. – М. : Изд. центр ВЛАДОС, 2001. – С. 209 – 212.

3. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А.Н. Чанышев. – М. : Высш. школа, 1979. – С. 490 – 498.

16. Социально-экономические и научные преобразования, их отражение в философии Нового времени.

В ходе раскрытия вопроса необходимо показать, что развитие нового – буржуазного – общества не только порождает изменения в экономике, политике и социальных отношениях, но и требует новой науки – науки, которая служит практике. Возникает экспериментально-математическое естествознание (гениальные открытия Дж. Бруно, Г. Галилея, И. Ньютона, Б. Паскаля и др.), которое ставит перед философией важнейшую проблему – методологическое обоснование новой науки (разработку метода познания).

Литература

1. История философии в кратком изложении / пер. с чешск. И. И. Богута. – М. : Мысль, 1991. – С. 346 – 349.

2. Лузан, А.А. Введение в философию / А. А. Лузан. – Краматорск : ДГМА, 2009. – С. 48 – 54.

3. Нарский, И.С. Западноевропейская философия ХVII ст. / И. С. Нарский. – М. : Высшая школа, 1974. – С. 3 – 10, 14 – 18.

4. Скирбекк, Г. История философии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Г. Скирбекк, Н. Гилье ; пер. с англ. В. И. Кузнецова ; под ред. С. Б. Крымского. – М. : Изд. центр ВЛАДОС, 2001. – С. 256 – 260, 265 – 368.

17. Ф. Бэкон – родоначальник опытной науки и философии Нового времени. Эмпирико-индуктивный метод Ф. Бэкона.

Английский философ Ф. Бэкон (1561 – 1626) считается одним из основоположников философии Нового времени. В ходе раскрытия вопроса студент должен показать, в чем заключается идеал новой науки; что мешает достижению истины (учение об «идолах» познания); раскрыть сущность метода эмпирической индукции Ф. Бэкона.

Литература

1. Антология мировой философии : в 4 т.– М. : Мысль, 1970. – Т.2. – С. 193 – 222.

2. История философии в кратком изложении / пер. с чешск. И. И. Богута. – М. : Мысль, 1991. – С. 346 – 364.

3. Нарский, И.С. Западноевропейская философия ХVII ст. / И. С. Нарский. – М. : Высшая школа, 1974. – С. 11 – 76.

18. Рационально-дедуктивный метод Р. Декарта.

Р. Декарт (1596 – 1650) – один из основоположников европейской и мировой философии Нового времени. Он отмечает, что поиск метода познания – главная цель его философских рассуждений. Отправным пунктом раскрытия данного вопроса должно стать обоснование принципа сомнения Р. Декарта, после чего студент должен перейти к характеристике четырех правил его метода, показать понимание Декартом интуиции и ее роли в познании.

Литература

1. Антология мировой философии : в 4 т. – М. : Мысль, 1970. – Т.2. – С. 231 – 294.

2. История философии в кратком изложении / пер. с чешск. И. И. Богута. – М. : Мысль, 1991. – С. 364 – 374.

3. Лузан, А.А. Введение в философию / А. А. Лузан. – Краматорск : ДГМА, 2009. – С. 52 – 54.

4. Нарский, И.С. Западноевропейская философия ХVII ст. / И. С. Нарский. – М. : Высшая школа, 1974. – С. 78 – 82, 88 – 105.

19. Учение о субстанции в философии Нового времени (Спиноза, Лейбниц).

Б. Спиноза (1632 – 1677) – один из главных представителей рационализма ХVII ст. В его методологии проявляется уверенность в познаваемости мира, без чего невозможна никакая наука и философия. В работе требуется раскрыть роль, место, взаимосвязь и значение категорий Субстанция, Бог и Природа в системе Б.Спинозы. Особое внимание необходимо уделить понятию «субстанция» и её основным характеристикам – атрибутам и модусам. Закончить изучение вопроса целесообразно определением категории «пантеизм».

Особую трактовку понятия «субстанция» можно найти в философском учении о монадах Г. В. Ф. Лейбница (1646 – 1716). Студент, акцентируя внимание на свойствах активности и множественности монад, должен показать отличие этого учения от учения о субстанции Б. Спинозы, дать характеристику видов монад. Закончить ответ на вопрос целесообразно описанием творящей роли Бога в отношении монад.

Литература

1. Антология мировой философии : в 4 т. – М. : Мысль, 1970. – Т.2. – С. 349 – 407, 449-485.

2. История философии в кратком изложении / пер. с чешск. И. И. Богута. – М. : Мысль, 1991.– С. 393 – 406.

3. Лузан, А.А. Введение в философию / А. А. Лузан. – Краматорск : ДГМА, 2009. – С. 54 –55.

4. Нарский, И.С. Западноевропейская философия ХVII ст. / И. С. Нарский. – М. : Высшая школа, 1974. – С. 197 – 231.

20. Теория познания и этика И. Канта.

Учение о познании изложено И. Кантом в работе «Критика чистого разума». При ответе на вопрос студент должен, прежде всего, уяснить, что И. Кант понимает под критикой разума, и лишь затем охарактеризовать его составляющие (чувственное познание, рассудок и разум).

В ходе описания сущности чувственного познания требуется изложить учение И. Канта о «вещи в себе», показать роль пространства и времени как априорных форм чувственности в процессе познания мира.

Характеризуя механизм деятельности рассудка, необходимо раскрыть его категориальность, показать априорность категорий рассудка.

Наконец, необходимо описать регулятивную функцию разума в познании, его отличие от рассудка и показать, опираясь на четыре кантовские космологические идеи, что противоречие есть неизбежный момент мышления.

В работе «Критика практического разума» И. Кант говорит о первенстве практического разума перед разумом теоретическим. Поэтому при ответе на данный вопрос студент должен охарактеризовать, в чем заключается это превосходство, отметить сущность категорического императива с позиций Канта и показать, что, только проникнувшись сознанием морального долга, человек следует ему везде и всегда, сам отвечая за свои поступки.

Литература

1 Антология мировой философии : в 4 т. – М : Мысль, 1971. – Т.3. – С. 100 – 151.

2. История философии в кратком изложении / пер. с чешск. И. И. Богута. – М. : Мысль, 1991. – С. 467 – 481.

3. Лузан, А.А. Введение в философию / А. А. Лузан. – Краматорск : ДГМА, 2009. – С.59 – 63.

4. Кохановский, В.П. История философии : учебник для вузов / В. П. Кохановский, В. П. Яковлев. – Ростов н/Д : Феникс, 2001. – С. 39-43.

5. Скирбекк, Г. История философии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Г. Скирбекк, Н. Гилье ; пер. с англ. В. И. Кузнецова ; под ред. С. Б. Крымского. – М. : Изд. центр ВЛАДОС, 2001. – С. 441 – 461.

Наши рекомендации