Интернализм и экстернализм в развитии науки

Волгоград

ББК Ю. я7

Философия науки и техники в таблицах и схемах. Метод. указ./сост.: Е. Ю. Леонтьева, Н. Л. Виноградова, Н. В. Казанова; О. И. Шахалова. Волгоград.гос.техн.ун-т. – Волгоград, 2011. – 16 с.

Методические указания разработаны для магистрантов, аспирантов и соискателей всех специальностей и форм обучения для подготовки к семинарским занятиям и к экзамену по истории и философии науки. Рекомендации по своему содержанию соответствуют основным темам курсов «Методология науки и научного творчества», «Философские вопросы техники и технических наук» и «История и философия науки».

Рецензент: д-р филос. наук, профессор Н.В. Омельченко

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Волгоградского государственного технического университета

© Волгоградский государственный

технический университет, 2011

Составители: Елена Юрьевна ЛЕОНТЬЕВА

Надежда Леонидовна ВИНОГРАДОВА

Наталия Витальевна КАЗАНОВА

Оксана Игоревна ШАХАЛОВА

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ В ТАБЛИЦАХ И СХЕМАХ

Методические указания

Темплан 2011 г., поз. № .

Подписано в печать 00.00.2011 г. Формат 60х84 1/16. Бумага газетная.

Печать офсетная. Усл. печ. л. 0,93.

Тираж 100 экз. Заказ ____. Бесплатно

Волгоградский государственный технический университет

400131 Волгоград, просп. им. В.И. Ленина, 28.

РПК «Политехник»

Волгоградского государственного технического университета.

400131 Волгоград, ул. Советская, 35.

Три аспекта бытия науки

Наука как совокупность особого вида знаний Наука как процесс получения особого вида знания Наука как социальный институт
  Наука это хранение и передача особого вида знаний. Характеристики научного знания: - рациональность; - объективность; - доказательность; - системность; - целостность; - абстрактность, - рефлексивность; - изучает сущность явлений; - стремится к истине; - имеет собственный язык; - общезначимо. Вся совокупность современных знаний систематизирована и структурирована в соответствии с различными критериями. Наиболее распространенный – систематизация научных знаний в соответствии с объектом исследования.   Самая общая систематизация включает: естественно-научное, техническое и социально-гуманитарное знания.   Анализируется процесс научного познания. Сюда относится и инновационная научная деятельность, процесс получения научного знания начинается с: 1. Констатации опытных данных, фиксации Протокольных утверждений 2. Индуктивная и статистическая обработка протокола, формулировка научного факта. 3. Формулировка эмпирических законов, на основании анализа, синтеза, индукции, дедукции 4. «Включение» новых механизмов познания: - идеализация; - абсолютизация; - абстрагирование и работа с уже идеальными объектами для понимания сущности объектов реальных 5. Выдвижение предположений – гипотез Работа с гипотезами на их основании – 6. Формулировка теории –высшей формы существования научного знания.     Это закрепленная в организованных структурированных формах деятельность людей по получению, обработке, хранению и передаче другим субъектам научного знания. Эта структура имеет собственные правила, законы, нормы, традиции, обычаи. Включает собственную бюрократическую систему. Кроме того включает: – символы науки (степени, звания, мантии, герб); – материальные составляющие (лаборатории, кафедры, строения, институты); - социальные роли и статусы (доцент, доктор, профессор, академик).  
  Некоторые исследователи отмечают и четвертый аспект бытия науки: наука – область человеческой дея­тельности и элемент культуры  

ОЦЕНКА РОЛИ НАУКИ



Направление Сциентизм Антисциентизм
  Основная идея Концепция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества. Он начал складываться в философии конца XIX— начала XX вв., когда в связи с развитием науки был поставлен вопрос о ее роли и месте в системе культуры. Настаивает на ограниченности возможностей науки в решении коренных проблем человеческого существования, в крайних проявлениях оценивая науку как враждебную человеческому существованию.
  Черты   - приветствует достижения науки. - провозглашает знание как культурную наивысшую ценность. - отыскивая аргументы в свою пользу, привлекают свое знаменитое прошлое, когда наука Нового времени, опровергая путы средневековой схоластики, выступала во имя обоснования культуры и новых, подлинно гуманных ценностей. Они совершенно справедливо подчеркивают, что наука является производительной силой общества, производит общественные ценности и имеет безграничные познавательные возможности. - видят в науке ядро всех сфер человеческой жизни и стремятся к «онаучиванию» всего общества в целом. Только благодаря науке жизнь может стать организованной, управляемой и успешной. - намеренно закрывают глаза на многие острые проблемы, связанные с негативными последствиями всеобщей технократизации.     - испытывает предубежденность против научных инноваций. - не устает подчеркивать критическое отношение к науке. - подмечают простую истину, что, несмотря на многочисленные успехи науки, человечество не стало счастливее и стоит перед опасностями, источником которых стала сама наука и ее достижения. Следовательно, наука не способна сделать свои успехи благодеянием для всех людей, для всего человечества. - понятие «научное знание» не тождественно понятию «истинное знание». - прибегают к предельной драматизации ситуации, сгущают краски, рисуя сценарии катастрофического развития человечества, привлекая тем самым большее число своих сторонников.
  Предста-вители     Представители позитивизма: О. Конт, Э. Мах, М. Шлик, Р. Карнапп, Г. Рейхенбах, Л. Витгенштейн Ф. Шеллинг, А. Шопенгауер, С. Кьерксгор, Ф. Ницше, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.

Интернализм и экстернализм в развитии науки

Интернализм Экстернализм Диалектическая (интегративная) концепция
Определяющими причинами развития научного знания являются внутринаучные факторы (внимание направлено, прежде всего, на обсуждение и решение проблем, связанных с анализом структуры научного знания, процедур проверки и подтверждения теорий). Главными причинами развития и изменения научного знания являются различного рода социокультурные факторы (центральными становятся вопросы, возникающие при описании и развитии знания, что требует привлечение исторического материала). Диалектическое взаимодействие внутринаучных и социокультурных факторов.
Эмпиризм Теоретизм Гипотетико-дедуктивизм Экономический детерминизм Социальный детерминизм Социально-психологический детерминизм Философский детерминизм Культурный детерминизм А. Эйнштейн, М. Бор, М. Планк, И.Т. Фролов, П. П. Гайденко, В. С. Степин и др.
Аристотель, Ф. Бэкон, И. Ньютон, О.Конт и др. Платон, Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант и др. Г. Галилей, Дж. Гершель, Р. Карнап, К. Поппер и др. Дж. Бернал, Б. Гессен и др. А. Богданов, Д. Лукач и др. Т. Кун, М. Полани и др. Г. Гегель, Э. Гуссерль и др. О. Шпенглер, Г. Гачев, М. Фуко и др.

Преднаучный этап развития знания
(концептуальные идеи)

Античность Средневековье Эпоха Возрождения
Возникновение и утверждение идеи рациональности как тождества мышления и бытия. 2. Возникновение теории как мысленно-интуитивного «всматривания» в космос, экстатическое, мистическое созерцание. 3. Возникновение логики и доказательства. 4. Формирование абстрактных понятий и умения работать с ними. 5. Накопление единичных данных опытной науки. 1. Совершенствование умения мыслить абстрактно, работать с абстрактными понятиями без обращения к реальности. 2. Возникновение первых университетов как устойчивых институциональных форм науки 3. Роль христианского мировоззрения в становлении будущей науки: - Мир существует объективно. (Бог создал мир, как существующий независимо от него); - Мир благ: мир хорош сам по себе и достоин изучения; - Мир демистифицирован. В мире бога нет. Бог его создал, но не растворился в нем. Поэтому его и можно изучать, ставить над ним эксперименты, «пытать» его. 4. Накопление единичных данных опытной науки. . Утверждение идеи, что человек – универсальный, самодостаточный, способный познать и понять мир. 2. Высвобождение творческой энергии личности, усиление роли интеллектуальных и духовных элементов производительных сил. 3. Выражение в количественной, абстрактно-геометрической форме результатов исследований и наблюдений за природой, начало применения математических методов. 4. Синтез практического знания и математической абстракции. 5. Накопление единичных данных опытной науки.

Этапы развития науки

Название Имена и события в истории науки Парадигмальные характеристики этапа
  Классический ХVII в.-середина ХIХ в. Г. Галилей (постановка научного эксперимента); Р. Декарт (система координат, рационализм); Ф. Бэкон (индуктивный метод в применении к опытным данным, эмпиризм); Г. Лейбниц (дифференциальное и интегральное исчисления); И. Ньютон (три закона). 1. Вселенная – совокупность большого числа неизменных и неделимых частиц, связанных между собой силами тяготения и подчиненных законам механики. 2. Пространство и время – абсолютные величины, не связанные с материей. 3. Природа – самодостаточный объект, все части которого жестко детерминированы, все процессы сводятся к механическим. 4. В процессе познания выделяют противостоящие друг другу субъект и объект познания. Создается механистическая картина мира.
  Неклассический середина ХIХ в. – середина ХХв Возникновение эволюционных и диалектических идей Ч. Дарвина, К.Маркса. Математические идеи Н. И. Лобачевского, Г.-Ф. Римана и Г. Минковского; Дж.Максвелл, А. Майкельсон, М. Фарадей; А. Эйнштейн (ОТО, СТО), Н. Бор (принцип дополнительности), В. Гейзенберг (принцип неопределенности), Э.Резерфорд (планетарная модель атома), М. Планк (идеи квантовой теории) 1. Вселенная – пространственно-временной материальный континуум, где действуют четыре основные силы, и где не существует абсолютных величин. 2. Детерминизм ограничен вероятностью и относительностью. 3. Субъект и объект познания взаимосвязаны между собой, а средства и методы познания могут влиять и влияют на результаты познания. Создается квантово-релятивистская картина мира
  Постнеклассический середина ХХ в. - настоящее время Открытие черных дыр, квазаров, реликтового излучения. Выделение гена. Клонирование. Теория суперструн. П.Дирак (античастица), М. Гелл-Манн и Д.Цвейг (теория кварков), С. Томанага, Р.Фейнман, Дж.Швингер (квантовая электродинамика); В. Паули, С. Вайнберг, А.Салам, С. Глэшоу (теория электрослабого взаимодействия); И. Пригожин, И. Стингерс (синергетика). Квантовая хромодинамика. Создание нового способа передачи и хранения информации (цифровой) Попытки создания единой теории всех физических взаимодействий и частиц (теория всего). 1. Вселенная расширяется, как следствие Большого взрыва. 2. Выявлена непосредственная взаимосвязь между человеком и физическими параметрами Вселенной (антропный принцип). 3. Мир – саморазвивающаяся и самоорганизующаяся система (идея синергетики), включающая в себя другие системы, которые сопряжены и взаимно обусловлены (идея коэволюции); 4. Нет жесткой связи и причинной зависимости между прошлым и будущим. Будущее всегда открыто; 5. В отношениях между субъектом и объектом познания актуальным становится учитывать ценностно-целевые ориентации субъекта. Целостная картина мира: все мироздание (общество, человек, биосфера, геосфера, космос) представляют собой единую целостность внутри, а не вне которой находится человек.

Структура процесса познания

 
 
объект, субъект, цель познания, средства познания, условия познания, результат познавательной деятельности (знание)

Структура научного познания (согласно идеям С. А. Лебедева):

1. Констатация опытных данных. Протокольные утверждения.

2. Индуктивная и статистическая обработка протокола, его обобщение. Формулировка научного факта.

3. Формулировка эмпирических законов, на основании анализа, синтеза, индукции, дедукции.

4. «Включение» новых механизмов познания: идеализация, абсолютизация, абстрагирование и работа с уже идеальными объектами для понимания сущности объектов реальных.

5. Работа начинается с предположений – гипотез Работа с гипотезами.

6. Формулировка теории.

7. Метатеории.

Интернализм и экстернализм в развитии науки - student2.ru Уровни научного познания

Интернализм и экстернализм в развитии науки - student2.ru

Наши рекомендации