Тема 5. Философия Нового времени (ХVII век)

5.1. Материализм и эмпиризм Фрэнсиса Бэкона (1561-1626). «Новый Органон».

5.2. Философия Томаса Гоббса (1588-1679). «Левиафан», «Основы философии»

5.3. Дуалистические воззрения Рене Декарта (1596-1650). «Начала философии».

5.4. Рационализм Бенедикта Спинозы (1633-1667)- «Этика».

5.5. Философские воззрения Джона Локка (1632- 1704). «Опыт о человеческом разуме»

5.6. Философские воззрения Готфрида Лейбница ( 1646- 1716). «Монадология».

5.7. Субъективный идеализм Дж.Беркли(1685-1753).

Агностицизм Д.Юма(1711-1776)

Литература:

*** Алексеев П.В. История философии. – М., 2010, с.50-59

** Алексеев В.П. Философы России 19-20вв. – Энциклопедический словарь. – М., 2002

*** Антюшин С.С. Основы философии. – М., 2010, с. 99-109

*** Горелов А.А. Основы философии. – М., 2004, с.93-99

*** Гуревич П.С. Основы философии. – М., 2004, с.115-122

*** Канке В.А. Основы философии. – М., 2008, с.54-58

*** Лавриненко В.Н. Философия. – М., 2007, с.73-84

*** Сычев А.А. Основы философии. – М., 2009, с.59-63

** Таранов П.С. 150 мудрецов и философов (Жизнь. Судьба. Учение. Мысли). Интеллектуальный энциклопедический справочник: В2-х т. – Симферополь-Запорожье, 2000

*** Халин К.Е. Краткий курс по философии: учеб. пособие - М., 2010, с.56-70

Основные работы: «Новый Органон» (1620), «Великое Восстановление наук», «Новая Атлантида»
В этих работах он сформулировал основы эмпиризма. ** В нем утверждалось, что истинное знание базируется не только на чувственном опыте, но и на эксперименте.
Предметомнауки считал такие способности души как разум, воображение, память, воля, влечение, аффекты ПредметФилософии---Бог, Природа и Человек
Учение обидолах - важнейшая часть его методологии. Он выделял 4 вида идолов: - Идолы рода – недостатки, связанные с особенностями строения и функционирования органов чувств человека. - Идолы пещеры – отражают субъективность познания, так как человеку трудно признать чужую точку зрения. Эти два вида он считал врожденными. - Идолы рынка связаны с использованием слов, которые не всегда адекватны реальности. - Идолы театра – недостатки, которые являются результатом преклонения перед авторитетами, и стремление доверять им больше, чем собственному размышлению. Эти идолы он считал приобретенными.
Знаниенельзя получить в готовом виде, его необходимо открывать, извлекать, добывать опытным путем.
**Общество- несовершенно,… необходимо развитие науки и техники, социальные реформы… *** Социальный идеал он отразил в книге «Новая Атлантида»
Бл-Сх №41 (Недобитюк В.В.)
Три пути познания: **муравья-путь грубого эмпиризма; ** паука-который строит паутину, выплетая нити из самого себя ( так рационалисты и схоласты создают умозрительные концепции, опираясь только на разум, игнорируя опыт); ** пчелы,которая сооружает соты, опираясь на опыт, систематизирует материал и обрабатывает его с помощью индукции  
Деизм Бэкона проявлялся в его взглядах на «двойственность души». Согласно его воззрениям, существует: -Душа боговдохновенная(разумная или рациональная). - Душа чувственная (созданная)- стала предметом исследования философии и психологии.
Фрэнсис Бэкон (1561-1626)  

Бл-Сх №42 (Недобитюк В.В.)

*Философия Томаса Гоббса (1588-1679). «Левиафан», «Основы философии»  
Основные идеи:  
Поведение и психика человека подчинены законам механики
обассоциациях как основных понятиях психологии.

Психика – это эпифеномен (как человек и тень)
отношение к существованию разумной души.

** «Государство- есть результат человеческого творчества и главное условие культурного развития народа». · Его идеал – монархия, и он выступал против разделения властей.  
** Т.Гоббс- родоначальник социальной психологии: исследование сущности человека и взаимоотношений людей («Левиафан», «Природа человека»).  
* Он утверждал, что «все, что создано Богом, является абсолютным благом, поэтому абсолютного зла не может существовать… Оно рождается в деятельности человека».  
** Т.Гоббс отвергал существование разумной Души. «Сердце – это пружины, нервы - нити, а суставы- колеса, запускающие в движение всю машину человеческого тела»  
**КРИТИКОВАЛ идею Декарта «О двух субстанциях», считал, что субстанция и тело означают одно и то же.
· Человек- это существо, наделенное от природы инстинктом самосохранения. **«Человек по своей природе зол и эгоистичен, стремится к господству над другими. Он хуже зверя… Homo homini lupusest.»  
Ввел термин «Tabula rasa» (чистая доска)- люди не имеют врожденных способностей друг перед другом…, различия между ними складываются прижизненно на основе обучения, практики, опыта.
Единственный источник познания-чувства

Основные труды: «Правила для руководства разума» (1628-1629), «Рассуждение о методе» (1637), «Размышления о первой философии» (1641), «Начала философии» (1643), «О страстях» (1649)
Основой познания он считал разум.
Существует две независимые, самостоятельные субстанции – душаи тело. Такая философия получила название дуализм.
Основным инструментом познания является душа.
В содержании сознания Декарт выделял три вида идей: - Идеи, порожденные человеком, основываются на его собственном опыте. - Приобретенные идеи – результат обучения, общения с другими людьми и чтения книг. - Врожденные идеи - к ним относятся идеи Бога, «Я» и числа.
Разработал четкое и ясное понятие интуиции как «понимание ясного и внимательного ума. Он выделялдва вида интуиции – опытную и идеальную.
Наряду с рациональной интуицией основным методом проверки достоверности полученных знаний Декарт провозгласил дедукцию(метод доказательств от общего к частному).
Важной заслугой Декарта стало открытие рефлекса(сам термин он не употребляет в своих работах, но в его описаниях строения тела четко прочитываются основные компоненты рефлекторной дуги). В его теории тело мыслится как машина, функционирующая по законам механики. Так с учения Декарта в психологии утвердился новый вид детерминизма – механический детерминизм.
Существует два вида страстей: - Активные– желания, которые исходят от нашей души и зависят только от нее; - Страдательные – результат взаимодействия с предметами окружающего мира. Это ощущения, восприятия, представления, чувства, идеи, которые не исходят от души, а привносятся извне. Теория страстей у Декарта служит мостом, соединяющим учение о душе и учение о нравственности.
Под мышлениемДекарт понимал не только мыслительный процесс, но и ощущения, представления, чувства, т.е. все, что осознается человеком.
Рене Декарт(1596-1650)
Бл-Сх № 43 (В.Недобитюк)
« Cocito ergo sum»

Основные сочинения: «Этика», «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье», «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом», «Трактат об усовершенствовании разума»
МОНИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ: есть одна субстанция – она в самой себе содержит необходимость существования. Она несотворена, существует в силу самой себя. Действует по необходимости – в соответствии с объективными закономерностями – Бог или природа. В его ученииБог не стоит над природой или вне ее, он растворен в ней и отождествляется с ней.
Различал 4 способа познания: - понаслышке - от беспорядочного жизненного опыта - заключение от общего к частному - по следствию - причине  
Аффекты – естественное проявление природы. Существует 3 вида аффектов: желание, удовольствие, неудовольствие. Аффекты вводят человека в зависимость от вещей – рабство. Человек подвержен аффектам, поскольку он - часть природы
Различает сущностьи существование. Сущность – характеристика вещи, то без чего вещь перестает быть тем же самым. Существование– есть оно или нет. Сущность человеческой души состоит в познавательной деятельности и связана с наличием в душе идей.
Он выделял три вида идей, или три ступени процесса познания: - мнение, или воображение – знание о конкретных вещах, основанное на чувственном опыте субъекта. - рассудок или разум – знания, полученные на основе умозаключений, логических рассуждений. - интуитивное знание – истинное, объективное знание о сущности вещи. Это идеи, которые содержатся в разуме и открываются нам рефлексивно, с помощью интеллектуальной интуиции.  
В учении Спинозы можно выделить три основных положения: 1) Понятие единой субстанции, свойствами которой являются протяжение и мышление 2) Рационалистическая вера в силу человеческого духа, его возможность познать истину. 3) Распространение механических принципов на духовные явления и страсти и отрицание свободы воли.
БенедиктСпиноза( 1632-1677)
БЛ-СХ № 44 (В. Недобитюк)

Готфрид Лейбниц (1646-1716)
БЛ-СХ № 45 (В. Недобитюк)

** Лейбниц был одним из авторов дифференциального и интегрального исчисления, изобрел счетную машину, исследовал проблемами минералогии и опубликовал в 1691 г. одну из первых работ по вопросам происхождения и эволюции Земли - «Протогея».    
**Значительное место в системе его научных интересов занимали вопросы философии и психологии, прежде всего теория познания, что нашло отражение в его трудах «Новые опыты о человеческом разуме» (1705) и «Монадология» (1714) ,гдеон дал объяснение**мирозданию, **психическимфункциям человека, **отношению между духовным и телесным.  
** Не разделяя положения Спинозы о единой субстанции, Лейбниц говорил о существовании множества субстанций, названных им монадами (от греч. – единое).   ** Монада-это духовная субстанция, обладающая психической активностью. ** Основнымисвойствами монады являются восприятие(перцепция) и стремление. !!= перцепция- это неосознаваемоевосприятие, а сознание– это апперцепция ** Представление Лейбница о психическом расширилось, так как в его сферу включалось не только сознание, но и бессознательное.  
* Душа в теории Лейбница – это тоже монада, которая отличается более отчетливым восприятием и памятью. **Человеческаядуша – монада, которая обладает сознанием и самосознанием *Животныеобладают душами, но разумим заменяютассоциации *** Поскольку монады отличаются друг от друга… и не существует двух совершенно тождественных монад, то и души людей отличаютсядруг от друга , делая каждого человека уникальным и неповторимым. **Психическиезадатки и опыт. Душа не «Tabula rasa» (чистая доска) ** Обладая способностью внутреннего самоопределения, монада всегда остается неизменной и независимой, , замкнутойединицей, которая «не имеет окон». Это положение доказывало невозможность внешнего влияния на самоопределение человека, в том числе и со стороны другого лица.  

**Обладая способностью внутреннего самоопределения, монада всегда остается неизменной и независимой, замкнутойединицей, которая «не имеет окон». ** Это положение доказывало невозможность внешнего влияния на самоопределение человека, в том числе и со стороны другого лица.  
** Высшей ступенью Лейбниц считал умопостигаемые знания, которые содержатся в области апперцепции. Они открываются человеку путем рациональной интуиции и являются самыми достоверными, ясными и обобщенными.  
*Лейбниц считал, что душа и тело совершенно не зависят друг от друга и функционируютпо разным законам, хотя и действуют так, что создается впечатление их взаимосвязи. Обе сущности – душа и тело – совершают свою работу автоматически, в силу внутреннего устройства. Они подобны паре часов, которые в любых условиях неизменно показывают одно и то же время, хотя и движутся независимо.  
**Лейбниц выделял триступени познания: 1)Первая– это чувственноепознание или понятия 2) Втораяступень – это одновременно чувственные и умопостижимые понятия, 3)Третья- умопостигаемые понятия или знания, которые выводятся из разумаи не нуждаются в опоре на чувственное восприятие.  

Джон Локк(1632-1704)
БЛ-СХ № 46 (В. Недобитюк)

Английскийфилософ и психолог, врач, правовед. Родоначальник европейского либерализма
Родоначальник сенсуализма. «Ощущения- основной источник познания».
Основатель метода интроспекции.
*Впервые высказал идею о разделении властей на исполнительную, законодательнуюи природную. …только приэтом могут быть обеспечены права людей на жизнь, свободу, собственность, на защиту от возможного насилия со стороны государства и местных властей.
Основные произведения- «Опыт о человеческом разуме»-1690; «Два трактата о правлении»- 1691  

Начало духовной жизни лежит в детстве. Следите за ребенком с его рождения, и вы увидите, как обогащается его душа…  
· Психика ( сознание) новорожденного - Tabula rasa.
**Существует наивысшее существо, его следует почитать через благодетель, совокупно с благочестием…
Божественные-устанавливаются Богом и задают меру греха и исполнения долга
Гражданские- устанавливаются государством и определяют «мерило преступности и невиновности»
Общественного мнения- определяют мерило «добродетели и порока»
Учениео простых и сложных идеях-это основа гносеологииЛокка: относительно чего происходит мышление, каков предмет познания, каков идеальный образ вещи, что такое субстанция(как носителя некоторых качеств) и что такое модус ( идея того, чего не существует).
ЗаконыД.Локка
Роль ассоциацийв душевной жизни оценивал как пагубную, как «некий вид сумасшествия».
* Разработал учение а) о двух источниках опыта, который образуется из ощущений и рефлексий, б) о простых и сложных идеях, в) о законах ассоциаций.

Бл-Сх № 47 (В.Недобитюк)

Обзорфилософских концепций Нового времени
*Предмет философии- Бог, Природа, Человек
*Учение об идолах (заблуждениях) - Идолы рода – недостатки строения и функционирования органов чувств человека. - Идолы пещеры – отражают субъективность познания. - Идолы рынка -использование слов, которые не всегда адекватны реальности. - Идолы театра-преклонение перед авторитетами
Разработал метод индукции
*Три группы философов: муравьи, пауки, пчелы
* ФренсисБэкон (1561-1626) Основные работы: «Новый Органон» (1620), «Великое Восстановление наук», «Новая Атлантида»  

* РенеДекарт(1596-1650) Основные труды: «Правила для руководства разума» (1628-1629), «Рассуждение о методе» (1637), «Размышления о первой философии» (1641), «Начала философии» (1643), «О страстях» (1649)  
Основной объектфилософии - не Душа, а сознание…« Cocito ergo sum»
Кроме сознания важную роль в процессе познания играет ИНТУИЦИЯ
Разработал метод дедукции  
Дуализм: существует две независимые, субстанции – Природа и Дух (душа и тело).  
открытие рефлекса
* В содержании сознания Декарт выделял три вида идей: - Идеи,порожденные человеком, основываются на его собственном опыте. - Приобретенныеидеи – результат обучения, общения с другими людьми и чтение книг. - Врожденныеидеи к ним относятся идеи Бога, «Я» и числа.  

Бл-Сх № 47-А (В.Недобитюк)

*БенедиктСпиноза( 1632-1677) Основные сочинения: «Этика», «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье», «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом», «Трактат об усовершенствовании интеллекта»  
*Аффекты – естественное проявление природы. Существует 3 вида аффектов: желание, удовольствие, неудовольствие.. Человек подвержен аффектам, как раб, поскольку он - часть природы  
Сущностьчеловека в познании….три ступени процесса познания: 1) мнение или воображение – знание о конкретных вещах, основанное на чувственном опыте 2) рассудок или разум – знания, полученные на основе умозаключений 3) интуитивное знание – это идеи, которые содержатся в разуме и открываются нам рефлексивно, с помощью интеллектуальной интуиции
МОНИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ: субстанция – одна...Она не сотворена, существует в силу самой себя. Она тождественна природе=Natura et naturatum. Она действует по необходимости – в соответствии с объективными закономерностями … Бог не стоит над природой или вне ее, он растворен в ней и отождествляется с ней. Субстанция есть причинасамой себя (causa sui)  

Блок-Сх №40 (Недобитюк В.В.)

Джон Локк(1632-1704) Основные произведения- «Опыт о человеческом разуме»-1690; «Два трактата о правлении»-
**Впервые высказал идею о разделении властей на исполнительную, законодательнуюи природную.  
** Разработал учение а) о двух источниках опыта, который образуется из ощущений и рефлексий, б) о простых и сложных идеях, в) законах ассоциаций…. = Роль ассоциацийв душевной жизни оценивал как пагубную, как «некий вид сумасшествия».    
* Психика ( сознание) новорожденного - Tabula rasa.  
* Родоначальник сенсуализма. «Ощущения- основной источник познания».  

Бл-Сх № 47-Б (В.Недобитюк)

*Философия ТомасаГоббса (1588-1679). ** «Левиафан», «Основы философии», «О свободе и необходимости», «О человеке»  
* Психика – это эпифеномен (как человек и тень)  
Человек- наделен от природы инстинктом самосохранения. **«Человек по своей природе зол и эгоистичен, стремится к господству над другими. Он хуже зверя… Homo homini lupusest.»  
* Отвергалсуществование разумной Души. «Сердце – это пружины, нервы- нити, а суставы- колеса, запускающие в движение всю машину человеческого тела»  
*Дал объяснениеа) мирозданию, б) психическимфункциям человека, в) отношению между духовным и телесным.
* Не разделяя положения Спинозы о единой субстанции, Лейбниц говорил о существовании множества субстанций, названных им монадами (от греч. – единое).
*Монада-это духовная субстанция, обладающая психической активностью… Она является замкнутойединицей, которая «не имеет окон».  
* Высшей ступенью являются умопостигаемые знания, которые содержатся в области апперцепции. Они открываются человеку путем рациональной интуиции и являются самыми достоверными
Расширил представление о психическом, включив в его сферу не только сознание, но и бессознательное.  
Готфрид Лейбниц (1646-1716) ** Труды «Новые опыты о человеческом разуме» (1705) ,«Монадология»(1714)
* Ввел термин «Tabula rasa» (чистая доска)- люди не имеютврожденных способностей друг перед другом… различия между ними складываются прижизненно на основе обучения, практики, опыта.  
Т.Гоббс- родоначальник социальной психологии: исследовал сущность человека и взаимоотношения людей («Левиафан», «О человеке»).  
* Поведение и психики человека подчинены законам механики  

ДжорджБеркли (1684-1753)
БЛ-СХ № 48 (В. Недобитюк)

Наши рекомендации