История этических учений
ТЕМАТИКА
КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
Для студентов специальности 1-21 02 01 «ФилософиЯ»
Факультета философии и социальных наук БГУ
(кафедра философии культуры)
Утверждено на заседании
кафедры философии культуры
30.08.2010г., протокол № 1
Зав.кафедрой Легчилин А.А.
ЭТИКА
Уважаемые студенты отделения философии!
Предлагая вам выбрать ЭТИКУ в качестве основыдля курсовой работы, обращаем ваше внимание на преимущества этой сферы философского знания:
· ЭТИКА – область универсального знания, необходимого каждому мыслящему человеку, вне зависимости от его специальности, пола, возраста и прочих частных проявлений;
· ЭТИКА – активно развивающаяся сфера современного философского знания, имеющая широкие горизонты, как в теоретическом, так и в прикладном аспекте;
· ЭТИКА – знание практически ориентированное, позволяющее связывать философские абстракции с «живой жизнью», в том числе – со своей собственной;
· ЭТИКА характеризуется богатством идейного потенциала, разнообразием проектов «правильной жизни», поэтому каждый может найти в нём «нишу», соответствующую персональным потребностям;
· ЭТИКА занимается осмыслением морали и моделированием жизненной стратегии, поэтому её изучение – эффективный фактор индивидуального нравственного развития.
Благодаря этим своим особенностям, ЭТИКА в наибольшей степени благоприятна для самостоятельного философского творчества.
Ориентируя свои курсовые работы на этическую проблематику, вы получаете возможность:
- профессионального, добросовестного консультирования и научного руководства вашей исследовательской деятельностью преподавателями этики;
- выбора стратегии курсового проектирования, позволяющей вам успешно подготовить дипломную работу;
- практической адаптации избранной тематики к вашей последующей профессиональной деятельности и жизненным коллизиям.
Предлагаемый вам перечень возможных ориентаций исследовательской деятельности целесообразно рассматривать как основу вашего индивидуального выбора темы курсовой и/или дипломной работы. Для того, чтобы успешно осуществить этот выбор, прежде всего обратите внимание на структуру данной тематики, которая разделена на три основных блока.
I. Основная тематика включает следующие разделы этического знания: ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ, ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МОРАЛИ, ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА. Любая тема данного перечня допускает вариативность интерпретации (в содержательном, композиционном, методологическом, стилистическом отношениях) и создаёт достаточный простор для самостоятельного творчества.
II. Дополнительная тематика конкретизирует предыдущую и предлагает возможные варианты подготовки дипломных работ, основанные на соответствующих курсовых проектах.
III. Темы повышенной сложности требуют от автора дополнительного интеллектуального напряжения и новаторского подхода. Эти темы могут быть также предметом обязательных творческих работ по этике на 3 курсе.
Научным руководителем по любым темам в рамках этического знания могут быть следующие преподаватели кафедры:
- профессорИнесса Львовна Зеленкова,
- доцент Елена Валериевна Беляева,
- старший преподавательСветлана Петровна Жукова,
- преподаватель Татьяна Ивановна Врублевская.
I. ОСНОВНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
1. Особенности генезиса философско-этического мировоззрения в восточном и западном регионах древней цивилизации.
2. Проблема высших моральных ценностей в этических учениях Древнего Востока.
· Интерпретация основоположений этического знания в культуре Древней Индии (джайнизм, буддизм, локаята).
· Высшие моральные ценности в этических учениях Древнего Китая (конфуцианство, даосизм, моизм, фа-цзя).
· Интерпретация этического наследия Древнего Востока мыслителями Запада (Шопенгауэр, Ницше, Борхес, Гессе).
3. Эвдемонистическая традиция в истории этических учений.
4. Ригористическая традиция в истории этических учений.
5. Принцип утилитаризма в истории этики.
6. Генезис и развитие этического сознания в древнегреческой философии.
· Этические воззрения Сократа. Сократические школы.
· Теория морали Платона.
· Этика Аристотеля.
· Нравственный идеал античности – образ мудреца.
· «Гражданин государства» и «гражданин мира»: сравнение этических ориентаций платонизма и стоицизма.
· Идея единства добра и красоты в диалогах Платона.
· Учитель и ученик: Сократ и Платон.
· Учитель и ученик: Платон и Аристотель.
· Феномен дружбы в античной этике.
7. Поиск субъективного основания морали в эллинистической этике.
· Эвдемонистическая традиция (Эпикур).
· Ригористическая традиция (стоицизм).
8. Генезис этической мысли Древнего Рима (Марк Туллий Цицерон).
9. Римский эпикуреизм (Тит Лукреций Кар).
10. Этическая проблематика в патристике и схоластике.
11. Специфика этического знания эпохи Средневековья.
12. Феномен любви в христианской этике.
13. Сравнение нравственных заповедей Ветхого и Нового заветов.
14. Августин Блаженный (нравственное значение веры, проблема теодицеи, учение о страстях).
15. Проблема блаженства в учении Фомы Аквинского.
16. Элементы свободомыслия в интерпретации нравственной проблематики (Пьер Абеляр, ереси).
17. Особенности постановки этических проблем в эпоху Возрождения.
18. Интерпретация морали в европейской философии XVII-XVIII веков.
· Основоположения морали в этической мысли Англии (Гоббс, Бэкон, Локк, Юм, Мандевиль).
· Этические проблемы в философии Франции и Голландии (Декарт, Спиноза, Паскаль, Ларошфуко).
· Интерпретация моральных ценностей немецкими просветителями (Гердер, Гёте).
19. Принцип «разумного эгоизма» в истории этики.
· Этические воззрения французских материалистов XVIII века.
· Этические искания русских революционных демократов.
· Этические представления Л.Фейербаха.
20. Этика И.Канта.
· Постулаты и максимы.
· Проблема свободы.
· Проблема специфики морали.
21. Этика Гегеля.
· Учение о морали.
· Учение о нравственности.
22. «Неклассическая этик».
· Этические идеи А.Шопенгауэра.
· Этические воззрения Ф.Ницше.
· Трактовка сострадания в учениях А.Шопенгауэра и Ф.Ницше.
· Антагонизм добра и красоты в произведениях Ф.Ницше и О.Уайльда.
· Мораль сверхчеловека у Ф.Ницше и её оценка В.С.Соловьёвым и Н.А.Бердяевым.
23. Проблема реализации нравственных идеалов в проектах представителей утопического социализма.
24. Марксистские основоположения этики.
· Этическая проблематика в философии К.Маркса.
· Интерпретация проблем нравственности в работах Ф.Энгельса.
· Этическое наследие В.И.Ленина.
· Особенности развития этики в советский период.
25. Русская идеалистическая этика.
· Этическая рефлексия в философии «всеединства» (В.С.Соловьёв, С.Л.Франк, С.Н.Трубецкой, Е.Н.Трубецкой, С.Н.Булгаков).
· Антиномия свободы (этические искания Н.А.Бердяева).
· Solo fide (этическая составляющая в философии Л. Шестова).
· Проблема непротивления злу насилием в работах Л.Н.Толстого и И.А.Ильина.
· Парадоксы свободы в «Записках из подполья» Ф.М.Достоевского
26. Этическая мысль ХХ века.
· Моральные проблемы в экзистенциальной философии.
· А.Камю и Ф.Кафка: нравственные ориентации в «мире абсурда».
· Проблема человека в религиозной этике (неотомизм, неопротестантизм).
· Проблема сущего и должного в неопозитивизме.
· Проблема цели и средств деятельности в прагматизме.
· Этические контексты психоаналитической традиции.
· Метаморфозы «Живой Этики».
· Этика «благоговения перед жизнью» А. Швейцера.
· Этика ненасилия ХХ века.
· Феноменологическая этика ценностей М. Шелера.
· Концепция добродетели А. Макинтайра.
· Теория справедливости Дж. Ролза: этический аспект.
· «Этика дискурса» Ю. Хабермаса.
· «Гуманистическая этика» Э. Фромма.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ
1. Проблема специфики морали.
2. Особенности структурирования морали.
3. Уровни нравственной регуляции (страх, стыд, совесть).
4. Проблема языка морали в метаэтике.
5. Проблема обоснования морали.
6. Специфика этического знания.
7. Жизненная стратегия как проблема этики.
8. Проблема свободы в этике.
· Свобода и необходимость.
· Свобода, ответственность, произвол.
· Моральный выбор.
· Нравственная свобода в ситуации морального конфликта.
9. Стратегия и особенности моральной оценки.
· Моральная оценка поступка.
· Моральная оценка деятельности (цель – средства – результат).
10. Моральная мотивация в структуре деятельности.
11. Проблема взаимоотношения цели и средств в нравственной деятельности.
12. Понятие «идеал» в этике.
13. Специфика этических категорий.
14. Проблема абсолютного в этике и морали.
15. Возможность абсолютного добра (в этике В.С.Соловьёва, С.Л.Франка, Н.О.Лосского и др.).
16. Диалектика добра и зла.
11. Проблема смысла жизни как предмет этического исследования.
12. Проблема смерти и бессмертия: этический аспект.
13. Феномен самоубийства: этическое исследование.
14. Нравственно-психологические аспекты одиночества.
15. Мораль в системе культуры.
16. Этика как «практическая философия».
17. Любовь как нравственная ценность.
18. Счастье: этический анализ.
19. Проблема общения: этический аспект.
20. Проблема ценности в этике.
21. Проблема истины в этике.
22. Нравственные чувства и интуиция.
23. Творчество как моральная ценность.
24. Мораль и право: взаимоотношение систем регуляции.
25. Общественное мнение в системе моральной регуляции.
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОСТИ
1. Социальная регуляция в архаическом обществе.
2. Нравы Древней Греции: от архаических форм к классическим.
3. Патриархальность как черта традиционной нравственности.
4. Нравственные принципы Домостроя как образец патриархальных нравов.
5. Нравы патриархального крестьянства в изображении русской литературы.
6. Отношение к труду в истории культуры: моральные аспекты.
7. Воинский этос в истории культуры.
8. Нравственная оценка богатства в традиционной нравственности.
9. Нравственный смысл белорусских (русских, любых других) народных сказок.
10. Половая мораль и метаморфозы её исторического развития.
11. Этический анализ идеи патриотизма.
12. Рыцарская мораль и её историческая интерпретация.
13. Протестантизм и буржуазная мораль.
14. Эволюция буржуазной морали.
15. Специфика нравственной системы советского общества.
16. Интернационализм в ХХ веке: достижения реальные и мнимые.
17. Права человека как нравственная ценность цивилизации.
18. Специфика исторического изменения морали.
19. Проблема нравственного прогресса.
20. Нравственный смысл истории.
21. Мораль в современном обществе.
22. Особенности нравственной составляющей современного белорусского общества.
ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА
1. Специфика прикладного этического знания.
2. Структура и функции прикладной этики.
3. Специфика современной биоэтики.
4. История биоэтики в России и Белоруссии.
5. Проблема эвтаназии (этический аспект).
6. Актуальные проблемы биоэтики (проблема психологического манипулирования, проблема клонирования, проблема трансплантации органов и др.).
7. Феномен насилия: этическая экспертиза.
8. Проблема смертной казни (этический аспект).
9. Цели и средства в современной политике: этический анализ.
10. Специфика профессиональной этики.
11. Нравственные параметры профессиональной деятельности.
12. Нравственные параметры семейно-брачных отношений.
13. Этический аспект проблемы «отцов и детей».
14. Этическое просвещение и нравственное воспитание.
15. Проблема нравственного воспитания и самосовершенствования личности.
16. Этикетные нормы как элемент нравственной культуры.
17. Роль средств массовой информации в формировании нравственного сознания общества.