Современные теории ценностей
В современную эпоху в теориях ценностей не возникло ничего значительного. Современные концепции можно рассматривать как расширение и преобразование греческой философии и христианских представлений о ценностях.
Так, Рене Декарт (1596—1650) начал с того, что поставил под сомнение все установившиеся ценности. Однако это было не выражением его скептицизма, а, скорее, попыткой через сомнение прийти к чему-то постоянному. В результате он пришел к основополагающему принципу, гласившему: “Мыслю, следовательно, существую”. В основу суждения он поставил разум. Это положило начало декартовому представлению о ценностях, согласно которому действия людей должны определяться твердой волей, а страсти контролироваться разумом.
Блез Паскаль (1623—1662) рассматривал человека как противоречивое существо, характеризующееся величием и ничтожностью, выразив это воззрение в словах: “Человек — мыслящий тростник”. По своей природе люди являются самыми слабыми существами, однако по способности мыслить — самыми великими. Тем не менее он утверждал, что истинное счастье людей основывается не на разуме, а на сближении с Богом через веру, то есть Сердце 18.
Иммануил Кант (1724—1804) разработал концепции происхождения истины, добра и красоты, подробно изложив их соответственно в работах “Критика чистого разума”, “Критика практического разума” и “Критика способности суждения”. Он утверждал необходимость воплощения этих добродетелей в жизни. В частности, говоря о нравственности, он утверждал, что человек должен действовать в соответствии с безусловным нравственным императивом, то есть в соответствии с категорическим императивом, рождаемым практическим разумом.
Иеремия Бентам (1748—1832) проповедовал концепцию “наибольшего счастья для наибольшего числа людей”, утверждая, что счастье есть отсутствие страдания. Он пришел к заключению, что поведение человека можно оценить количественным подсчетом удовольствия и страдания. В теории ценностей Бентама, возникшей в контексте промышленной революции, проявился утилитаризм, представлявший собой взгляд на ценности с точки зрения аспекта хён-сан.
Сёрен Кьёркегор (1813—1855) отстаивал концепцию трех стадий существования, утверждая, что для достижения “религиозной стадии” человек должен пройти “эстетическую” и “этическую” стадии. Он выдвинул тезис о том, что человек должен жить не для удовольствия, что вести добропорядочную жизнь, соблюдая этические нормы, недостаточно, ибо человек должен жить в вере в Бога. Кьёркьегор пытался возродить истинно христианское представление о ценностях.
Фридрих Ницше (1844—1900) рассматривал Европу конца XIX века как бытие в эру нигилизма, когда рушились все системы ценностей. Он называл христианство “моралью рабов” на том основании, что, по его мнению, христианство отвергает сильных личностей и нивелирует всех людей. Ницше предложил новую теорию ценностей, критерием которой объявил “волю к власти”. Ницше призывал “быть сильным в этом нечестивом мире”.
Вильгельм Виндельбанд (1848—1915), представитель школы неокантианства, определял философию как учение о ценностях и рассматривал ценности истины, добра и красоты как единое целое. Будучи последователем Канта, разделявшего сущность факта и сущность права, Виндельбанд разделял суждения о факте и суждения о ценностях, утверждая, что предметом философии должны быть суждения о ценностях.
Суждение о факте служит объективным утверждением о факте, в то время как суждение о ценности — это утверждение, в котором дается субъективная оценка факта. Например, утверждения “этот цветок красный” и “человек построил дом” являются суждениями о факте, в то время как утверждения “этот цветок красивый” и “поведение этого человека хорошее” являются суждениями о ценностях. Это положило начало практике полного размежевания факта и ценности, основывающегося на убеждении, что суждениями о фактах должно заниматься естествознание, а суждениями о ценностях — философия.
В ХХ столетии возникла аналитическая философия, которая видит задачу философии в “логическом анализе средств языка”, что считает наиболее адекватным методом. По отношению к аксиологии аналитическая философия заняла следующие позиции: 1) нельзя познать ценность иначе, как через интуицию; 2) суждение о ценности есть не что иное, как выражение морального одобрения или неодобрения говорящим; 3) аксиология имеет значение только для анализа ценности языка. В целом аналитическая философия стремится исключить аксиологию из философии.
Прагматизм, виднейшим представителем которого является Джон Дьюи (1859—1952), ставит в основу суждения о ценности ее практическую полезность. Понятия о таких ценностях, как истина, добро и красота, рассматриваются в прагматизме только как инструменты для решения практических задач. Исходя из этой точки зрения разные люди могут понимать ценности различно. Даже один и тот же человек в разных случаях может понимать ценности по-разному. Точка зрения Дьюи относится к философии релятивизма и прагматизма.
И в заключение коснемся представления о ценностях в коммунистической теории. Б. П. Тугаринов дает следующее определение ценностям: “Ценности суть те явления природы и общества, которые являются благами жизни и культуры людей определенного общества или класса в качестве действительности или идеала” 19. С точки зрения коммунистической идеологии, критерием ценности служит полезность вещи или идеи для пролетариата. Одним из постулатов коммунистической теории по вопросу ценностей являлось отрицание и разрушение всех религиозных систем ценностей как буржуазных. Под этикой коммунистическая идеология подразумевает то, что поддерживает дух коллективизма в деле построения коммунистического общества. Коммунистическая этика включает в себя такие добродетели, как преданность делу, повиновение, честность, любовь к соратникам по борьбе, взаимопомощь и т.д.