Тема 17. Научное познание
1. Основоположник конвенционализма ________, утверждает, что научные положения есть лишь конвенции (соглашения)
R А. Пуанкаре
2. Автором книги «Структура научных революций» (1962) является американский физик теоретик _____
R Т.Кун
3. Знание, являющееся предпосылкой возникновения науки характеризуется как…
R донаучное
4. В классической науке считалось, что подлинными законами могут быть только законы …
R динамические
5. Развитие __________ физики в XX в. привело к необходимости признать научную значимость вероятностно-статистических законов
R квантовой
6. Действие случайных факторов придает законам:
R вероятностный характер
7. Знание, основанное на здравом смысле и повседневном опыте людей, называют …
R обыденным
8. Информация, распространяемая астрологией, парапсихологией, уфологией, относится к так называемому __________ знанию.
R паранаучному
9. Проблема отделения научного знания от вненаучного решалась в...
R неопозитивизме
10. Важнейшей отличительной чертой научного познания является...
R использование методов
11. Идеи и концепции не признаваемые в качестве научных отдельными учеными относятся к…
R паранауке
12. А. Пуанкаре считает, что _____ открывает не истинную природу вещей, а лишь отношения между ними
R наука
13. Использование методов является характерной чертой….
R науки
14. Согласно конвенционализму – научная теория есть продукт соглашения между учеными, в силу ее ….
R простоты и удобства
15. Упорядоченность научного знания в соответствии с определенными принципами характеризует его…
R системность
16. Основное отличие научного от ненаучного знания заключается в …
R объективности
17. Рациональность является характерной чертой…
R науки
18. Способ достижения цели в процессе познания и освоения действительности называется…
R методом
19. Метод познания, означающий мысленное разложение объекта на составные элементы, называется…
R анализом
20. В науке различают два уровня исследования:
R эмпирический и теоретический
21. Научное познание включает в себя два основных уровня: эмпирический и …
R теоретический
22. Основу эмпирического исследования составляют испытания изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях, то есть …
R эксперимент
23. Эмпирическую основу научного знания составляют:
R факты
24. Если естествознание традиционно ориентируется на объяснение, то гуманитарное знание на …
R понимание
25. Методологическая процедура, устанавливающая ложность гипотезы или теории за счет несоответствия эмпирическим данным называется…
R фальсификацией
26. Переход от абстрактного знания к конкретному составляет сущность…
R диалектики мышления
27. Проблема развития науки стала предметом специального исследовании в...
R постпозитивизме
28. Развитие науки как смену парадигм обосновывал…
R Т. Кун
29. «Нам скажут, – пишет А. Пуанкаре, – что наука есть лишь __________ и что __________ не может быть верною, а только удобною. Но это верно, что она удобна; верно, что она является такой не только для меня, но и для всех людей; верно, что она останется удобной для наших потомков; наконец, верно, что это не может быть плодом случайности».
R классификация
30. Рассуждая об объективности А. Пуанкаре пишет: «В итоге единственной объективной реальностью являются _______, отношения, из которых вытекает мировая гармония»
R отношения вещей
31. Принцип верификации, выдвинутый неопозитивизмом, связан с таким критерием научного знания как…
R доказательность
32. Метод научного познания, связанный с выявлением сущности исследуемого объекта, подведение его под какой-либо закон, – это …
R объяснение
33. Понимание как метод познания обосновывалось по отношению:
R гуманитарному знанию
34. Согласно Т.Куну, в учебниках мы имеем дело с лжепредставлением о науке, суть которого состоит в том, чтобы сформировать «________стереотип», в результате чего «появляется настойчивая тенденция представить историю науки в линейном и кумулятивном виде».
R антиисторический
35. Т. Кун пишет: «Устаревшие теории нельзя в принципе считать ненаучными только на том основании, что они были отброшены. Но в таком случае едва ли можно рассматривать научное развитие как _____».
R простой прирост знания
36. Эмпирическое исследование связано с …
R индуктивным умозаключением
37. Индукция и дедукция относятся к __________методам познания.
R общелогическим
38. Современные западные концепции научных революций – как смену парадигм или научно-исследовательских программ – разработали …
R Кун Т. и Лакатос И.
39. Словом «________» – применительно к современной науке – обозначают сложившийся образ мыслей, методов исследования.
R парадигма
40. Развитие науки, утверждает Т. Кун, есть «последовательность связанных между собой узами традиции периодов, прерываемую ____ скачками».
R некумулятивными
41. Нормальному периоду в развитии науки с точки зрения Т. Куна противостоит...
R период научной революции
42. Деятельность научного сообщества в соответствии с определенной парадигмой носит название...
R нормальной науки
43. Согласно принципу верифицируемости научным может быть…
R утверждение, которое можно свести к протокольным предложениям
44. Согласно принципу фальсифицируемости соответствовать науке может…
R эмпирическая научная система, имеющая возможность быть опровергнутой опытом
45. Выдвижение гипотез, преодолевающих ограниченность теории, обусловлено возникновением в науке...
R проблемных ситуаций
46. Социальный заказ, социально-экономические условия определяют развитие науки с точки зрения …
R экстернализма
47. Принцип пролиферации идей, предложенный П. Фейерабендом, утверждает:
R научные концепции возникают хаотично
48. Стремление к максимальному разнообразию взаимоисключающих гипотез и теорий как условие развития науки выражается в принципе…
R пролиферации
49. Представление о науке как цикле, состоящем из следующих пяти периодов: I. Допарадигмальная наука; II. Научная революция; III. Принятие новой парадигмы; IV. Нормальная наука; V. Экстраординарная наука – было предложено ___
R Т. Куном
50. Благодаря Т.Куну, научное сообщество приняло на вооружение следующее понятие: «Под _______ я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения».
R парадигмами