Классическое понимание истины. Критерии истины. Понятие об объективности, абсолютности, относительности и конкретности истины

1. В средневековой философской традиции также следует выделить два крупнейших направления в понимании значений религии, философии и их взаимосвязи: патристика и схоластика. Патристика - совокупность учений «отцов» христианской церкви, для которых (учений) характерно стремление объединить, и даже в чём-то примирить, религиозные догматы христианской церкви с античной философией, главным образом, с размышлениями Аристотеля и Платона. Для патристики философское рассуждение служило в качестве инструмента, посредством которого христианские ценности раскрываются, познаются, а также логически обосновываются. Религия при помощи философии пытается наполнить своё учение рациональным смыслом, выявить в Откровении содержание всеохватывающего (философского) порядка.

В патристике выделяют следующие этапы: 1) Апологетика (2-3 вв.) - главные задачи данного этапа это формирование христианского мировоззрения и «оправдание», защита христианской религии от язычников с помощью «доводов разума», чёткой, логически выстроенной аргументации. 2) Классическая патристика (4-5 вв.) - период формирования «стандартов» средневековой христианской мысли. 3) Заключительный этап (6-8 вв.), для которого характерны стабилизация догматики и энциклопедическое структурирование наук во главе с теологией.

Рационализм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Поскольку интеллектуальный критерий истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-то определенной философии; кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, если разумность считается единственным существенным критерием.

Иррационализм — направление в философии, настаивающее на ограниченности человеческого ума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п. Таким образом, иррационализм утверждает иррациональный характер действительности. Иррационализм — характеристика мировоззрений, которые каким-либо образом обосновывают несостоятельность научного мышления в познании основополагающих взаимосвязей и закономерностей реальности. Сторонники иррационализма считают высшими такие познавательные функции, как интуиция, переживание, созерцание и т. п. Иррационализм в своих многообразных формах представляет собой философское мировоззрение, которое постулирует невозможность познания действительности научными методами.

2. Истина - такое знание, которое отражает объективную реальность предмета, процесса, явления такими, какими они есть на самом деле.

Классическая (или корреспондентская) концепция. Здесь под исти­ной понимается соответствие человеческих знаний реальному поло­жению дел, какой-то объективной действительности. В явной форме классическую концепцию можно найти уже у Платона и Аристотеля. При этом соответствие знания (идей) действительности может пони­маться двояким образом, в зависимости от того, как трактовать саму эту объективную действительность. Это может быть соответствие че­ловеческой мысли объективной природной действительности (Арис­тотель), а может быть ее соответствие идеальному бытию вечных идей (Платон). Однако, какую бы общеметафизическую гносеологическую установку мы ни заняли (реалистическую или платоническую) в клас­сическом понимании истины, оба аспекта соответствия обязательно будут присутствовать.

Критерии истины делятся на внешние и внутренние. В качестве внешних критериев выделяют практику (диалектический материализм), полезность (прагматизм), самосогласованность (или когеренцию). Критерием истины не может быть публичное или всеобщее признание. Если какую - то информацию разделяет большинство, то это не значит, что на их стороне истина . Не являются критерием истинности знания и благоприятные или полезные последствия его применения. Прагматизм чаще всего выступает в индивидуалистической форме. Это весьма сомнительный критерий, хотя истина, если это действительно истина, так или иначе общественно полезна. Но главным, решающим критерием истины является практика. Истинность научных теорий окончательно проверяется на практике теми или иными способами . Развивающаяся общественная практика может полностью подтвердить или опровергнуть то или иное человеческое представление.

Истина объективна, это проявляется в том, что содержание нашего знания не зависит ни от человека, ни от человечества.

Истина относительная - правильные знания, но не полные.

Истина абсолютная - полные знания о предметах, процессах, явлениях, которые не могут быть отвергнуты последующим развитием нашего знания. Абсолютные истины складываются на основе относительных. Каждая относительная истина содержит момент абсолютности - правильно.

Наши рекомендации