В исторической динамике культуры
Задачи студентов по изучению материала модуля № 1:
1) знать: основные подходы к определению философии; компоненты и исторические типы мировоззрения; историю становления философии как рационально-теоретического мировоззрения и ее проблемное поле; базовые философские категории и универсалии культуры; функции философии как социокультурного феномена; специфику различных геосоциокультурных типов философии; основные направления, ведущих представителей и ключевые идеи классической и неклассической философии.
2) уметь: обосновывать взаимосвязь философии и мировоззрения; характеризовать их структуру и исторические типы; раскрывать взаимосвязи онтологической, гносеологической, антропологической и аксиологической проблем; обосновывать творческий характер философского мышления и значение философии в жизни человека и общества; аргументировать смысл, цели и гуманистические параметры своей общественной и профессиональной деятельности; анализировать важнейшие концепции, разработанные в классической и неклассической философии; применять философские идеи и категории при анализе современных мировоззренческих и социокультурных проблем и ситуаций; объяснять влияние философии на развитие белорусского национального самосознания; характеризовать философию, культуру и общественную жизнь Беларуси в современных условиях.
Т е м а 1. Философия как социокультурный феномен
1. Понятие мировоззрения. Знания, ценности и эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Становление и функции философии как рационально-теоретического мировоззрения.
2. Проблемное поле философии. Взаимосвязь онтологической, гносеологической, антропологической, аксиологической проблем. Философские категории и универсалии культуры.
3. Рефлексивность и критичность как фундаментальные характеристики философии. Творческий характер философского мышления.
4. Взаимосвязь философии и науки, искусства, морали, религии.
Темы рефератов и докладов
1. Мировоззрение как форма духовно-практического освоения действительности.
2. Миф: сущностные черты и современные формы.
3. Религия как социокультурный феномен.
4. Особенности философского мышления.
5. Вечные проблемы философии и повседневная жизнь человека.
6. Философия как форма национального самосознания.
7. Философия и наука: общее и специфическое.
8. Статус и роль философии в современной культуре.
9. Вызовы современности и прогностическая функция философии.
10. Осмысление философских идей в художественной культуре.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое мировоззрение? Какие его исторические типы вам известны?
2. Каково соотношение между философией и мировоззрением? Всякая ли философия является мировоззрением? Всякое ли мировоззрение есть философия?
3. Чем отличается философское мировоззрение от мифологии и религии?
4. Какие философские категории, по сути, выражаются в следующих строках А. Фета:
«Два мира властвуют от века,
Два неотменных бытия –
Один, что окружает человека,
Другой – душа и мысль моя»?
5. В чём состоит сходство и различие философии и науки? Применимы ли к философскому знанию стандарты строгого научного знания? В каком смысле философия «больше чем наука»?
6. Прокомментируйте высказывание Н. Бердяева: «Философия не есть наука, а есть творческое осознание духом смысла человеческого существования».
7. Философствуют все люди – даже те, кто никогда не слышал этого слова. В чем же, на ваш взгляд, состоит различие между философствованием и философией?
8. «Философия не выполняет непосредственных социальных заказов. Философ видит даже свою гордость в том, чтобы стать выше предъявленных ему социальных требований. Философия не социальная, она персональная» (Н. Бердяев). Согласны ли вы с утверждением философа?
9. Аргументируйте данное утверждение и, исходя из этого, определите ценность философского познания: «… Парадокс философии в том, что в ней нет абсолютно истинных знаний, как и нет абсолютно ложных. Свою меру истинности могут содержать совершенно противоположные взгляды».
10. Р. Декарт в «Началах философии» различал пять ступеней мудрости. Первая ступень содержит только те понятия, которые благодаря собственному свету настолько ясны, что могут быть приобретены без размышлений. Вторая ступень охватывает все то, что дает чувственный опыт. Третья – то, чему учит общение с другими людьми. На четвертом месте – чтение книг. Это как бы вид общения с их творцами. Пятая ступень мудрости – философия. В каком отношении находится философия с названными Р. Декартом четырьмя ступенями мудрости? Как бы вы определили эту ступень?
Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии
1. Какое влияние на формирование мировоззрения оказывает образование? Назовите наиболее важные, с вашей точки зрения, проблемы образования, которые в полной мере можно считать философскими.
2. О каких специфических особенностях философии прямо или косвенно повествует фрагмент: «…Философии нельзя обучиться уже потому, что она еще не существует в форме готовой, признанной науки. Всякий философ строит свою систему на обломках предыдущей, но никогда не была построена еще система, которая сохранилась бы во всех своих частях»?
3. «Многие учёные, стоявшие на позициях идеализма, внесли значительный вклад в историю человеческой культуры. Многие же учёные-материалисты такого вклада не сделали. Не говорит ли это о том, что философское мировоззрение не оказывает существенного влияния на научное творчество, поэтому борьба против идеализма в науке не оправдывает себя?».
Проанализируйте это рассуждение и ответьте на вопрос: «Могут ли идеалистические учения стимулировать научное познание?».
4. Английский философ, математик, логик Б. Рассел, размышляя о специфике философии, в фундаментальном трехтомном труде «История западной философии» замечал: «Философия… является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное значение оказывалось до сих пор недостижимым; но подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все точное знание, по моему мнению, принадлежит к науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат к теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия. Согласны ли вы с таким определением места и роли философии в духовной жизни общества? Свою позицию аргументируйте.
5. Почему потребность в философии возрастает в кризисные периоды мировой истории? Чем сейчас философия может быть полезна человечеству?
6. Изучать научные дисциплины студенту полезно для будущей профессиональной работы. Но зачем нужна студентам сельхозвуза философия – ведь напрямую философские знания в работе на поле или на ферме не применишь?
Глоссарий
Аксиология – учение о ценностях; раздел философии, изучающий природу ценностей, их связи между собой, с социокультурными факторами и структурой личности.
Гносеология – философская теория познания; раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в познавательной деятельности, возможности познания мира, критерии истинности и достоверности знания.
Диалектика – способ понимания мира, утверждающий идею всеобщей взаимосвязи, изменчивости и развития всего существующего в мире, источником чего считаются внутренне присущие миру противоречия, единство и борьба противоположностей.
Дуализм – философский принцип, утверждающий идею о наличии двух несводимых друг к другу, лежащих в основе всего сущего начал: духовной и материальной субстанций.
Идеализм – термин, введенный для обозначения философских кон-цепций, утверждающих в качестве основания и субстанции всех форм бытия духовное начало (надмировое сознание, мышление, разум).
Материализм – термин, введенный для обозначения философских концепций, утверждающих в качестве основания и субстанции всех форм бытия материальное начало, материю, объективный мир.
Метафизика – термин неоднократно менял свой статус: от обозначения учения о сверхчувственных принципах и началах бытия до метода спекулятивного (исключительно умозрительного) мышления.Как стратегия познанияпротивоположна диалектике, отрицает качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеет к построению однозначной, статичной картины мира.
Мировоззрение – это не всегда осознаваемая совокупность представлений и теоретических взглядов человека о себе и о мире, ценностных установок, а также программ поведения и деятельности, обеспечивающих ему возможность ориентироваться в мире.
Миф (от греч. mythos – повествование, сказание) – исторически первый тип мировоззрения, присущий обществам, находящимся на ранней стадии развития, и характеризующийся: а) нерасчлененностью реального и вымышленного, эмоций и знаний, субъективного и объективного, предмета и знака, вещи и слова, происхождения и сущности; б) очеловечиванием (персонификацией) фрагментов мира, их одушевлением; в) безразличием к противоречию.
Монизм (от греч. monos – один) – термин для обозначения философских учений, признающих основой всего существующего одно начало (материю, дух, Бога).
Наука – это сфера человеческой деятельности, направленная на производство и теоретическую систематизацию объективных и обоснованных знаний о действительности.
Объективный идеализм рассматривает в качестве первоосновы мира некоторую надличностную (не связанную ни с каким конкретным человеком) идеальную субстанцию (абсолютная идея, мировая воля, космическое сознание, Бог и др.).
Основной вопрос философии (в марксизме) – оботношении сознания к бытию, первичности духовного либо материального, а также о принципиальной возможности познания мира в результате его отражения человеческим сознанием.
Онтология – (от греч. ontos – сущее, logos – слово, учение) – учение о бытии как таковом;раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, основные формы существования природной, социальной и духовной реальности.
Плюрализм – философское учение, согласно которому существует множество не зависимых друг от друга субстанций или видов бытия; мировоззрение, объявляющее многообразие основополагающим принципом действительности.
Праксеология – философия деятельности, учение об активном практико-преобразующем отношении человека к миру.
Религия (от лат. religio – благочестие, святыня, предмет культа) – исторический тип мировоззрения, отличительными признаками которого являются вера в существование сверхъестественных сил, способных определять судьбу человека и мира в целом, и идея удвоения мира на земной и высший, небесный.
Рефлексия(от лат. reflexio – обращение назад) – оборачивание мышления на самое себя; в философии – обращение познания на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок, предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания.
Социальная философия – это система наиболее общих теоретических знаний о закономерностях бытия, развития и познания общества.
Субстанция – это абсолютное, материальное или идеальное первоначало; то, что себе не имеет никакой причины, но является причиной всего существующего.
Субъективный идеализм в качестве исходного, порождающего материальное, полагает сознание отдельного, конкретного, живого человека, его ощущения, восприятия, формы самопознания и т.д.
Философия – исторический тип мировоззрения и особый вид духовно-практической деятельности, в которой формируется система знаний о наиболее общих законах бытия и познания, об отношении человека к миру и его месте в этом мире.
Философская антропология – раздел философии, изучающий человеческое существование во всей его полноте, определяющий место и отношение человека к окружающему миру; философская школа (М. Шелер, А. Гелен и др.), считающая главной своей задачей восстановление целостного философского образа человека, а также объяснение из него и через него как собственно природы человека, так и окружающего его мира.
Философствование– свойственная человеку способность к самоисканию, абстрактным размышлениям о природе, собственной жизни, отношениях к другим людям, к социокультурным ценностям и Богу.