5.1. Материализм и эмпиризм Фрэнсиса Бэкона (1561-1626). «Новый Органон».
5.2. Философия Томаса Гоббса (1588-1679). «Левиафан», «Основы философии»
5.3. Дуалистические воззрения Рене Декарта (1596-1650). «Начала философии».
5.4. Рационализм Бенедикта Спинозы (1633-1667)- «Этика».
5.5. Философские воззрения Джона Локка (1632- 1704). «Опыт о человеческом разуме»
5.6. Философские воззрения Готфрида Лейбница ( 1646- 1716). «Монадология».
5.7. Субъективный идеализм Дж.Беркли(1685-1753).
Агностицизм Д.Юма(1711-1776)
Литература:
*** Алексеев П.В. История философии. – М., 2010, с.50-59
** Алексеев В.П. Философы России 19-20вв. – Энциклопедический словарь. – М., 2002
*** Антюшин С.С. Основы философии. – М., 2010, с. 99-109
*** Горелов А.А. Основы философии. – М., 2004, с.93-99
*** Гуревич П.С. Основы философии. – М., 2004, с.115-122
*** Канке В.А. Основы философии. – М., 2008, с.54-58
*** Лавриненко В.Н. Философия. – М., 2007, с.73-84
*** Сычев А.А. Основы философии. – М., 2009, с.59-63
** Таранов П.С. 150 мудрецов и философов (Жизнь. Судьба. Учение. Мысли). Интеллектуальный энциклопедический справочник: В2-х т. – Симферополь-Запорожье, 2000
*** Халин К.Е. Краткий курс по философии: учеб. пособие - М., 2010, с.56-70
Основные работы: «Новый Органон» (1620), «Великое Восстановление наук», «Новая Атлантида» |
В этих работах он сформулировал основы эмпиризма. ** В нем утверждалось, что истинное знание базируется не только на чувственном опыте, но и на эксперименте. |
Предметомнауки считал такие способности души как разум, воображение, память, воля, влечение, аффекты ПредметФилософии---Бог, Природа и Человек |
Учение обидолах - важнейшая часть его методологии. Он выделял 4 вида идолов: - Идолы рода – недостатки, связанные с особенностями строения и функционирования органов чувств человека. - Идолы пещеры – отражают субъективность познания, так как человеку трудно признать чужую точку зрения. Эти два вида он считал врожденными. - Идолы рынка связаны с использованием слов, которые не всегда адекватны реальности. - Идолы театра – недостатки, которые являются результатом преклонения перед авторитетами, и стремление доверять им больше, чем собственному размышлению. Эти идолы он считал приобретенными. |
Знаниенельзя получить в готовом виде, его необходимо открывать, извлекать, добывать опытным путем. |
**Общество- несовершенно,… необходимо развитие науки и техники, социальные реформы… *** Социальный идеал он отразил в книге «Новая Атлантида» |
Бл-Сх №41 (Недобитюк В.В.) |
Три пути познания: **муравья-путь грубого эмпиризма; ** паука-который строит паутину, выплетая нити из самого себя ( так рационалисты и схоласты создают умозрительные концепции, опираясь только на разум, игнорируя опыт); ** пчелы,которая сооружает соты, опираясь на опыт, систематизирует материал и обрабатывает его с помощью индукции |
Деизм Бэкона проявлялся в его взглядах на «двойственность души». Согласно его воззрениям, существует: -Душа боговдохновенная(разумная или рациональная). - Душа чувственная (созданная)- стала предметом исследования философии и психологии. |
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) |
Бл-Сх №42 (Недобитюк В.В.)
*Философия Томаса Гоббса (1588-1679). «Левиафан», «Основы философии» |
Поведение и психика человека подчинены законам механики |
обассоциациях как основных понятиях психологии. |
Психика – это эпифеномен (как человек и тень) |
отношение к существованию разумной души. |
** «Государство- есть результат человеческого творчества и главное условие культурного развития народа». · Его идеал – монархия, и он выступал против разделения властей. |
** Т.Гоббс- родоначальник социальной психологии: исследование сущности человека и взаимоотношений людей («Левиафан», «Природа человека»). |
* Он утверждал, что «все, что создано Богом, является абсолютным благом, поэтому абсолютного зла не может существовать… Оно рождается в деятельности человека». |
** Т.Гоббс отвергал существование разумной Души. «Сердце – это пружины, нервы - нити, а суставы- колеса, запускающие в движение всю машину человеческого тела» |
**КРИТИКОВАЛ идею Декарта «О двух субстанциях», считал, что субстанция и тело означают одно и то же. |
· Человек- это существо, наделенное от природы инстинктом самосохранения. **«Человек по своей природе зол и эгоистичен, стремится к господству над другими. Он хуже зверя… Homo homini lupusest.» |
Ввел термин «Tabula rasa» (чистая доска)- люди не имеют врожденных способностей друг перед другом…, различия между ними складываются прижизненно на основе обучения, практики, опыта. |
Единственный источник познания-чувства |
Основные труды: «Правила для руководства разума» (1628-1629), «Рассуждение о методе» (1637), «Размышления о первой философии» (1641), «Начала философии» (1643), «О страстях» (1649) |
Основой познания он считал разум. |
Существует две независимые, самостоятельные субстанции – душаи тело. Такая философия получила название дуализм. |
Основным инструментом познания является душа. |
В содержании сознания Декарт выделял три вида идей: - Идеи, порожденные человеком, основываются на его собственном опыте. - Приобретенные идеи – результат обучения, общения с другими людьми и чтения книг. - Врожденные идеи - к ним относятся идеи Бога, «Я» и числа. |
Разработал четкое и ясное понятие интуиции как «понимание ясного и внимательного ума. Он выделялдва вида интуиции – опытную и идеальную. |
Наряду с рациональной интуицией основным методом проверки достоверности полученных знаний Декарт провозгласил дедукцию(метод доказательств от общего к частному). |
Важной заслугой Декарта стало открытие рефлекса(сам термин он не употребляет в своих работах, но в его описаниях строения тела четко прочитываются основные компоненты рефлекторной дуги). В его теории тело мыслится как машина, функционирующая по законам механики. Так с учения Декарта в психологии утвердился новый вид детерминизма – механический детерминизм. |
Существует два вида страстей: - Активные– желания, которые исходят от нашей души и зависят только от нее; - Страдательные – результат взаимодействия с предметами окружающего мира. Это ощущения, восприятия, представления, чувства, идеи, которые не исходят от души, а привносятся извне. Теория страстей у Декарта служит мостом, соединяющим учение о душе и учение о нравственности. |
Под мышлениемДекарт понимал не только мыслительный процесс, но и ощущения, представления, чувства, т.е. все, что осознается человеком. |
Основные сочинения: «Этика», «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье», «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом», «Трактат об усовершенствовании разума» |
МОНИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ: есть одна субстанция – она в самой себе содержит необходимость существования. Она несотворена, существует в силу самой себя. Действует по необходимости – в соответствии с объективными закономерностями – Бог или природа. В его ученииБог не стоит над природой или вне ее, он растворен в ней и отождествляется с ней. |
Различал 4 способа познания: - понаслышке - от беспорядочного жизненного опыта - заключение от общего к частному - по следствию - причине |
Аффекты – естественное проявление природы. Существует 3 вида аффектов: желание, удовольствие, неудовольствие. Аффекты вводят человека в зависимость от вещей – рабство. Человек подвержен аффектам, поскольку он - часть природы |
Различает сущностьи существование. Сущность – характеристика вещи, то без чего вещь перестает быть тем же самым. Существование– есть оно или нет. Сущность человеческой души состоит в познавательной деятельности и связана с наличием в душе идей. |
Он выделял три вида идей, или три ступени процесса познания: - мнение, или воображение – знание о конкретных вещах, основанное на чувственном опыте субъекта. - рассудок или разум – знания, полученные на основе умозаключений, логических рассуждений. - интуитивное знание – истинное, объективное знание о сущности вещи. Это идеи, которые содержатся в разуме и открываются нам рефлексивно, с помощью интеллектуальной интуиции. |
В учении Спинозы можно выделить три основных положения: 1) Понятие единой субстанции, свойствами которой являются протяжение и мышление 2) Рационалистическая вера в силу человеческого духа, его возможность познать истину. 3) Распространение механических принципов на духовные явления и страсти и отрицание свободы воли. |
БенедиктСпиноза( 1632-1677) |
БЛ-СХ № 44 (В. Недобитюк) |
Готфрид Лейбниц (1646-1716) |
БЛ-СХ № 45 (В. Недобитюк)
** Лейбниц был одним из авторов дифференциального и интегрального исчисления, изобрел счетную машину, исследовал проблемами минералогии и опубликовал в 1691 г. одну из первых работ по вопросам происхождения и эволюции Земли - «Протогея». |
**Значительное место в системе его научных интересов занимали вопросы философии и психологии, прежде всего теория познания, что нашло отражение в его трудах «Новые опыты о человеческом разуме» (1705) и «Монадология» (1714) ,гдеон дал объяснение**мирозданию, **психическимфункциям человека, **отношению между духовным и телесным. |
** Не разделяя положения Спинозы о единой субстанции, Лейбниц говорил о существовании множества субстанций, названных им монадами (от греч. – единое). ** Монада-это духовная субстанция, обладающая психической активностью. ** Основнымисвойствами монады являются восприятие(перцепция) и стремление. !!= перцепция- это неосознаваемоевосприятие, а сознание– это апперцепция ** Представление Лейбница о психическом расширилось, так как в его сферу включалось не только сознание, но и бессознательное. |
* Душа в теории Лейбница – это тоже монада, которая отличается более отчетливым восприятием и памятью. **Человеческаядуша – монада, которая обладает сознанием и самосознанием *Животныеобладают душами, но разумим заменяютассоциации *** Поскольку монады отличаются друг от друга… и не существует двух совершенно тождественных монад, то и души людей отличаютсядруг от друга , делая каждого человека уникальным и неповторимым. **Психическиезадатки и опыт. Душа не «Tabula rasa» (чистая доска) ** Обладая способностью внутреннего самоопределения, монада всегда остается неизменной и независимой, , замкнутойединицей, которая «не имеет окон». Это положение доказывало невозможность внешнего влияния на самоопределение человека, в том числе и со стороны другого лица. |
**Обладая способностью внутреннего самоопределения, монада всегда остается неизменной и независимой, замкнутойединицей, которая «не имеет окон». ** Это положение доказывало невозможность внешнего влияния на самоопределение человека, в том числе и со стороны другого лица. |
** Высшей ступенью Лейбниц считал умопостигаемые знания, которые содержатся в области апперцепции. Они открываются человеку путем рациональной интуиции и являются самыми достоверными, ясными и обобщенными. |
*Лейбниц считал, что душа и тело совершенно не зависят друг от друга и функционируютпо разным законам, хотя и действуют так, что создается впечатление их взаимосвязи. Обе сущности – душа и тело – совершают свою работу автоматически, в силу внутреннего устройства. Они подобны паре часов, которые в любых условиях неизменно показывают одно и то же время, хотя и движутся независимо. |
**Лейбниц выделял триступени познания: 1)Первая– это чувственноепознание или понятия 2) Втораяступень – это одновременно чувственные и умопостижимые понятия, 3)Третья- умопостигаемые понятия или знания, которые выводятся из разумаи не нуждаются в опоре на чувственное восприятие. |
БЛ-СХ № 46 (В. Недобитюк)
Английскийфилософ и психолог, врач, правовед. Родоначальник европейского либерализма |
Родоначальник сенсуализма. «Ощущения- основной источник познания». |
Основатель метода интроспекции. |
*Впервые высказал идею о разделении властей на исполнительную, законодательнуюи природную. …только приэтом могут быть обеспечены права людей на жизнь, свободу, собственность, на защиту от возможного насилия со стороны государства и местных властей. |
Основные произведения- «Опыт о человеческом разуме»-1690; «Два трактата о правлении»- 1691 |
Начало духовной жизни лежит в детстве. Следите за ребенком с его рождения, и вы увидите, как обогащается его душа… |
· Психика ( сознание) новорожденного - Tabula rasa. |
**Существует наивысшее существо, его следует почитать через благодетель, совокупно с благочестием… |
Божественные-устанавливаются Богом и задают меру греха и исполнения долга |
Гражданские- устанавливаются государством и определяют «мерило преступности и невиновности» |
Общественного мнения- определяют мерило «добродетели и порока» |
Учениео простых и сложных идеях-это основа гносеологииЛокка: относительно чего происходит мышление, каков предмет познания, каков идеальный образ вещи, что такое субстанция(как носителя некоторых качеств) и что такое модус ( идея того, чего не существует). |
Роль ассоциацийв душевной жизни оценивал как пагубную, как «некий вид сумасшествия». |
* Разработал учение а) о двух источниках опыта, который образуется из ощущений и рефлексий, б) о простых и сложных идеях, в) о законах ассоциаций. |
Бл-Сх № 47 (В.Недобитюк)
Обзорфилософских концепций Нового времени |
*Предмет философии- Бог, Природа, Человек |
*Учение об идолах (заблуждениях) - Идолы рода – недостатки строения и функционирования органов чувств человека. - Идолы пещеры – отражают субъективность познания. - Идолы рынка -использование слов, которые не всегда адекватны реальности. - Идолы театра-преклонение перед авторитетами |
Разработал метод индукции |
*Три группы философов: муравьи, пауки, пчелы |
* ФренсисБэкон (1561-1626) Основные работы: «Новый Органон» (1620), «Великое Восстановление наук», «Новая Атлантида» |
* РенеДекарт(1596-1650) Основные труды: «Правила для руководства разума» (1628-1629), «Рассуждение о методе» (1637), «Размышления о первой философии» (1641), «Начала философии» (1643), «О страстях» (1649) |
Основной объектфилософии - не Душа, а сознание…« Cocito ergo sum» |
Кроме сознания важную роль в процессе познания играет ИНТУИЦИЯ |
Разработал метод дедукции |
Дуализм: существует две независимые, субстанции – Природа и Дух (душа и тело). |
* В содержании сознания Декарт выделял три вида идей: - Идеи,порожденные человеком, основываются на его собственном опыте. - Приобретенныеидеи – результат обучения, общения с другими людьми и чтение книг. - Врожденныеидеи к ним относятся идеи Бога, «Я» и числа. |
Бл-Сх № 47-А (В.Недобитюк)
*БенедиктСпиноза( 1632-1677) Основные сочинения: «Этика», «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье», «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом», «Трактат об усовершенствовании интеллекта» |
*Аффекты – естественное проявление природы. Существует 3 вида аффектов: желание, удовольствие, неудовольствие.. Человек подвержен аффектам, как раб, поскольку он - часть природы |
Сущностьчеловека в познании….три ступени процесса познания: 1) мнение или воображение – знание о конкретных вещах, основанное на чувственном опыте 2) рассудок или разум – знания, полученные на основе умозаключений 3) интуитивное знание – это идеи, которые содержатся в разуме и открываются нам рефлексивно, с помощью интеллектуальной интуиции |
МОНИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ: субстанция – одна...Она не сотворена, существует в силу самой себя. Она тождественна природе=Natura et naturatum. Она действует по необходимости – в соответствии с объективными закономерностями … Бог не стоит над природой или вне ее, он растворен в ней и отождествляется с ней. Субстанция есть причинасамой себя (causa sui) |
Блок-Сх №40 (Недобитюк В.В.)
Джон Локк(1632-1704) Основные произведения- «Опыт о человеческом разуме»-1690; «Два трактата о правлении»- |
**Впервые высказал идею о разделении властей на исполнительную, законодательнуюи природную. |
** Разработал учение а) о двух источниках опыта, который образуется из ощущений и рефлексий, б) о простых и сложных идеях, в) законах ассоциаций…. = Роль ассоциацийв душевной жизни оценивал как пагубную, как «некий вид сумасшествия». |
* Психика ( сознание) новорожденного - Tabula rasa. |
* Родоначальник сенсуализма. «Ощущения- основной источник познания». |
Бл-Сх № 47-Б (В.Недобитюк)
*Философия ТомасаГоббса (1588-1679). ** «Левиафан», «Основы философии», «О свободе и необходимости», «О человеке» |
* Психика – это эпифеномен (как человек и тень) |
Человек- наделен от природы инстинктом самосохранения. **«Человек по своей природе зол и эгоистичен, стремится к господству над другими. Он хуже зверя… Homo homini lupusest.» |
* Отвергалсуществование разумной Души. «Сердце – это пружины, нервы- нити, а суставы- колеса, запускающие в движение всю машину человеческого тела» |
*Дал объяснениеа) мирозданию, б) психическимфункциям человека, в) отношению между духовным и телесным. |
* Не разделяя положения Спинозы о единой субстанции, Лейбниц говорил о существовании множества субстанций, названных им монадами (от греч. – единое). |
*Монада-это духовная субстанция, обладающая психической активностью… Она является замкнутойединицей, которая «не имеет окон». |
* Высшей ступенью являются умопостигаемые знания, которые содержатся в области апперцепции. Они открываются человеку путем рациональной интуиции и являются самыми достоверными |
Расширил представление о психическом, включив в его сферу не только сознание, но и бессознательное. |
Готфрид Лейбниц (1646-1716) ** Труды «Новые опыты о человеческом разуме» (1705) ,«Монадология»(1714) |
* Ввел термин «Tabula rasa» (чистая доска)- люди не имеютврожденных способностей друг перед другом… различия между ними складываются прижизненно на основе обучения, практики, опыта. |
Т.Гоббс- родоначальник социальной психологии: исследовал сущность человека и взаимоотношения людей («Левиафан», «О человеке»). |
* Поведение и психики человека подчинены законам механики |
БЛ-СХ № 48 (В. Недобитюк)