Т е м а 2.1.Человек как главная философская проблема
Философия человека - это не просто комплекс знаний о человеческом феномене, которые дают наука и медицина, искусство и религия. Это осмысление целостности человека: метафизическое постижение его как уникальной родовой сущности, вместилища духовных потенций и социальных свойств, источника воли и морального поведения, а также его особого положения в природе и обществе в качестве разумного существа. Это стремление постигнуть самосознание человека как субъекта свободных действий, творца всех культурных ценностей и своей собственной судьбы. Это нацеленность на постижение бытия человека как личности (меры целостности) - индивидуального средоточия и выражения общественных связей и отношений, всех идеалов и норм социального бытия. Глубоко анализируя и синтезируя человеческую суть, философия стремится понять диалектику внутренних и внешних импульсов в становлении личности, обладающей некими почти божественными качествами, а именно способностью вносить порядок в природные и общественные процессы и явления. Человек - единственное существо на Земле, а может быть, и во Вселенной, знающее о своей смертности, но активно стремящееся к вечности.
Знаменитый поэт и философ Омар Хайям (ок. 1048-ок. 1123) человеческую сущность оценивает следующим образом: «Человек, словно в зеркале мир, многолик. Он ничтожен и все же безмерно велик». Не случайно в истории философии издавна бытуют принципиально разные трактовки человеческого феномена. Одни его представляют как «тупиковую ветвь» в мировой эволюции, то есть как природную патологию, а другие, наоборот, как наивысшую ступень в саморазвитии Мироздания и как особый смысловой пласт в становлении и совершенствовании принципиально новой, постбиологической формы движения материи - ноосферной. Философы давно, еще во времена античности (Сократ), поставили перед собой ответственную задачу познать и понять человеческую суть. Отсюда целевым алгоритмом в научном познании человека и философском осмыслении его качеств и способностей стала критическая оценка его уникальности с последующим осознанием его особой роли в судьбе планеты, Космоса.
Согласно современным научно-философским воззрениям, человека не следует понимать как некую марионетку, бесприкословно подчиняющуюся имманентным побуждениям и инстинктивным позывам собственной биологической природы. Он обладает волей, одарен разумом - совокупным умом, «созидающим второй мир», дорожит своими честью и достоинством. В силу этого обстоятельства человек с присущей ему настойчивостью ищет смысл собственной жизни. Он осознает свое прошлое, оценивает настоящее и прогнозирует будущее. Осознание себя как уникального земного существа позволяет индивиду раскрыть в себе некое космическое предназначение. А это значит, что каждый человек живет и действует в мире природы и обществе только как личность. Важно подчеркнуть, что задача научного и философского прояснения сущности личности -одна из основных (если не главная) в общечеловеческом бытии.
Частные проявления феномена человека изучают такие науки, как биология, физиология, психология, медицина, социология и другие. Но целостное его постижение - это «привилегия» философии. Философская программа познания тайны человека сохранилась с древних времен. Что есть человек? Откуда он взялся? Какова структура его внутреннего (духовного) мира? На первый взгляд эти вопросы могут показаться простыми. Однако при внимательном рассмотрении выясняется, что в них заложен глубинный смысл бытия всей Вселенной.
В XVIII веке по воле и разумению Карла Линнея (1707-1778), шведского естествоиспытателя, совокупность представителей человеческого вида получила известнейшую формулировку - Homo sapiens. Человек всегда объективно совокупносоциален, а субъективно - индивидуален. Это единственный на планете субъект созидательной общественно-исторической деятельности, а посему творец собственной сущности.
Феноменальная человеческая сущность, ее становление и самоутверждение - ключевые проблемы практически всех философских систем, всеобщей истории общественного развития и естественных наук, но особенно биологических и медицинских. В естественно-природной и социально-культурной эволюции человека по сей день очень много неясного, не до конца понятого. Еще Г. Гегель поставил острый философский вопрос об историчности человеческой сущности и предложил идею рассматривать человека как наивысшую разумную самоценность. Л. Фейербах, не согласившись полностью с гегелевским абстрактно-философским толкованием сущности человека, провозгласил программу антропологизации самой философии. Но и его понимание было слишком общим, поэтому и подверглось, в свою очередь, критике К. Маркса. По мнению последнего, сущность человека не может быть раскрыта вне исторического рассмотрения развития самого общества, многообразных связей и отношений внутри него. Иными словами, согласно К. Марксу, человеческая сущность есть совокупность всех общественных отношений.
Действительно, сущностная основа человека имеет конкретно-исторические свойства и проявления. Ее содержание, оставаясь всегда социальным, качественно изменяется в зависимости от исторического времени и уровня освоения индивидом общечеловеческой культуры. Жизнь человека - это некий своеобразный процесс присвоения и воспроизведения социальнокультурного опыта человечества, «абсолютного движения становления» (К. Маркс). Определяющим условием его бытия является созидательная деятельность, в процессе которой он изменяет социальную и природную среду своего обитания, творит новый мир и себя в нем. Марксистская философия, активно подчеркивая природную и общественную специфику человека, органично связывает последнюю с признанием его уникальной самоценности. Такая философская позиция имеет особо положительные черты, ориентируя каждого индивида на выявление и развитие самодостаточности. Действительно, большинство людей стремится жить с осознанием своей личной ответственности за собственные поступки, с пониманием, для кого или во имя чего он живет. В связи с этим человек получает шанс обессмертить свое дело, обретя признательность и благодарность современников и память потомков.
Что касается смысла жизни, то здесь речь идет не столько об осознании человеком себя как личности, способной решать непростые жизненные задачи, сколько о признании им своей персональной ответственности за все содеянное, сотворенное. Ведь каждый индивид рано или поздно ставит сам перед собой сакраментальный вопрос: кто я и какова моя роль на Земле? К объяснению понятия смысла человеческой жизни философы и ученые, как правило, подходят двух с разных позиций. Одни рассматривают его применительно к каждой отдельно взятой личности, другие - применительно к человеку как родовому существу, социально-разумному феномену. Правомерны оба подхода, ибо философское значение постижения индивидом своей собственной сущности состоит именно в том, чтобы понять универсальность социально-природной жизнедеятельности человека, его особую ответственность, оценить уникальность его роли в социально-культурном созидании, в преобразовании планеты.
Чтобы жить разумно и нравственно, человеку необходимо действовать в соответствии с определенным им же самим судьбоносным смыслом своего существования. Такое определение в принципе доступно каждому, независимо от пола, возраста, развитости интеллекта, качества образования, природного темперамента, сформировавшегося характера и т.д. Практически каждый человек добровольно связывает себя ответственностью перед тем, кому или чему он, образно говоря, присягает на служение. Одни, например, отдают себя служению народу, Родине, другие - науке или медицине, иные - Богу, а кто-то - семье, детям и т.д. Проблема смысла человеческой жизни - наиважнейший и наисложнейший научный и философский вопрос. Осмысление индивидом своего жизненного пути есть целенаправленное определение собственной судьбы. Еще в Древней Греции мудрецы учили постижению смысла жизни, которое начинается с познания самого себя, своих интересов и потребностей.
Человек разумный (Homo sapiens) постоянно находится в процессе самопостижения, определения своего места в мире, «конструирования» собственной судьбы. Кстати, судьба, по мнению античных мудрецов, в принципе неотделима от смысла жизни. Стать человеком, учили они, значит понять назначение своей жизни и сделаться направленным на утверждение своей судьбы, то есть на «осуществление» самого себя. Впрочем, по мудрому замечанию Платона, становиться человеком гораздо легче, чем быть им. От себя добавим: быть человеком очень трудно там, где честь и достоинство рассматриваются как недостаток, а иногда и как порок.
Еще в ранней античности судьба представлялась неким трансцендентным (запредельным) бытием, управляющим человеком и органично соединяющим его жизнь с полисным укладом. С тех пор судьба чаще всего понимается как слепое, темное, необъяснимое внешнее воздействие, растворяющее индивида во всеобщем потоке жизни. Кстати, латинское слово «индивид» является копией греческого термина «атом». Оба слова на русский язык переводятся как «неделимый». Но разница состоит в том, что в греческом понимании - это неделимость вещества, а в латинском - человеческая особь. Жизнь индивида в полной мере обретает смысл лишь в сообществе людей, где он становится личностью, приобретающей определенную ценность.
Судьба человека исторически рассматривается и как случайная удача, и как неотвратимое возмездие за содеянное. Она представляет собой длинную вереницу уникальных и нередко непредсказуемых ситуаций, набор сложнейших повседневных жизненных задач и проблем, причем решать их необходимо сугубо индивидуально, самостоятельно. «На Бога надейся, а сам не плошай», - учит народная мудрость. В наше время происходит своеобразное возрождение и содержательное обогащение идеи судьбы. В христианстве судьбу представляют как божественное предопределение. А в светской жизни ее связывают с личным определением базовых параметров осмысленной жизни и деятельности человека, которые служат главным стимулом его будущности.
Будущее человека зависит от объективных и субъективных обстоятельств. Так, каждый знает, что его личная судьба складывается в результате сочетания природных и противоречивых социально-культурных условий, которые и предопределяют его характер, статус в жизни, личностное становление. Многие отдают себе отчет в том, что несут перед сообществом определенную ответственность за свои слова и дела. Каждый ответственен и за свою жизнь, ибо, придав ей определенный смысл, может быть уверенным в завтрашнем дне. Люди, верящие в судьбу, всегда стремятся каким-то образом предугадать свою будущность. Но очень часто они не могут понять ее сущностные основания. Между тем многие современные философы и психологи утверждают, что это вполне возможно: необходимо лишь настойчиво искать смысл жизни, определять конкретные цели жизнедеятельности, приобретая средства для их достижения.
Экзистенциалисты пытались дать ответы на смыслообразующие вопросы человеческой жизни, стремились сформулировать идеи нового гуманизма, который должен объединить людей. «Вера в смысл жизни всегда предполагает шкалу ценностей, свободный выбор, предпочтение», - утверждал французский философ-экзистенциалист А. Камю (1913-1960) . Только при нахождении смысла личного бытия и определении ясных целей на своем жизненном пути человек сможет достигнуть истинного счастья. Отсюда понятна главная цель современной философии медицины - искать и возвышать смысл жизни медика, без которого последний не сможет реализовать свое уникальное предназначение. Истинный врач всю свою жизнь посвящает служению людям. А для этого ему необходимо сформировать сильную волю, высокую нравственность и добровольно взять на себя повышенную личную ответственность перед обществом.
На занятиях по философии часто обсуждаются проблемы смысла жизни вообще и предназначения медика в частности. Соотношение между этими смыслами студенты определяют как связь общего и особенного. Общее - это стремление стать личностью, достойной своего времени. Особенное - это смысл целенаправленной жизнедеятельности современного медика. Большинство студентов (около 70% опрошенных) считает, что смысл жизни врача заключается прежде всего в том, чтобы быть всегда готовым оказать квалифицированную медицинскую помощь людям, попавшим в беду. А этого можно достигнуть, только выработав в себе такие качества, как компетентность, милосердие и общая эрудиция. Заметим, что приоритет принадлежит ценностям нравственного характера и научного творчества.