Тематика семинарских занятий

Философия, круг ее проблем и роль в обществе

ПЛАН

2.1.1 Понятие мировоззрения, его структура. Человек и мир – основной вопрос мировоззрения.

2.1.2 Типы мировоззрения.

2.1.3 Природа и содержание философских проблем.

2.1.4 Философия и наука. Методологическая функция философии.

2.1.5 Философия в системе культуры.

Основные философские категории:

Мировоззрение, основной вопрос философии, миф, религия, философия, онтология, гносеология, смысложизненные проблемы, политика, наука, этика, эстетика, категории, методология, культура.

Понятие мировоззрения и его структура. Человек и мир – основной вопрос мировоззрения

При подготовке к ответу на первый вопрос студент должен обратить внимание на следующие положения:

Дать определение понятия мировоззрения:

Мировоззрение это совокупность знаний, оценок, принципов, определяющих обобщенное представление о мире в целом, понимание мира и места в нем самого человека, жизненные позиции, программу поведения и деятельности людей. Мировоззрение представляет собой сложное интегральное образование, в котором слиты воедино его различные компоненты: знания и ценности, идеалы и принципы, нормы и убеждения.

Необходимо также показать место мировоззрения в структуре сознания.

Раскрывая первый вопрос, требуется также выяснить структуру мировоззрения. Раскрыть роль и значение знания в структуре мировоззрения, показать особенность мировоззренческого знания, почему К. Ясперс называет философское знание «философской верой». Необходимую информацию можно найти в работе К. Ясперса «Философская вера» [11].

Ценностная составляющая является вторым важнейшим компонентом мировоззрения. Студент должен показать особенность ценностного отношения к миру, отличие его от познавательного отношения и его роль в структуре мировоззрения.

Необходимо определить место идеалов, убеждений, норм поведения в структуре мировоззрения, дать их определение, раскрыть их содержание. Наиболее полный ответ можно найти в источниках [3; 9; 10].

В заключение следует подчеркнуть, что основным вопросом мировоззрения является вопрос не о мире и человеке самих по себе, а вопрос о взаимосвязи и взаимоотношении человек – мир, о месте человека в мире.

По утверждению И. Канта мировоззрение и философия, как один из его видов должна дать ответы на следующие вопросы:

1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать?

3. На что я смею надеяться?

4. Что есть человек?

Каждый человек, так или иначе ставит эти вопросы, пытается их осмыслить и решить с учетом специфики содержания и возможностей своей исторической эпохи.

Ответы на эти вопросы носят мировоззренческий характер. Они задают систему координат, значимость, которых не ниже, а может быть выше ценностей системы пространственно-временных параметров. Без мировоззренческих координат человек обречен жить в режиме "здесь и только сейчас". Он обречен быть заложником обстоятельств, чужой воли, ибо не в состоянии соотнести знания о себе со знанием о мире и найти свое место в мире.

Поскольку, мировоззрение является системой взглядов, обеспечивающих познание мира в целом и поиск места в нем человека, а также определяющих его жизненные позиции и ценностные ориентиры, то основной вопрос заключается в отношении человека к миру. Студент может воспользоваться следующей литературой [2; 6; 11].

Литература

1 Иорданский, В. В. О едином ядре древних цивилизаций

В. В. Иорданский // Вопросы философии. – 1998. – № 12. – С. 37–49.

2 История философии : учеб. пособие для студентов вузов. – Ростов н/Д. : Феникс, 1998. – С. 7–11.

3 Канке, В. А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов / В. А. Канке. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Логос, 2002. – С. 10–13.

4 Кохановский, В. П. Философия : учебник для вузов / В. П. Кохановский. – Ростов н/Д., 1999. – С. 6–8.

5 Каган, М. С. Философия как мировоззрение / М. С. Каган // Вопросы философии. – 1997. – № 9. –С. 36–46.

6 Лузан, А. А. Введение в философию / А. А. Лузан. – Краматорск : ДГМА, 2009. – С. 6–9.

7 Невлева, И. М. Философия : учеб. пособие для студентов вузов / И. М. Невлева. – М. : РДЛ, 2002. – С. 9–20.

8 Перминов, В. Я. Философия как метод / В. Я. Перминов // Вестник МГК. – 1997. – № 5. – С. 3–25.

9 Філософія : навч. посіб. / за ред. І. Ф. Надольного. – 2-е вид., перероб. і доп. – К. : Вікар, 2001. – С. 11–24.

10 Философия : учебник / под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М. : Юрист, 2002. – С. 14–30.

11 Философия : учеб. пособ. / В. К. Лукашевич [и др.] ; под общ.ред. В. К. Лукашевича. – Мн. : БГЭУ, 2001. – 431 с.

12 Ясперс, К. Смысл и назначение истории : пер. с нем. / К. Ясперс. – М. : Политиздат, 1991. – С. 420–421. – (Мыслители ХХ в.).

Типы мировоззрения

Наиболее распространенная типологизация: миф, религия, философия критерий – историческая последовательность, способ видения мира и его содержание.

Мифология – форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.*■

Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы:

Происхождение Вселенной, Земли и человека

– объяснение природных явлений;

– жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;

– вопросы чести, долга, этики.

Чертами мифа являются:

– очеловечивание природы;

– наличие фантастических богов: их общение, взаимодействие с человеком;

– отсутствие абстрактных размышлений;

– практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);

– однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

Необходимо отметить, что мифологический тип мировоззрения – единая синкретическая (нерасчлененная) форма сознания, в которой воедино было сплетено: зачатки знаний, религиозные верования, формы искусства, философские представления.

Способом существования данного типа является традиция. Данный тип мировоззрения проявляется в мифах, легендах, сказках, метафорах, его элементы существуют и сегодня. Наиболее полно данный тип мировоззрения раскрыт в следующих источниках [2; 3; 6; 10].

Религия (от religio – святость, благостъ) – особая форма сознания, особый тип мировоззрения, основанной на вере в Бога, на вере в высшую справедливость; на вере, что наряду с миром реальным существует мир идеальный.

Религия выступает правоприемницей мифологии, но между ними есть существенные отличия. Религия возникает в условиях сложившейся письменности. В обществе появляются предпосылки формирования частной собственности, а стало быть, формируется основание индивидуальности.

При религиозном и мифологическом мировоззрениях для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности:

Религия исследует вопросы те же, что и миф:

– происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека;

– объяснение природных явлений;

– поступки, судьба человека;

– нравственно-этические проблемы.

Религиозный тип мировоззрения – делит мир на две половины (дуализм) – мир земной, мир небесный, мир духовный, мир материальный. В нем четко проведена грань между Богом и человеком, Богом и природой, человеком и природой.

Способом существования данного типа мировоззрения является вера. Данный тип мировоззрения проявляется и сегодня. Дополнительно по данному вопросу, можно использовать следующую литературу [2; 3; 7; 10].

Философияпредставляет собой более развитую форму мировоззрения на основе рационального объяснения мира и человека. Если религия провозглашает свои мировоззренческие представления как свыше данные истины, та философия обращается к разуму человека, осуществляет рациональный анализ сущего, стремится обосновать, доказать свои утверждения.

Философия, как и религия, выступает правопреемницей мифологии. Но в отличие от религии и мифа, философия ориентирована на познание природы общества и человека в их развитии и взаимосвязи.

Философия – особый, научно-теоретическийтип мировоззрения. Философское мировоззрение отличаетсяот религиозного и мифологического тем, что оно:

– основано на знании (а не на вере либо вымысле);

– рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

– логично (имеет внутреннее единство и систему);

– опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философияпредставляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Философский тип мировоззрения возникает в 7–6 вв. до н. э. так называемое “осевое время” в истории цивилизации (К. Ясперс). Именно в это время рождены “современная культура”, а человек становится “современным человеком”.

Для более полной подготовке к ответу на данный вопрос можно также использовать следующие источники [2; 3; 9; 10].

Литература

1 Иорданский, В. В. О едином ядре древних цивилизаций

В. В. Иорданский // Вопросы философии. – 1998. – № 12. – С. 37–49.

2. История философии : учеб. пособие для студентов вузов. – Ростов н/Д. : Феникс, 1998. – С. 7–11.

3. Канке, В. А. Философия. Исторический и систематический курс : учебник для вузов / В. А. Канке. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Логос, 2003. – С. 13–14.

4. Кохановский, В. П. Философия : учебник для вузов / В. П. Кохановский. – Ростов н/Д. :Феникс, 1999. – С. 6–8.

5. Каган, М. С. Философия как мировоззрение / Каган М. С. // Вопросы философии. – 1997. – № 9. – С. 36–46.

6. Лузан, А. А. Введение в философию / А. А. Лузан. – Краматорск : ДГМА, 2009. – С. 6–9.

7. Невлева, И. М. Философия : учеб. пособие для студентов вузов / И. М. Невлева. – М. : РДЛ, 2002. – С. 9–20.

8. Філософія : навч. посібник / за ред. І. Ф. Надольного. – 2-е вид., перероб. і доп. – К. : Вікар, 2001. – С. 11–24.

9. Философия : учебник / под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М. : Юрист, 2002. – С. 14–30.

10. Философия : учеб. пособие / В. К. Лукашевич [и др.] ; под общ. ред. В. К. Лукашевича. – Мн. : БГЭУ, 2001. – 431 с.

11. Ясперс, К. Смысл и назначение истории : пер. с нем. / К. Ясперс. – М. : Политиздат, 1991. – С. 420–421. – (Мыслители ХХ в.).

2.1.3. Природа и содержание философских проблем

Философия– понятие, введенное в обиход Пифагором, (дословно, любовь к мудрости) особый способ постижения и освоения мира, выходящего за рамки конкретных наук.

Специфика философской мудрости состоит в ее нацеленности на смыслы максимально всеохватной (общей, предельной, целостной) и вместе с тем фундаментальной значимости. Ясно, что такого рода смыслы имеют для людей основополагающее значение, отказ от них равносилен безумию: зачем же отказываться от того, что является нашим высшим интеллектуальным достижением, а во многом и руководством в практической жизни. Этим объясняется необходимость изучения философии, в том числе и в ВУЗах.

Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия, наиболее существенные, фундаментальные, всеохватные, не знающие исключения, объединяющие жизнь людей в единое целое, в поле действия, которых попадает каждый человек.

Наиболее оптимально данный аспект вопроса раскрыт в следующих источниках [1; 3; 6].

Центральная проблема философии выступает проблема бытия, которая у древнегреческих философов, и не только у них часто выступает, как учение о природе.

Уже в Древней Греции наметились и два подхода к решению проблемы бытия, получившие впоследствии название материализма и идеализма, а сама проблема бытия в марксизме была названа основным вопросом философии. Суть самой проблемы сводится, в конечном счете, к тому, что понимать под первоосновой, к чему сводится все многообразие предметов и явлений мира. Философы – материалисты видели такую первооснову в материи, понимая под последней, вплоть до марксизма, или одну из четырех стихий (земля, вода, воздух, огонь) или мельчайшую частицу вещества. Мир, все предметы и явления в нем понимаются как существующие объективно, независимо от человеческого сознания и, довольно часто, как у древнегреческих философов, независимо от богов. Если и признавалось значение бога или богов, то только как акт творения.

Идеалисты, напротив, полагали, что подлинным бытием обладают идея, дух. Наиболее четко подобный взгляд высказан древнегреческим философом Платоном, который полагал, что подлинный мир – это мир идей, предметы и явления окружающего нас мира есть только тени идей. Эту точку зрения наиболее последовательно развивал немецкий философ Гегель, полагающий, что первоосновой всего является абсолютная идея, которая, развертываясь в процессе развития, отчуждает себя в природе и обществе. Подобные взгляды в философии принято называть объективно-идеалистическими взглядами, так как за основу всего здесь берется объективный дух, дух как таковой.

Из различия бытия мира и бытия человека вытекает гносеологическая проблема – может ли человек познать мир и как осуществляется процесс познания, в состоянии ли он в своих понятиях дать адекватное описание окружающих его предметов, явлений и процессов, существуют ли границы человеческого познания и, если да, то чем они обусловлены. К этим вопросам в истории философии можно выделить два подхода. Наряду с философами, признающими возможность познания мира, были и есть философы, разделяющие скептические и даже агностические взгляды.

Дополнительно по данному вопросу, студент может воспользоваться следующей литературой [4; 5; 7].

Но человек интересует философию не только в его соотношении с объективным миром. Уже со времен Сократа философы все больше и больше задумываются над вопросами человеческой жизни и смерти, предназначения человека и смысла его существования, нравственными ценностями. Смысложизненные проблемы человеческого существования в ходе истории занимают все большее место в философии. В наши дни эти проблемы стоят в центре философских размышлений, а некоторые философские течения, к примеру, экзистенциализм, считает их единственно заслуживающими внимания философии. И действительно, обоснование нравственных высших ценностей, без которых человеческие действия, наука теряют свое значение, всегда будут привлекать внимание философии.

Начиная с древних времен, философия обращается к проблемам общественной жизни, общим принципам политического правового устройства и другим общественным вопросам (этика, эстетика). Уже многие древнегреческие философы активно участвовали в политической жизни своих государств, были воспитателями и наставниками царей. Платоновские работы "Государство", "Законы" положили начало глубокому научному анализу общественных и политических проблем, ставших неотъемлемой частью многих философских систем. И это не удивительно, так как проблемы общественного бытия человека являются неотъемлемой частью мировоззренческих проблем. Дополнительную литературу по данной теме, студент может найти в источниках [3; 10; 11].

Литература

1. Иорданский, В. В. О едином ядре древних цивилизаций / В. В. Иорданский // Вопросы философии. – 1998. – № 12. – С. 37–49.

2. История философии : учеб. пособие для студентов вузов. – Ростов н/Д. : Феникс, 1998. – С. 7–11.

3. Канке, В. А. Философия. Исторический и систематический курс : учебник для вузов / В. А. Канке. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Логос, 2003. – С. 15–18.

4. Кохановский, В. П. Философия : учебник для вузов / В. П. Кохановский. – Ростов н/Д. , 1999. – С. 9–11.

5. Каган, М. С. Философия как мировоззрение / М. С. Каган // Вопросы философии. – 1997. – № 9. – С. 36–46.

6. Лузан, А. А. Введение в философию / А. А. Лузан. – Краматорск : ДГМА, 2009. – С. 10–12.

7. Невлева, И. М. Философия : учеб. пособие для студентов вузов / И. М. Невлева. – М. : РДЛ, 2002. – С. 34–40.

8. Філософія : навч. посібник / за ред. І. Ф. Надольного. – 2-е вид., перероб. і доп. – К. : Вікар, 2001. – С. 11–24.

9. Философия : учебник / под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М. : Юрист, 2002. – С. 14–30.

10. Философия : учеб. пособие / В. К. Лукашевич [и др.]; под общ. ред. В. К. Лукашевича. – Мн. : БГЭУ, 2001. – 431 с.

11. Ясперс, К. Смысл и назначение истории : пер. с нем. / К. Ясперс. – М. : Политиздат, 1991. – С. 420–421. – (Мыслители ХХ в.).

Наши рекомендации