Философские проблемы социальной динамики
Источники и факторы социальной динамики. Эволюция и революция. Субъекты исторического процесса. Вопрос о динамике общества – это продолжающийся спор о преимущественно материальном либо духовном источнике социальных изменений. Большинство исследователей исходят из методологического положения, что источником изменений общества являются внутренние противоречия. Главное из них – противоречие между материальными и духовными потребностями и интересами людей, и возможностями их удовлетворения при данном уровне производства. Помимо экономики, на исторический процесс влияют также производные противоречия в других сферах. В социальной сфере это различие интересов социальных групп и слоев. В политической сфере – столкновение политических сил за власть, война и мир между народами. В духовной сфере – борьба в сознании разных идей, борьба традиций и новаций.
Среди множества объективных факторов, влияющих на характер развития общества, наиболее важными являются социально-экономические (научно-технический прогресс, изменения экономики и социальной структуры, характера и условий труда, способов распределения благ и др.); политические (характер исторической эпохи и острота социальных конфликтов, степень вовлечения масс в процессы принятия и исполнения государственных решений, особенности политической культуры и поведения граждан, уровень политических свобод и др.); природно-географические (климат, ландшафт, природные ресурсы и др.); демографические (здоровье и численность народонаселения, плотность расселения, баланс по половому и возрастному признакам, урбанизированность и др.); этнокультурные (национальный менталитет, система духовных ценностей, характер межкультурных взаимодействий и др.), технико-технологические (воздействие техники на содержание и темпы перемен, влияние технологий на образ жизни человечества и его деятельность, формирование особого технократического стиля мышления).
Основные механизмы социальной динамики – эволюция и революция. Эволюция в узком смысле – постепенные количественные изменения, не меняющие резко социально-экономический строй, но создающие устойчивый фундамент будущих перемен. Социальную деятельность эволюционного характера называют реформированием. Различают реформы, затрагивающие общество в целом, и частичные, по сферам и регионам. Последние два столетия страны мира вовлечены в процесс модернизации, означающий переход от традиционного общества к современному за счет комплексных реформ во всех сферах. Резкий переход в экономике, политике, искусстве, морали к более прогрессивной ступени в историческом процессе принято называть социальной революцией. Социальная революция должна рассматриваться не только как политический переворот, но как целая цепь коренных реформ во всех сферах общества. Она может включать социальную, промышленную, научно-техническую, культурную революции, и растягиваться на десятилетия, как было в СССР. Революции, с одной стороны, разрешают многочисленные противоречия, с другой – несут разрушения. Поэтому в целом в социальной философии преобладало критическое отношение к революции как форме социальных изменений, и наиболее оправданной с точки зрения исторических результатов считается эволюция.
Традиционным философским вопросом является вопрос о субъектах исторического процесса. Субъекты – те участники исторического процесса, чья деятельность по изменению или сохранению общественных порядков отличается осознанием своих интересов, активностью, организованностью. В качестве социальных субъектов могут выступать отдельные индивиды (в том числе лидеры, исторические личности, активисты различных движений), социальные группы, политические институты (государство, партии, общественные организации и движения), элиты, народные массы.
Существуют разные точки зрения на роль личности в истории. В эпоху Просвещения широкое распространение получила позиция, преувеличивавшая роль выдающейся личности: королей, полководцев. Народ же рассматривался как безликая масса, направляемая лидерами. Другая точка зрения отстаивается в марксизме, а также у Л. Толстого, и связана с признанием народных масс в качестве главного субъекта общественного развития. Третья позиция выражена в философских взглядах Ф. Ницше, Р. Шпенглера, Х. Ортега-и-Гассета, А. Тойнби, политологов Г. Моски и В. Парето. Роль субъекта истории играет творческая, экономическая, техническая и политико-управленческая элита. В каждой из трех позиций есть рациональное зерно. История движется во взаимодействии масс, элит и личностей. При этом следует отметить, что одной из главных тенденций исторического развития является возрастание роли народных масс в истории.
Предмет философии истории. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. Философия истории – это философская оценка и истолкование результатов исторических исследований. Это еще и самостоятельный раздел философии, который анализирует внутреннюю логику развития общества, единство и многомерность исторического процесса, проблемы причинности социальных явлений, устанавливает истинность исторических фактов, возможности и границы исторического знания. Основные вопросы, которые рассматриваются в философии истории:
– что заставляет развиваться человеческое общество?
– есть ли направление у истории, если есть, то какое?
– насколько история определяет наше настоящее и будущее?
– чего ждать людям в будущем?
– имеются ли в истории какие-либо законы, которые можно узнать и управлять историей, или в ней господствует непостижимая судьба?
Важнейшие системы философии истории:
– теологическая (движущая сила истории – Бог);
– метафизическая (движущая сила – судьба);
– идеалистическая (движущая сила – духовная жизнь человека);
– натуралистическая (движущая сила – природа человека, обладающего страстями, побуждениями);
– материалистически-экономическая философия истории (движущая сила – экономические отношения).
Существуют два подхода к определению общей направленности исторического процесса: линейныйи нелинейный. Линейный подход оценивает историю как поступательное восхождение общества к более совершенным состояниям на основе преемственности накопленного опыта, знаний, а также как нисхождение общества к более простым состояниям. В рамках линейного подхода выделяют такие интерпретации истории, как регрессизм (античная философия, философия Древнего Востока, экологический пессимизм) и прогрессизм (Л. Морган, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс). Социальный регресс – это процесс упрощения, деградации общества. Общественный прогресс отражает процесс поступательного движения общества по восходящей линии, ведущего к усложнению системно-структурной организации общества. При этом критерии прогрессивности могут быть разными: развитие производительных сил, науки и техники; рост уровня жизни, развитие демократии, духовное совершенствование человека и др.
Наиболее развитой вариант линейного прогрессистского подхода представлен в марксистской концепции общественно-экономических формаций. В ней история движется через смену основных этапов – общественно-экономических формаций. В целом К. Марксом было выделено пять формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (социалистическая). Также им было указано на особый политико-экономический тип общества (фактически на шестую формацию) – «азиатский способ производства». Однако в чистом виде ни в одной стране общественно-экономическая формация не обнаруживается, так как общество всегда находится в процессе развития.
В нелинейном подходе к истории (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. А. Сорокин, К. Ясперс) она предстает как множество цивилизаций или культур. Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889–1975). Цивилизация, по Тойнби, – устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. Цивилизации могут быть основными и локальными. Движущей силой истории является вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия) и ответ цивилизации на вызов.
Линейный (формационный) и нелинейный подходы одновременно и альтернативны (как варианты классического и неклассического решения этой проблемы) и дополняют друг друга.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие факторы, влияют на характер развития общества?
2. Какова роль выдающейся личности в истории?
3. Чем отличаются эволюция и революция?
4. Что отличает линейные и нелинейные интерпретации истории?
5. Какие общественно-экономические формации вам известны? Что К.Маркс имел в виду под «азиатским способом производства»?
Основные понятия
Волюнтаризм (во взглядах на общество)– это характеристика социально-политической практики, не считающейся с общественно-историческими законами и руководствующейся субъективными желаниями и произвольными решениями осуществляющих ее лиц.
Закон соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил – в рамках формационного подхода к анализу истории основной социальный закон, обеспечивающий смену общественно-экономических формаций; в основе механизма действия этого закона лежит конфликт между производительными силами и производственными отношениями, периодически возникающий в истории по причине консервативного характера производственных отношений.
Линейные интерпретации истории – констатируют направленность и поступательность социокультурного развития общества. В зависимости от объяснения вектора этой направленности и характера смены состояний общества, различают «регрессизм» (Августин Аврелий, Ж.Ж.Руссо и др.) и «прогрессизм» (Г.Гегель, К.Маркс). В современных компромиссных вариантах подчеркивается роль социокультурных обстоятельств и возможность вариативного развития истории («Пределы роста» Д.Медоуза, конфликта цивилизаций С.Хантингтона и др.).
Материалистическое понимание истории – марксистский принцип, утверждающий, что условия человеческой жизнедеятельности, общественное бытие определяют взгляды людей, их целевые установки, ценностные ориентиры и теории.
Нарратив (от лат. рассказ) – категория философии постмодерна, выражающая полный субъективизм и относительность интерпретации истории. Для классического подхода к описанию исторических событий были характерны онтологическое обеспечение (поиск реальных следов этих событий) и стремление объяснить их причины и смысл, исходя из общей картины эпохи (например, борьбы классов). Однако наличие в мире множества совершенно разных версий и оценок одних и тех же событий привело к представлению о нарративном характере истории. Т.о., нарратив – свободный и субъективный ее пересказ, где значение имеет не то, что было в действительности, а значимость самого акта рассказа.
Нелинейные интерпретации истории – своим истоком имеют древние представления о круговороте событий и получили распространение в концепциях Просвещения в форме цивилизационно-циклической модели истории (Дж.Вико, И.В.Гете). В дальнейшем это концепции культурно-исторических типов Н. Данилевского, «морфологии культуры» О. Шпенглера, «локальных» цивилизаций А.Тойнби и др.
Общественное сознание – это совокупность идей, теорий, взглядов, традиций, а также привычек и настроений людей, в которых отражается жизнь общества.
Общественно-экономическая формация(в марксизме) – исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии; смена формаций осуществляется через социальную революцию.
Провиденциализм – система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение.
Революция – коренное качественное изменение, глубокий прерыв непрерывности в развитии явлений природы (появление новой формы движения материи), в обществе (социальная, политическая и др.), в познании (революция в науке).
Социальный детерминизм – философский принцип, утверждающий закономерный характер развития общественной жизни.
Социальный прогресс – это процесс направленного, поступательного и необратимого развития общественной жизни в целом или отдельных ее сторон.
Способ производства– исторически определенный способ добывания материальных благ: единство производительных сил и производственных отношений.
Фатализм – философская концепция, согласно которой мировой процесс, включая жизнь человека и развитие общества, предопределен высшей волей, роком, судьбой.
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
Понятие культуры.Слово культура – одно из широко употребляемых и изучаемых. Культура является объектом изучения не только философии, но и ряда частных социально-гуманитарных дисциплин. Среди них особое значение имеют сегодня культурология, социология, психология, этнология, социальная антропология, история, археология, лингвистика, семиотика, а также такие эмпирические области знания, как этнография, искусствоведение, литературоведение, сравнительное языкознание, религиоведение и др. По данным ЮНЕСКО существует более 600 определений того, что можно назвать культурой. Кроме того, существуют десятки подходов к ее изучению, теоретических концепций культуры.
Раздел философии, в котором объектом исследования является культура, называется философией культуры. Термин «философия культуры» в начале XIX в. ввел немецкий романтик А.Мюллер. Философия культуры – это общая теория культуры, касающаяся ее сущности, генезиса, наиболее общих закономерностей развития, классификации ее видов, форм и направлений, ее взаимоотношения с природой и обществом.
Главный вопрос философии культуры – это вопрос о существовании культурных универсалий, которые могут служить для осмысления сущности культуры, ее предназначения, и ее судьбы. К культурным универсалиям относятся все общечеловеческие формы общественной жизни: общественное производство, труд и игра, досуг и общение, образование и воспитание, духовная жизнь (искусство, мораль, правовое сознание и др.).
Само слово культура появилось в Древнем Риме, где оно означало, прежде всего «агрокультуру», т.е. возделывание, обработку почвы. Этот первоначальный смысл в дальнейшем был трансформирован в другой и стал означать – возделывание, развитие человека. В этом понимании подчеркивалось, что культура – это выход в мир людей, как устройство этого мира по законам гармонии.
Закономерно поэтому, что пространство культуры включает:
– «возделанную» среду обитания людей, возникающую в процессе человеческой деятельности и насыщенную продуктами этой деятельности;
– мир «возделанных» личностей, чье сознание и поведение регулируется социальными нормами и потребностями;
– мир «упорядоченных» коллективов людей, объединенными общими культурными ценностями совместной жизни;
– мир языков культуры – динамичных знаковых систем, созданных людьми с целью фиксации и трансляции социально значимой информации.
Основные философские концепции культуры.В современной философии можно выделить несколько основных философско-методологических подходов к исследованию культуры: аксиологический, системно-деятельностный, структурно-семиотический, психоаналитический, экзистенциально-герменевтический, игровой и другие.
Аксиологический подход довольно долго считался общепринятым и был особенно популярен в 60-х – 70-х гг. XX века. Этот подход получил обоснование в трудах Г. Г. Карпова, А. А. Зворыкина, Г. П. Францева, Н. С. Злобина, В. М. Межуева и др.
В рамках данного подхода культура представляет совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством (Г. П. Францев).
Системно-деятельностный подход формируется в 70-е гг. XX в. в работах М. С. Кагана, Ю. А. Жданова, В. Е. Давидовича, Э. С. Маркаряна и др. В рамках этого подхода культура определяется как специфический способ человеческой деятельности, система особых средств решения встающих перед людьми проблем. Ключевым понятием системно-деятельностной концепции культуры является понятие «способа деятельности», которое предполагает ответы на вопросы «каким образом» и благодаря «какой системе средств» осуществляется тот или иной процесс человеческой деятельности.
Семиотический подход был разработан в трудах Ф. де Соссюра, Р. О. Якобсона, Н. С. Трубецкого, Р. Барта и др.. С точки зрения семиотического подхода культура рассматривается как универсальная знаковая система, основная функция которой заключается в накоплении, хранении, преобразовании и передаче социально-исторического опыта человечества. Специфика культуры раскрывается посредством таких понятий, как «информация», «коммуникация», «знание», «смысл», «значение», «текст», «знак», «символ», «структура», «код» и др.
Психоаналитический подход в изучении культуры складывается на основе философской интерпретации идей З. Фрейда, который понимал культуру как сферу символизации энергии либидо, механизм социального контроля и сублимации бессознательных психических процессов. Этот подход также разрабатывается в трудах К. Юнга, Э. Фромма, Г. Маркузе, Т. Адорно и др.
Игровая концепция культуры складывается в творчестве Й. Хейзинга, Х.-Г. Гадамера, Г. Маркузе, Р. Барта и др. В этой концепции культура выступает как сфера нравственно-эстетических ценностей, способ и результат духовной деятельности и развития человека, а конститутивную роль в ней играет понятие игры. Игра выступает как основание и фактор культуры. Она рассматривается в качестве обязательного компонента любой человеческой деятельности; а также как движущая сила исторического изменения культуры.
Игра оказывается наиболее существенным, с точки зрения исследования культуры, феноменом, репрезентирующим сложный и необъективируемый средствами логического мышления переход от природного к культурному измерению человеческого бытия.
В итоге, суммируя рассмотренные подходы в понимании культуры, мы можем сделать вывод, что культура – это человеческий опыт, воплощаемый в программах поведения, ценностях и знаниях, а также коды, посредством которых они передаются и воспроизводятся; это особое качественное состояние общества с определенными материальными и духовными показателями цивилизационного развития.
Структура, формы и функции культуры.В отечественной социальной философии принято выделять две основные сферы существования и развития культуры – материальную и духовную.
Согласно такой классификации, материальная культура возникает в процессе практического, материально-чувственного освоения человеком окружающей действительности. Она включает в себя орудия и средства производства, продукты трудовой, предметно-практической деятельности человека, предназначенные для удовлетворения его материальных потребностей и необходимые для воспроизводства и развития социума. Материальная культура включает также преобразованную человеческим трудом природу, антропогенные ландшафты, сельские и городские поселения, дороги и коммуникации, все архитектурные и социотехнические объекты, из которых слагается искусственная среда жизни человечества.
Духовная культура представляет собой систему духовных ценностей, являющихся продуктом интеллектуального и художественного творчества. Она трактуется как совокупность знаний, навыков, умений, а также ценностей и норм, регулирующих различные виды человеческих отношений.
В структуре культуры выделяют такие различные формы, как элитарная, народная, массовая культура, а также две ее разновидности – субкультуру и контркультуру.
Элитарная культура формируется благодаря появлению письменности и развитию «книжной» формы передачи культурного наследия. Она предполагает формирование стройной иерархии ценностей и норм, выполняющих селективную функцию по отношению к циркулирующей в обществе информации. Такая культура канонична, для нее характерен особый язык, часто непонятный для «непосвященных», а также набор специфических социокультурных кодов, являющихся атрибутами элитарной социализации индивидов.
Народная (или «популярная») культура, напротив, демократична, она вырастает на основе этнической культуры, фольклора, традиционных мифологических верований, языческих культов, народного быта. Передается из поколения в поколение в форме преданий, легенд, устного народного творчества, благодаря непосредственному общению поколений в семье, в контексте повседневной бытовой и трудовой жизни народа. Такая форма культуры чрезвычайно подвижна, изменчива, поскольку не подлежит письменной фиксации и кодификации, но вместе с тем консервативна, так как механизмом ее сохранения является культурная традиция. Взаимодействие и взаимопроникновение элитарной и народной культур рассматривается как непременное условие исторической целостности и продуктивного развития любой национальной культуры.
Специфическим феноменом культурной жизни современных обществ является массовая культура. Она представляет собой тиражируемую и распространяемую средствами массовой коммуникации социальную информацию и продукцию культурной индустрии, обращенную к многомиллионным аудиториям радиослушателей, теле- и кинозрителей, читателей, других потребителей усредненной и стандартизированной культурной продукции. Массовая культура обладает такими характерными особенностями, как мозаичность, фрагментарность, поверхностность, стереотипность.
Функции культуры:
– социализации или человекотворческая (социализация обеспечивает «вписывание» человека в конкретные социальные роли, она становится важной формой постоянной регуляции отношений человека с социально значимыми формами «бытия – в культуре»);
– познавательная или информационная (основывается на том, что культура в целом и каждый ее фрагмент в отдельности, является носителем определенного объема социально значимой информации);
– коммуникативная (культурная коммуникация выступает как средство воспроизведения, хранения и созидания различных культурных программ);
– аксиологическая или ценностная (через эту функцию культура способствует формированию у человека социально значимых ценностей, идеалов и норм, выступающих регуляторами человеческой деятельности во всем ее многообразии);
– игровая, развлекательная, компенсаторная (эта функция культуры связана с восстановлением физических и духовных сил человека).
Контрольные вопросы и задания
1. Чем вызвано многообразие определений культуры?
2.Какие социально-гуманитарные дисциплины занимаются изучением культуры?
3.Назовите основные философские концепции культуры.
4.Какова структура культуры?
5.Какую роль играет культура в современном обществе?
6.Раскройте суть формулы: «культура – это социальная наследственность».
Основные понятия
Духовная культура – деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, а также итоги этой деятельности; содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.).
Контркультура– совокупность социокультурных установок и ценностей, противостоящих принципам официальной культуры. Разновидности: молодежная и андеграунд.
Культура – это человеческий опыт, воплощаемый в программах поведения, ценностях и знаниях, а также коды, посредством которых они передаются и воспроизводятся; это особое качественное состояние общества с определенными материальными и духовными показателями цивилизационного развития.
Культурная коммуникация - процесс взаимодействия между социальными субъектами с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем (языков).
Массовая культура– охватывает разнородные явления культуры, получившие распространение в связи с развитием коммуникационных систем, глобализацией информационного обмена. Ориентирована на стандартное удовлетворение низкопробных вкусов и потребностей широких слоев общества.
Материальная культура – деятельность, направленная на удовлетворение материальных потребностей человека и общества, а также итоги этой деятельности; опредмеченные человеком в природном материале знания и умения.
Субкультура – способ существования культуры, связанный с особенностями жизнедеятельности отдельных социальных групп (молодежная, сельская, профессиональная и др.).
Философия культуры – это общая теория культуры, касающаяся ее сущности, генезиса, наиболее общих законов развития, классификации ее видов, форм и направлений, взаимоотношений с природой и обществом.