Основное начало скептицизма состоит в том, что всякому положению можно противопоставить другое, равное ему, поэтому следует отказаться от всяких утверждений (догм). 10 страница

Духовное бытие включает в себя индивидуальное сознание, сознание общественное, информационное сознание (виртуальная реальность), а богословы и верующие люди, конечно же, будут настаивать на существовании божественного сознания. Если в существовании общественного и индивидуального сознания никаких сомнений быть не может, то по поводу информационного сознания (компьютерного разума) ведутся споры. Даже самый совершенный компьютер на сегодняшний день ближе к логарифмической линейке, чем к интеллекту человека. Тем более недоказанным и с точки зрения науки сомнительным является существование бога и божественного разума. Хотя неоспоримых доказательств обратного наука тоже не имеет.

Бытие человека в самом общем виде можно представить как телесное и духовное, материальное и моральное, индивидуальное и групповое.

Наконец, в социальном бытии можно выделить такие компоненты как производство (материальное и духовное), государство, гражданское общество, микросреда, а также классы и другие социальные группы.

Необходимо отметить, что предложенная классификация видов бытия не может быть понимаема как жесткая схема. Отдельные элементы этой классификации не изолированы, они взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга. Например, духовное бытие вообще и духовное бытие человека можно отделить друг от друга только в абстракции, теснейшим образом связаны между собой искусственная природа и материальное производство.

11.3. Понимание материи в истории философии

В истории философии имела место борьба противоположных пониманий мира, борьба материализма и идеализма в истолковании материи.

Материалисты Древней Греции наивно сводили материю к той или иной стихии: воде (Фалес), воздуху (Анаксимен), огню (Гераклит), или к единству четырех стихий (земля, вода, воздух, огонь – Эмпедокл). Понимали материю как апейрон – беспредельное (Анаксимандр) или считали ее единством атомов и пустоты (Левкипп, Демокрит, Эпикур).

В Новое время английские материалисты Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк и др. понимали под материей первичные неизменные свойства всех вещей. К таким свойствам они относили протяженность, фигурность, массу, непроницаемость. Материя, с их точки зрения, – это то, чему характерны эти перечисленные атрибуты.

В понимании Дж. Бруно и Б. Спинозы материя – это мир в целом, природа, которая является причиной самой себя.

Французские материалисты Д. Дидро и П. Гольбах пытались определить материю в рамках основного вопроса философии, хотя сами они его не формулировали. В частности, П. Гольбах писал, что материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства.

Немецкий философ Л. Фейербах и русский мыслитель Н. Чернышевский утверждали, что материя – это общее, абстрактное понятие, в котором мышление человека охватывает всеобщие свойства бесконечно разнообразных предметов и явлений.

Наконец, Ф. Энгельс определял материю как совокупность всех веществ.

Идеалисты с древнейших времен и до наших дней также пользовались понятием “материя”, но понимали его принципиально иначе.

Античный философ Платон, родоначальник объективного идеализма, считал материальный мир бледной копией мира идей. Г. Гегель полагал, что материя произведена сознанием, абсолютным духом и зависима от него. И если абсолютный дух созидателен и динамичен, то материя сама по себе косна, статична. Субъективный идеалист Дж. Беркли склонен был вообще отрицать материю. Материя, говорил он, не существует, она есть выдумка материалистов.

Э. Мах и его сторонники определяли материю как совокупность ощущений субъекта. Мир, по Э. Маху, состоит из элементов, но сами эти элементы ни что иное, как ощущения.

Философ-идеалист ХХ в. А. Лефевр утверждает, что материя есть некий Х, который мы для удобства вводим в наши теоретические построения. Однако в принципе можно обойтись безо всякого х.

11.4. Ленинское определение материи

К классическим определениям материи, данным с позиций материализма, относится определение В. Ленина, которое он дает в своей работе “Материализм и эмпириокритицизм”, написанной в 1908 году.

Несколько слов относительно предыстории данной работы. На рубеже ХIХ–ХХ в. в естествознании были сделаны фундаментальные открытия, не укладывающиеся в рамки тех представлений о материальном мире, которые имели философы-материалисты прошлого. А. Беккерель и супруги Кюри открывают явление радиоактивности; было установлено, что атом не является неделимой частицей – Дж. Томсон открывает частицу, входящую в состав атома – электрон. Будет также выяснено, что масса электрона меняется в зависимости от скорости его движения: чем больше скорость, тем больше масса. В.К. Рентген открыл свои знаменитые икс-лучи, названные потом рентгеновскими. Уже в средине ХIХ в. усилиями М. Фарадея и Дж.К. Максвелла в науку было введено понятие физическое поле, наконец, в 1905 г. двадцатипятилетний А. Эйнштейн читает свою первую лекцию по теории относительности.

Итак, с античных времен считали, что существует мельчайшая, далее неделимая частица вещества – открытие электрона поставило эту идею под сомнение. (В связи с этим В. Ленин утверждал, что электрон также неисчерпаем, как и атом, и в этом отношении оказался прав). Открытие электрона низвергло представления о том, что обязательным свойством материи является неизменность ее массы. Материалисты полагали, что материя (а под материей они понимали вещество), имеет четкие границы, фигуру, форму. Но открытое физиками поле не имело формы. Материалисты прошлого считали материю непроницаемой, но открытие В.К. Рентгена показало несостоятельность этих взглядов.

Новейшие естественнонаучные открытия, перевернувшие все прошлые представления о материи привели к так называемому “кризису в физике”. Воспользовавшись им, философы-идеалисты громогласно заявили о своей победе, о том, что “материя исчезает”, что наконец-то само естествознание, которое до сих пор шло рука об руку с материализмом, доказало несостоятельность самой идеи существования материи, а значит – несостоятельность материалистической философии.

Возникает вопрос, почему В. Ленин – революционер, политический деятель, юрист по образованию – взялся за написание работы, которая потребовала от него громадных усилий по изучению не только философских, но и естественнонаучных работ?

Дело в том, что он был лидером партии большевиков, которая заявляла, что думает “перевернуть” Россию и весь мир, руководствуясь научной теорией К. Маркса. Эта теория являлась последовательно материалистической, она даже переносила материализм на проблемы общественной жизни. К. Маркс утверждал, что определяющим в жизни людей является их общественное бытие, которое есть ничто иное, как материальная сторона их существования, процесс материального производства. Основным производителем материальных благ в современном обществе является рабочий класс – пролетариат. Именно он этот класс осуществит социалистическое преобразование общества, освободит его от эксплуатации и, руководствуясь научно-материа­листической теорий К. Маркса и Ф. Энгельса, построит принципиально новое общество – коммунистическое. Все это произойдет по открытым К. Марксом материалистическим законам общественного развития, произойдет строго закономерно и научно обоснованно.

Нетрудно представить себе, во что превращалась вся эта стройная концепция, если иллюзорной, несуществующей становилась сама материя. Следовательно, необходимость написания этой книги диктовалась соображениями политической борьбы. В. Ленин, критикуя идеалистов, утверждает, что исчезла не материя, а предел наших знаний о ней. Иными словами, оказались ошибочными представления о материи материалистов прошлого.

В своей работе В. Ленин дал следующее определение материи: “Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них” (Ленин В.И. Полн. собр. соч. – Т. 18. – С. 131). Нетрудно заметить, что данное определение дается по тому же принципу, что и определение П. Гольбаха – через противопоставление его сознанию. О материи говорится, что она существует объективно, то есть независимо от человеческого сознания и отображается им посредством ощущений. И более ничего, никакие другие характеристики материи В. Ленин не включает в ее определение, даже такие фундаментальные как движение, пространство и время. Он не говорит о том, что она неуничтожима и не возникает из ничего, что имеет сложную структуру, что обладает универсальным свойством отражения и т. д. Таким образом, В. Ленин дает самое общее определение материи, которое, по его мнению, не может быть опровергнуто никаким дальнейшим развитием науки, хотя, конечно же, наука и дальше будет дополнять и углублять наши представления о материи и ее свойствах.

Контрольные вопросы

1. Что означает термин “бытие”?

2. Что такое онтология?

3. Как решаются вопросы субстанциональности и атрибутивности бытия различными философскими направлениями?

4. Как понимали бытие философы прошлого?

5. Назовите и охарактеризуйте виды бытия.

6. Каким было понимание материи в истории философской мысли?

7. Назовите открытия конца XIX – начала ХХ в., приведшие к “кризису в физике” и истолкованные идеалистами как свидетельство исчезновения материи.

8. Какие политические соображения заставили В. Ленина взяться за написание работы “Материализм и эмпириокритицизм”?

9. Сформулируйте ленинское определение материи и охарактеризуйте его.

Литература

1. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Ленин В.И. Полное собрание сочинений. – Т. 18.

2. Лосский Н.О. Мир как органическое целое. Избранное. – М., 1991.

3. Максюта М.Є. Вступ до філософії. – Розд. 3: Онтологія. – К., 2001. – С. 356–388.

4. Мир философии: Ч. 1. – Разд. 2: Бытие и материя. – М., 1991. – С. 211–264.

5. Бытие // Философский энциклопедический словарь. – М., 1983. – С. 69–70.

6. Філософія: Курс лекцій. – Розд. 3: Проблеми буття. – К., 1993. – С. 315–330.

Тема 12
ДИАЛЕКТИКА КАК КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ

План

12.1. Сущность диалектики, этапы ее становления. Диалектика и метафизика.

12.2. Основные законы диалектики.

12.3. Основные категории диалектики.

12.4. Альтернативы диалектики.

12.1. Сущность диалектики, этапы ее становления. Диалектика и метафизика

Диалектика есть полное, всестороннее и глубокое учение о развитии, его коренное теоретическое основание. Это такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессе изменения, развития.

Диалектика необходима для понимания этих всеобщих связей бытия и мышления. Но диалектическое мышление не является прирожденной способностью человека. Это – достижение культуры, требующее освоения. Владение диалектикой, умение диалектически объяснять самые разные явления предполагают не только знание теоретических положений, но и навык, тренировку.

Диалектическому мышлению присущ постоянный поиск новых способов постижения мира, что требует глубоко изучения всех элементов диалектики в их взаимосвязи и целостности.

Под диалектикой прежде всего имеют в виду учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности.

Зарождение и начало становления диалектики связано с периодом античности. Этот этап часто характеризуется как стихийная и наивная диалектика. Но она понималась по-разному. Так, материалист Гераклит в своем учении обращает внимание на постоянное движение и изменение мира, на взаимный переход противоположностей в нем, то есть, прежде всего, на “диалектику вещей”, на объективную диалектику. По Гераклиту, мир, природа находятся в беспрерывном изменении, развитии. Все течет, все изменяется. Источником развития является борьба противоположных начал. Первовещество природы – огонь; такой выбор огня не случаен, он обусловлен не столько астрономическими представлениями, сколько взглядам философа на характер жизни природы. По Гераклиту, мир, или природа, находятся в беспрерывном процессе изменения, а из всех природных веществ наиболее способен к изменению, наиболее подвижен именно огонь: “этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим”.

Гераклит развивает взгляд, по которому мир есть не неподвижность, а процесс, при котором всякая вещь и всякое свойство изменяется не каким угодно образом, а переходит в свою противоположность. Например, холодное становится теплым, влажное – сухим, сухое – влажным. Само Солнце каждое мгновение обновляется. Поэтому нельзя дважды вступить в одну и ту же реку: на входящего во второй раз уже текут новые воды. В человеческой жизни это превращение всего в противоположное есть не простой переход, а борьба. Она всеобща, “отец всего, царь всего”. Благодаря борьбе противоположностей обнаруживается их внутреннее тождество: “Бессмертные – смертны, смертные – бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают”.

Одно и то же – путь вверх и вниз, жизнь и смерть, бодрствование и сон, юность и старость. При этом, по Гераклиту, следует различать самый порядок перехода одной противоположности в другую: “Огонь живет земли смертью, и воздух живет огня смертью; вода живет воздуха смертью, земля – воды смертью”.

Всеобщность изменения и переход каждого свойства в противоположное делают все качества вещей относительными. Морская вода – чистейшая и вместе с тем грязнейшая; для рыб она питательна и спасительна, для людей – негодна и пагубна. В единстве, всеобщности и непреложности мирового порядка (“логос”) – основа общности и истинности человеческого познания. В. Ленин называл Гераклита одним из основоположников диалектики.

Жившие в этот же период идеалисты Сократ и Платон под диалектикой понимали искусство вести спор, диалог с целью выяснения понятий и достижения истины. Здесь речь идет о “диалектике понятий”, о субъективной диалектике.

Таким образом, диалектика в принципе совместима как с материализмом, так и с идеализмом. Г. Гегель создал систему диалектики как теорию и метод познания – на идеалистической основе. Историческое истолкование диалектика получила в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса, которые стремились придать ей научный характер.

Противоположным ей методом мышления и познания была метафизика. (Понятие “метафизика” имеет и другое значение – философское учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия. Традиционным также является понимание метафизики как термина, синонимичного философии). Ее особенностью является тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению тех или иных моментов или фрагментов бытия.

Метафизический метод характеризуется тем, что рассматривает предметы и процессы по одному принципу: либо да, либо нет; либо белое, либо черное; либо друг, либо враг и т. д. В социальной практике этому соответствует хорошо известный лозунг: “Кто не с нами, тот против нас”. При рассмотрении движения метафизика тяготеет к сведению многообразных его форм к какой-либо одной. Причем чаще наблюдается сведение высшей формы движения материи к низшей (отсюда – механический материализм, он же метафизический).

Метафизика противоположна диалектике по основным проблемам развития, принципам, законам и категориям. Метафизический взгляд на мир исходит из того, что предметы и явления существуют вне связи друг с другом. Изменение и развитие понимается как простое увеличение или уменьшение готовых качеств. Причины развития метафизики видят либо во внешнем воздействии одних предметов и другие, либо этой причиной называют сверхъестественную силу, опять-таки извне влияющую на материальный мир.

Метафизические взгляды зародились в античной философии значительно раньше, чем в литературе появился термин “метафизика”. Метафизические идеи развивали, например, Ксенофан, Парменид, Зенон (VI–V вв. до н. э.), пытавшиеся доказать, что бытие едино, неделимо и неподвижно. Также метафизическими являются суждения Платона о неизменных, постоянных идеях, определяющих якобы мир вещей.

Термин “метафизика” в своем первоначальном значении относился лишь к сочинению Аристотеля (то, что идет после физики, науки о природе), затем с первых веков нашей эры словом “метафизика” стали обозначать философские учения о сверхчувственных, разумом постигаемых началах всего существующего. Г. Гегель первым стал употреблять слово “метафизика” в смысле антидиалектики. Метафизические, антидиалектические взгляды получают широкое распространение в естествознании, а затем и в философии XVII–XVIII вв., когда такой метод был исторически оправдан.

Само слово “диалектика”впервые применил Сократ, обозначив им искусство вести эффективный спор, диалог, направленный на достижение истины путем противоборства мнений. Этого же понимания диалектики придерживались и софисты, которые развили своего рода отрицательную диалектику, приведя в бурное движение человеческую мысль с ее противоречиями, неустанным поиском истины в атмосфере постоянных споров. Создателем диалектики как искусства постижения истины посредством спора или толкования противоположных мнений Аристотель считал Зенона из Элеи, которому принадлежит знаменитое сочинение “Споры”.

Платон понимал под диалектикой знание относительно “сущего” и “истинно сущего”. Свои многочисленные труды он написал в форме диалогов, заключающих в себе образцы античной диалектики. Он рассматривает движение и покой, различие, тождество. Для него каждая вещь является тождественной сама себе и всем иным.

Древнегреческие философы под диалектикой понимали искусство добиваться истины путем раскрытия противоречий в суждениях противника и преодоления этих противоречий. Способ взаимного столкновения противоположных мыслей считался лучшим средством обнаружения истины. Платон определял диалектику как умение задавать вопросы и отвечать на них.

Диалектика как искусство спора, как средство раскрытия противоречий в суждениях противника является субъективной диалектикой мышления. При этом совершенствовалось само мышление, вырабатывалось умение последовательно, логически мыслить. Законы элементарной логики (науки о правильном мышлении) были сформулированы виднейшим древнегреческим философом Аристотелем. Аристотель развил диалектику дальше, выдвинув проблему многообразия причинных связей. Известно его учение о четырех причинах: материальной, формальной, движущей и целевой:

1) то, из чего что-либо возникает (материя, субстрат), – материальная причина;

2) сущность, в силу которой вещь такая, а не другая, – формаль­ная причина;

3) начало движения – движущая причина;

4) то, ради чего что-либо осуществляется, – целевая причина.

Аристотель предложил свое рассмотрение диалектики формы и содержания (материи). Вещь – это единство формы и материи, где форма активна, а материя – пассивна. Форма – это вид, которую принимает вещь, она обуславливает многообразие мира и его бытие.

Диалектика характерна и для древневосточной философии. Так, в “Упанишадах” любое явление рассматривается в движении и противоположностях. Брахман имеет два облика: телесный и бестелесный, смертный и бессмертный, неподвижный и подвижный. Атман – это тело и индивидуальная душа. Брахман и атман взаимосвязаны (“Все есть Брахман, а Брахман есть атман” – утверждается в “Упани­шадах”). Учение о Дао в даосизме очень похоже на учение Гераклита о Логосе. Дао – это “жизненный путь”, закон природы. Это естественный вечный закон возникновения и развития мира, единство, гармония Ян и Инь. Много ценных диалектических мыслей высказывается философами Востока в их концепциях, посвященных самопознанию и самосовершенствованию человека, прежде всего в философии буддизма, йоги, конфуцианстваи др.

Как и в философии античного мира, в философии Востока встречается метафизический метод.

Остановщиками природы называл Аристотель представителей Элейской школы Парменида и Мелисса с их последователями, так как они отрицали движение природы. Для них бытие являлось “единым и неподвижным”. В Древнем Китае против диалектики бытия выступили Мэн-цзы и Сюнь-цзы, для которых вещь не предстает в единстве противоположностей, человеческая природа от рождения связана либо только с добром (Мэн-цзы), либо со злом (Сюнь-цзы). Конечно, воспитание может переломить человеческую природу, но это означает привнесение в нее культуры.

В разработке диалектического взгляда на мир большую роль сыграл Г. Гегель, сформировавший на основе идеализма основные принципы, законы и категории диалектики.

Он создал наиболее полное учение о диалектическом развитии как качественном изменении, движении от низших форм к высшим, переходе старого в новое, превращении явления в свою противоположность. Он подчеркнул взаимосвязь между всеми процессами и явлениями мира. Г. Гегель разработал идеалистическую форму диалектики, он рассматривал диалектику категорий, их связи и переливы друг в друга, развитие “чистой мысли” – абсолютной идеи. Он понимал развитие как самодвижение, происходящее на основе взаимопроникновения противоположностей, и, поскольку явление противоречиво, оно обладает движением и развитием: понятия и категории взаимно переходят друг в друга.

Г. Гегель считал, что диалектика всеобща: “Все, что нас окружает, может быть рассматриваемо как образец диалектики”. Философ ввел диалектику в процесс познания. Для него истина – процесс. В диалектике Г. Гегеля происходит совпадение диалектики, логики и теории познания.

Итак, диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности.

12.2. Основные законы диалектики

Согласно диалектическому взгляду на мир, природе присущи свои законы развития. Люди могут познать их и использовать полученные знания в практической диалектике. Законы и категории деятельности можно классифицировать по степени их общности.

Фундаментальными законами диалектики, сформулированными Г. Гегелем, являются: закон единства и борьбы противоположностей; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений; закон отрицания. Рассмотрим их.

Закон единства и борьбы противоположностей, по словам В. Ленина, является сутью диалектики. Этот закон указывает причину, источник диалектического изменения и развития. Он заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи единым по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу. Это день и ночь, горячее и холодное, ум и глупость, здоровье и болезнь, жизнь и смерть, лекарство и яд и т. д.

Диалектический взгляд на мир раскрывается в творчестве, например, Ф. Энгельс говорил: жить – значит умирать. Поэты очень часто обыгрывают эту тему:

Чем ночь темней – тем звезды ярче. Чем глубже скорбь – тем ближе Бог. А. Майков Я телом в прах истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь – я раб – я червь – я Бог! Г. Державин Поверь, мой милый друг, страданье нужно нам; Не испытав его, Нельзя понять и счастья. Е. Баратынский

Единство и борьба противоположностей являются внутренним источником движения и развития всего сущего. Противоположности – это стороны исследуемого предмета, которые не только различаются, но и исключают друг друга. Отношение этих противоположностей является противоречием, которое и выступает внутренним возбудителем, импульсом, источником всякого движения и развития. Следует различать противоречия внутренние и внешние, основные и неосновные, антагонистические и неантагонистические, которые касаются социальных конфликтов. Жизнь полна противоречий и движется ими. Материалистическая диалектика при изучении противоречий исходит, прежде всего, из признания объективности их характера.

Гераклит говорил, что “война есть отец всех вещей”. Гармония, согласие, мир – мать всех вещей. Так проявляется единство и борьба противоположностей. Философ приводил и другой пример, когда лук и лира – “из противоположностей рождается прекрасная гармония”, это Тетива лука может превратиться в струну лиры. Они тождественны и противоположны как жизнь и смерть, ибо лук несет смерть, а лира – радость жизни. Единство и борьба противоположностей обуславливают в определенных ситуациях и равнодействие противоположностей, и устойчивость предметов, и равновесие сил.

Так борьба существует ради мира, но не мир ради борьбы. Об этом же писали К. Маркс и Ф. Энгельс в “Манифесте Коммунистической партии”. “Противоположные классы ведут борьбу, всегда кончающуюся революционным переустройством всего общественного сознания или общей гибелью борющихся классов”.

Отсюда вывод: хотя единство противоположностей является относительным, временным, а борьба их – абсолютной, постоянной, но все же борьба всегда кончается, должна кончаться, иначе противоположности пожрали бы друг друга и все погрузилось бы в небытие.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.Он показывает, как, каким путем возникает новое, каким образом происходит процесс развития, каков механизм этого процесса.

Начнем с категорий “качество”, “количество” и “мера”. Согласно диалектической концепции развития, все предметы и явления беспрестанно изменяются. Вместе с тем они обладают относительной устойчивостью, способны в течение определенного времени оставаться самим собой. Все, что делает предмет именно данным, а не другим предметом, что отличает его от бесчисленного множества других, и есть его качество.

Качеством обладают все предметы и явления. Возьмем, например, такой металл, как золото. Оно обладает характерным желтым цветом, тягучестью и ковкостью, имеет определенную плотность и теплоемкость, температуру плавления и кипения. Золото не растворяется ни в щелочах, ни в целом ряде кислот, химически оно малоактивно, на воздухе не окисляется. Все это, вместе взятое, и отличает золото от других металлов. Качеством обладают и общественные явления.

Кроме определенного качества каждый предмет обладает и количеством. В отличии от качества, количество характеризует предмет со стороны степени развития или интенсивности присущих свойств, а также его величины, объема и т. п. Количество выражается числом. Числовые выражения имеют размеры, вес, объемы предметов, интенсивность присущих им цветов, издаваемых ими звуков и т. д. Количественная характеристика присуща и общественным явлениям.

Количество и качество едины, поскольку они представляют собой стороны одного и того же предмета. Единство количества и качества называется мерой. Мера – это своего рода граница, рамки, в которых предмет остается самим собой. “Нарушение” меры, этого определенного сочетания количественной и качественной сторон, приводит к изменению предмета, к превращению его в другой предмет. Этот переход осуществляется в форме скачка.

Потому “ничего сверх меры” – вот девиз древних греков. Мера – трудная, но прекрасная категория. Чувство меры необходимо почти везде – в науке (например, в медицине – “норма”, “доза”), искусстве, моде, поведении, даже в гостеприимстве и т. д. Не должно быть меры в познании, дружбе и любви. Как сказал Франциск Салезский: “Мера любви – любовь без меры”.

Закон отрицания отрицания.Он раскрывает общее направление, тенденцию развития материального мира.

Чтобы понять сущность и значение этого закона, нужно выяснить, что такое диалектическое отрицание и каково его место в развитии. В любой области материальной и духовной жизни постоянно происходит процесс отмирания старого, отжившего свой век и возникновение нового. Эта замена и есть развитие, а само преодоление старого новым, возникающим на основе старого, и называется отрицанием; оно возникло на основе внутренних противоречий.

Отрицание не есть нечто привнесенное в предмет или явление извне. Оно – результат его собственного, внутреннего развития, самодвижения. Метафизика понимает отрицание как отбрасывание, абсолютное уничтожение старого. В. Ленин называл такое отрицание “голым”, “зряшным”, так как оно исключает всякую возможность дальнейшей эволюции.

Для диалектического понимания отрицания характерно признание преемственности, связи нового со старым в процессе развития. Можно вспомнить слова Р. Гамзатова: “Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки” или Ж. Жореса: “Взять из прошлого огонь, а не пепел”.

Мир в его состоянии есть плод прошедшего и семя будущего. Будущее, по словам А. Герцена, носится над событиями настоящего и возьмет из них нити в свою новую ткань, из которой выйдут саван прошедшему и пеленки новорожденному.

Преемственность, проблема “отцов и детей” предполагает отрицание во всех сферах жизни. Так, наука умирает, если она перестает рождать новые мысли. Как писал А. Эйнштейн: “Прости меня, Ньютон, ты нашел единственный путь, возможный в твое время для человека величайшей научной творческой способности и силы мысли. Понятия, созданные тобой, и сейчас остаются ведущими в нашем физическом мышлении, хотя теперь мы знаем, что если будем стремиться к более глубокому пониманию этих взаимосвязей, то мы должны будем заменить эти понятия другими, стоящими дальше от сферы непосредственного опыта”.

Наши рекомендации