Теоретико-познавательные проблеми в философии ХХ века
ПЛАН
Занятие 1
2.7.1.Неопозитивизм:
а) возникновение и этапы развития позитивизма;
б) неопозитивизм и его трактовка предмета философии;
в) принципы неопозитивизма (верификации, фальсификации, конвенционализм).
2.7.2 Прагматизм:
а) характерные идеи философской концепции прагматизма;
б) критика традиционного понятия истины в прагматических концепциях;
Занятие 2
2.7.3 Феноменология и герменевтика:
а) феноменология – новое обоснование научного знания и теории
познания. Понятие истины;
б) герменевтика, как способ философствования; античная и
средневековая герменевтика;
в) герменевтика сознания и герменевтика бытия, как формы философской герменевтики.
2.7.4 Философия постмодерна.
Основные философские категории: Позитивизм, неопозитивизм, логический позитивизм, эмпириокритицизм, верификация, фальсификация, конвенционализм, прагматизм, прагматическая максима, истина, феномен, феноменология, феноменологическая редукция, герменевтика, герменевтический круг, герменевтика сознания, герменевтика бытия. Постмодернизм.
Занятие 1
Неопозитивизм
Важное место в разработке методологии научного познания принадлежит позитивизму. Понятие позитивизм (лат. рositives – положительный) обозначает призыв к философам отказаться от метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного знания. Позитивисты считают философию интересной, но бесполезной наукой, подчеркивая тем самым роль точных и конкретных знаний (наук), которые поддаются проверке эмпирическими или логико-математическими средствами.
Позитивизм возник в 30–40 гг. ХІХ в. во Франции. Родоначальником данного философского течения является Огюст Конт (1798–1857 гг.). В Англии идеи позитивизма развивал Дж. Милль (1806–1903 гг.). Их идеи составляют основное содержание первого этапа развития позитивизма, причем именно О. Конту принадлежит заслуга в разработке основных идей позитивизма [7].
Конт сформулировал закон о трех последовательных стадиях интеллектуальной эволюции человека (теологической, метафизической, позитивной). Студент должен охарактеризовать эти этапы.
Следует отметить, что позитивизм претендует на роль «философии науки»[5].
Процесс естественно-научного знания на рубеже ХІХ–ХХ вв. (квантовая физика, психологические исследования и др.) привели к кризису философию, опиравшуюся на принципы позитивизма.
В этих условиях возникает второй этап в развитии позитивизма эмпириокритицизм (критика опыта) Э. Махом (1838–1916 гг.), Р. Авенариусом (1843–1896 гг.). Студент должен понять, что принципиальное отличие данного этапа развития позитивизма от предшествующего состоит в том, что основную задачу философии ее представители видели не в построении всеобъемлющей системы научного знания, а в создании теории научного знания. На практике это означало возврат философии к традиционной гносеологической проблематике, решаемой с позиции субъективного идеализма Д. Беркли и Д. Юма.
Студенту при подготовке по данному вопросу может воспользоваться следующими источниками [4; 2; 8].
При подготовке к ответу на вопрос: неопозитивизм и его трактовка предмета философии студент должен обратить внимание на следующие положения.
Третий этап в развитии позитивизма – неопозитивизм начинается в 20–х гг. ХХ в. Его родоначальниками являются австрийский физик М. Шлик (1882–1936 гг.), австрийский философ Л. Витгенштейн (1880–1951 гг.), английский философ Б. Рассел (1872–1970 гг.) и др.
Философия, по мнению неопозитивистов, должна быть коренным образом преобразована. К ней необходимо предъявить строгие требования, как в современном естествознании и математике.
Студент должен уяснить, что предметом философии, с точки зрения неопозитивизма, является сама наука, ее язык. Задача философии – отделить научное знание от других видов знания, провести линию демаркации, по выражению К. Поппера между научным знанием и ненаучным: обыденным, религиозным и, прежде всего, метафизическим.
Следует отметить, что первый основной вариант неопозитивизма является логический позитивизм. С точки зрения которой, философия вообще не имеет предмета исследования, потому, что она не является содержательной наукой, а представляет собой особый способ теоретизирования.
Таким образом, философия, по мысли неопозитивистов, должна проанализировать высказывания, имеющие хождение в науке, на основе анализа изъять из науки все научно – неосмысленные высказывания, обеспечить построение идеальных логических моделей осмысленного научного рассуждения.
Студенту при подготовке по данному вопросу может воспользоваться следующими источниками [1; 3].
При подготовке к ответу на вопрос: принципы неопозитивизма студент должен обратить внимание на следующие положения:
К принципам неопозитивизма относят: верификацию, фальсификацию, конвенционализм.
Студент должен охарактеризовать данный принцип, помня что:
Верификация используется для отрицания причинности и объективной закономерности. Согласно этому принципу истинность всякого высказывания устанавливается сравнением последнего с «фактами опыта», с чувственными данными индивида.
Фальсификация – один из способов проверки истинности теоретических утверждений посредством их опровержения путем сопоставления с полученными в результате опыта эмпирическими данными.
Суть принципа конвенционализма заключается в том, что научные теории являются продуктом конвенции, то есть соглашения, договоренности между ученными о структуре употребляемого ими языка. Наиболее полно этот принцип нашел выражение в работах американского философа Т. Куна (1929–1996 гг.) в книге «Структура научных революций» (1962 г.).
Наиболее полно ответ на данный вопрос можно найти в источниках [5; 9; 10].
Литература
1. История философии : учебник для вузов / В. Ильин. – СПб. : Питер, 2003. – С. 404–417, 441–447.
2. Канке, В. А. Философия : учебник / В. А. Канке. – М. : Логос, 2002. – С. 133-147.
3. Касьянов, В. В. История философии : сдаем экзамен / В. В. Касьянов. – Ростов н/Д. , 2003. – С. 267–272, 273–278.
4. Миголатьев, А. А. Философия / А. А. Миголатьев. – М. : Юнити–Дана, 2001. – С. 217–220, 237–244.
5. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М. : Прогресс, 1975. – 288 с.
6. Лузан, А. А. Введение в философию / А. А. Лузан. – Краматорск : ДГМА, 2009. – С. 116-121.
7. Мареев, С. Н. История философии (общий курс) : учеб. пособие / С. Н. Мареев, Е. В. Мареева. – М. : Академический Проект, 2003. – С. 681–691.
8. Огюст Конт и положительная философия / излож. и исслед. Г. Г. Льюиса и Д. С. Милля. – СПб. , 1867. – 355 с.
9. Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М. : Прогресс, 1983. – 606 с.
10. Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилье ; пер. с анг. В. И. Кузнецова ; под ред. С. Б. Крымского. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – С. 703–729.
11. Спиркин, А. Г. Философия : учебник / А. Г. Спиркин. – 2-е изд.– М. : Гардарики, 2002. – С. 192–200.
Прагматизм
Прагматизм (pragma – дело, действие) возникает в конце ХІХ – начале ХХ вв. В США. Основателями его были американцы Чарльз Пирс (1839–1914 гг.), Уильям Джеймс, Джон Дьюи (1859–1952 гг.).
Прагматизм исходит из того, что философия должна быть не размышлением о первых началах бытия и познания, чем она считалась со времен Аристотеля, но общим методом решения тех проблем, которые возникают перед людьми в различных жизненных ситуациях, в процессе их практической деятельности, протекающей в непрерывно меняющемся мире [8].
Студент должен понять, что согласно прагматизму, опыт никогда не дан нам изначально, как нечто определенное, но все объекты познания формируются нашими познавательными усилиями в ходе решения возникающих жизненных задач. Прагматизм рассматривает мышление лишь как средство приспособления организма к среде с целью успешного действия.
Также необходимо отметить, что функция мысли в прагматизме заключается в следующем:
1) в преодолении сомнения, являющегося помехой для действия (Ч. Пирс);
2) в выборе средств, необходимых для достижения цели (У. Джеймс);
3) для решения «проблематичной ситуации» (Д. Дьюи).
Идеи, понятия и теории – лишь инструменты, орудия или планы действия. Их значение, согласно основной доктрине прагматизма – так называемому «принципу Пирса», целиком сводится к возможным практическим последствиям.
Наиболее полно ответ на данный вопрос можно найти в источниках [2; 3; 7].
При подготовке к ответу на вопрос: критика традиционного понятия истины в прагматических концепциях, студент должен обратить внимание на следующие положения:
«…истина в прагматизме определяется, как полезность или работоспособность идеи» [8]. «Истина, по мнению Пирса, отличается от лжи просто тем, что действие, основанное на ней, при зрелом размышлении приведет нас к той цели, к которой мы стремимся, а не в сторону от нее» [10]. Такое определение истины является наиболее характерной для доктрины прагматизма.
Успех абсолютизируется и превращается не только в единственный критерий истинности идей, но и в само содержание понятия истины.
«Прагматизм, – писал В. И. Ленин, – высмеивает метафизику и материализма и идеализма, превозносит опыт и только опыт, признает единственным критерием практику…и…преблагополучно выводит изо всего этого Бога в целях практических, только для практики, без всякой метафизики, без всякого выхода за пределы опыта…».
Для лучшего усвоения вышеизложенного материала студент может использовать следующие источники [7; 8; 10].
Литература
1. История философии : учебник для вузов/ В. Ильин. – СПб. : Питер, 2003. – С. 404–417, 441–447.
2. Канке, В. А. Философия : учебник / В. А. Канке. – М. : Логос, – 2002. – С. 376.
3. Касьянов, В. В. История философии : сдаем экзамен / В. В. Касьянов. –Ростов н/Д. , 2003. – С. 273–278.
4. Миголатьев, А. А. Философия / А. А. Миголатьев. – М. : Юнити–Дана, 2001. – С. 242–245.
5. Лузан, А. А. Введение в философию / А. А. Лузан. – Краматорск : ДГМА, 2009. – С. 117-120.
6. Мареев, С. Н. История философии (общий курс) : учеб. пособие / С. Н. Мареев, Е. В. Мареева. – М. : Академический Проект, 2003. – С. 681–691.
7. Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилье ; пер. с анг. В. И. Кузнецова ; под ред. С. Б. Крымского. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – С. 596-598.
8. Современная буржуазная философия. – М. : МГУ, 1972. – 651 с.
9. Спиркин, А. Г. Философия : учебник / А. Г. Спиркин. – 2-е изд. – М. : Гардарики, 2002. – С. 169–173.
10. Философский энциклопедический словарь / Л. Ф. Ильичев [и др.]. – М. : Сов. энциклопедия, 1983. – 840 с.