Конечность и бесконечность
Но если первичные категории сон-сан и хён-сан близки к категориям сущности и явления или содержания и формы, зачем вводить эти новые, малоизвестные термины? В основе Философии Объединения лежат такие понятия, как четырехпозиционное основание, действие “начало-разделение-единство”, действие отдавания-и-принятия и т. д. Без них Философия Объединения потеряла бы свой каркас. А обозначить указанные понятия без указанных категорий было бы весьма сложно.
Категории и системы взглядов тесно взаимосвязаны. Иными словами, зная категории, можно составить представление и о системе взглядов, а если иметь представление о системе взглядов, будут понятны и ее категории. Категории являются как бы визитной карточкой системы взглядов. Поскольку Философия Объединения является новой теорией, естественно, что ей потребовались собственные категории, а следовательно, и новые термины, соответствующие теории.
Марксистская теория имеет свои категории, теория Канта — свои, теория Гегеля — свои. Философия Объединения также имеет свои категории, отражающие ее характерные особенности. Эту задачу выполняют десять основных первичных категорий.
Основные законы мышления
В формальной логике основными законами мышления являются: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания. Философия Объединения включает еще один основной закон — это закон отдавания-и-принятия.
Что формирует критерии мышления в структуре Первоначального образа? Структуру Первоначального образа представляет четырехпозиционное основание, которое формируется через действие отдавания-и-принятия. Следовательно, самым основным законом человеческого мышления в философии Объединения является закон действия отдавания-и-принятия, или закон отдавания-и-принятия. Именно на основе этого закона устанавливаются закон тождества, закон противоречия и т. д.
Логические формы высказываний образуются при помощи смысловых связок, таких, как “и”, “или”, “если... то”, “не”. Без этих связок не может быть вынесено ни одно суждение, ни одно умозаключение. С точки зрения Философии Объединения, суждения или умозаключения, имеющие смысловые связки, выносятся на основе действия отдавания-и-принятия методом сопоставления. Связки служат для определения коррелятивных отношений между терминами суждения или между суждениями умозаключения.
Логические законы можно выразить при помощи связок. Это возможно потому, что логические законы содержат правила употребления связок. Например, силлогизм, представляющий собой типично дедуктивное умозаключение, может быть выражен при помощи связок следующим образом: “если А (большая посылка) и В (меньшая посылка), то С (заключение)”. Рассмотрим, к примеру, следующий силлогизм:
Человек смертен.
Сократ — человек.
Следовательно, Сократ смертен.
Если мы сравним суждения “человек смертен” (большую посылку) с суждением “Сократ — человек”, то увидим, что объем понятия “человек” больше объема понятия “Сократ” и что понятие “Сократ” входит в понятие “человек”. Следовательно, мы приходим к заключению, что “Сократ смертен”. Таким образом, мы имеем дело с действием отдавания-и-принятия методом сопоставления (Рис. 10 -11).
Кроме того, каждое суждение также выражается через действие отдавания-и-принятия. В приведенной выше большей посылке мы сравниваем понятия “человек” и “смертность” и приходим к заключению, что “человек смертен”. Таким образом, здесь также имеет место действие отдавания-и-принятия методом сопоставления (Рис. 10-12).
Рассмотрим теперь вопрос законов мышления и его свободы. Если мышление подчиняется законам, то о какой его свободе можно говорить? Как было сказано ранее, внутренний сон-сан и внутренний хён-сан вступают в действие отдавания-и-принятия, в результате чего формируется Логос. Разум в пределах внутреннего сон-сан обладает свободой. Однако в пределах внутреннего хён-сан уже установлены законы, которые нельзя отменить.
В таком случае что же такое свобода разума? Внутренний хён-сан содержит различные идеи и понятия. Свобода разума означает, что разум свободен в выборе этих идей и понятий. Несмотря на то, что цель и направление мышления определены, замысел зависит от свободы выбора человека. Через опыт человек постигает множество идей и понятий. Свободно комбинируя и соединяя их, он вырабатывает новое понятие, или замысел. В этом и заключается свобода разума, или свобода мышления.
Оценка традиционных систем логики с точки зрения Философии Объединения
Формальная логика
Между самой формальной логикой и логикой Философии Объединения противоречий нет. Иными словами, с точки зрения Философии Объединения, законы и формы мышления, изучением которых занимается формальная логика, как таковые являются правильными. Однако человеческое мышление имеет не только аспект формы, но и аспект содержания. Мышление также имеет цель и направление, оно связано с другими областями (познания, осуществления владычества, онтологии), то есть мышление существует не ради самого себя, а во имя познания и практики (владычества), а также во имя осуществления цели творения. Итак, законы мышления есть всего лишь условия осуществления мышления.
Логика Гегеля
В логике Гегеля была предпринята попытка философского истолкования сотворения Вселенной Богом. Гегель понимал Бога как Логос, или Идею, и считал Идею отправной точкой творения Вселенной.
Сначала Гегель пояснил диалектику развития бытия-ничто-становления в мире идеи. Поскольку у бытия, как такового, развития нет, он противопоставляет бытию ничто. Затем как единство противоположностей между бытием и ничто, по утверждению Гегеля, возникает становление. Однако при таком подходе возникает проблема. Согласно Гегелю, ничто изначально является просто интерпретацией бытия; и бытие, и ничто нераздельны 12. Несмотря на это, Гегель разделяет бытие и ничто, поясняя это тем, что бытие и ничто противоположны друг другу.
Другая проблема заключается в утверждении Гегеля о саморазвитии идеи. С точки зрения Философии Объединения, идея относится к внутреннему хён-сан в структуре Первоначального образа; по мере того как функции чувственных, интеллектуальных способностей и воли, в особенности разум в пределах функции интеллекта, оказывают на идею действие, основанное на цели, формируется Логос (концепция или замысел), который становится новой идеей. Следовательно, Логос, или идея, есть нечто, формируемое в душе Бога, а не следствие саморазвития идеи.
В своей критике положения Гегеля о “саморазвитии идеи” Макс фон Рюмелин (Max von Rumelin) из университета в Тюбингеме писал: “Не поддается описанию то количество усилий, которое было потрачено нами для постижения смысла, который заложил Гегель в свой так называемый спекулятивный метод. Любой человек, сравнивая себя с другими, мог бы спросить, покачивая головой: “Вы что-нибудь понимаете? Как может идея совершать движение в вашем разуме без вашего участия?” Нам говорят, что люди, отвечающие утвердительно, обладают спекулятивным складом ума. Мы же, не такие, как они, просто находимся на стадии мышления, которая относится к категории ограниченного рассудка... Мы считали, что причиной непонимания этого метода является наша неспособность к этому; у нас не хватало мужества признать, что причина кроется в отсутствии ясности и недостатках самого метода” 13.
Далее Гегель утверждал, что идея развивается в форме отчужденного инобытия, то есть в форме природы. Как уже показывалось в разделе “Теория Первоначального образа”, в этой концепции природа рассматривается как выражение Бога, что может привести к пантеизму, не делающему различия между Богом и природой. Таким образом, здесь наблюдается тенденция, которая может легко привести к материализму.
В диалектике Гегеля природа рассматривается как промежуточная ступень в процессе, ведущем к появлению человечества. Природа напоминает леса вокруг строящегося здания. По окончании строительства здания леса, возведенные для помощи строительству, убираются. Аналогичный подход проявился и в сотворении человечества: как только оно появляется, природа как таковая теряет свое значение.
Гегель также утверждал, что человеком в истории управляет разум. Следовательно, человек фактически является марионеткой во власти абсолютного духа. С точки же зрения Философии Объединения, Бог руководит историей не в одностороннем порядке. Развитие истории происходит через сочетание доли ответственности человека и доли ответственности Бога.
Кроме того, характерной особенностью диалектики Гегеля являются введенные им постулаты цикличности, возвратности и завершаемости развития. Касаясь развития истории, Гегель рассматривал Пруссию как рациональное государство, возникшее в итоге истории. Если бы это было действительно так, то развитие истории должно было бы завершиться во времена Прусского государства. Из этого следует, что с концом Прусского государства прекратила бы свое существование и философия Гегеля.
В философии Гегеля имеется множество таких противоречий. Необходимо отметить, что причины этих противоречий следует искать в его системе логики. Рассмотрим этот вопрос более подробно.
Развитие идеи Гегель понимал как диалектическое развитие тезиса-антитезиса-синтеза. В результате самоотчуждения идея становится природой, а затем возвращается к себе, пройдя стадию духа в человеке. Согласно Гансу Лейзегангу (Hans Leisegang), такой подход присущ исключительно Гегелю и основывается на его изучении Библии. В частности, утверждается, что философия противоположности Гегеля, преодолевающая свои рамки через высший синтез, основана на теме определенных мест из Евангелия от Иоанна, таких, как “…если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода” и “Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет” 14.
С этой позиции Гегель понимал Бога как Логос, как Идею и утверждал, что Бог проявляет Себя во внешнем мире так же, как проявляет себя во внешнем мире жизнь посеянного в землю семени. В этом и кроется основная причина противоречий Гегеля.
С точки зрения Философии Объединения, Бог есть Бог Сердца (любви), сотворивший Вселенную в соответствии с целью творения, исходившей от Сердца — эмоционального импульса получения радости от любви к объекту. Логос есть замысел творения, сформированный в душе Бога, но не Сам Бог. В идеалистической диалектике Гегеля, однако, не говорится ни о Сердце и любви Бога, ни о Его цели творения. Для Гегеля Бог не есть Создатель, Бог есть вид жизни, которая зарождается и развивается.
Сравним теперь логику Гегеля с логикой Философии Объединения. То, что Гегель называет Логосом, в философии Объединения соответствует концепции, или замыслу творения. Гегелева диалектика Логоса в философии Объединения соответствует действию отдавания-и-принятия в Первоначальном образе. Принцип тезиса-антитезиса-синтеза Гегеля соответствует процессу начала-разделения-единства в философии Объединения. Постулаты цикличности, возвратности и завершаемости диалектики Гегеля в философии Объединения можно соотнести с эволюционным развитием по спирали в природе через действие отдавания-и-принятия, основанное на цели творения, а в истории — с проведением воссоздания и восстановления. Если Гегель пытался постичь идею через природу, то Философия Объединения утверждает, что человек может постичь Первоначальный образ (Божественный образ и Божественную природу) через символы, проявляющиеся во всем сущем. Следовательно, пантеистическую природу диалектики Гегеля можно преодолеть при помощи теории панбожественного образа в философии Объединения, при помощи концепции, согласно которой Божественный образ проявляется во всем сущем.
Диалектическая логика
Как уже упоминалось ранее, в результате полемики, вызванной работой Сталина “Марксизм и вопросы языкознания”, утверждение о том, что формальная логика принадлежит надстройке и носит классовый характер, было отвергнуто и был сделан вывод о необходимости признания законов тождества и противоречия формальной логики.
Однако признание законов тождества и противоречия формальной логики в качестве законов мышления привело к возникновению противоречия (апории) 15. Согласно основному принципу материалистической диалектики, мышление является отражением объективного мира. Но развитие объективного мира в коммунистической теории следует закону противоречия, в то время как мышление подчиняется действию законов тождества и противоречия.
Таким образом, в материалистической диалектике, с одной стороны, постулируется развитие объективного мира согласно диалектическому закону противоречия, а с другой - признается неизменность и сохранение идентичности в мышлении. Философия Объединения снимает это противоречие признанием того, что объективный мир и мышление одновременно характеризуются как изменяемостью (аспектом развития), так и неизменностью.
Мышление (или познание) на стадии рассудка в основном носит характер сохранения идентичности, поскольку познание на этом этапе завершается путем сопоставления чувственного содержания, поступающего из внешнего мира, с внутренними прототипами. На стадии рационального познания, однако, мышление приобретает аспект развития. Поскольку развитие мышления носит поэтапный характер, оно также имеет аспект завершенности (аспект сохранения идентичности) на каждом из этапов. Поэтому в философии Объединения признаются закон тождества и закон противоречия.
Уточним значение факта признания материалистической диалектикой формальной логики, то есть законов тождества и противоречия. Исходное утверждение материалистической диалектики состояло в том, что все вещи непрерывно изменяются и развиваются. Последующее признание законов тождества и противоречия равносильно утверждению неизменной природы явлений, даже если это относится только к мышлению. Это изменило саму суть материалистической диалектики, привело к пересмотру ее принципов, что свидетельствует о крушении материалистической диалектики. Это одновременно доказывает правоту Философии Объединения, которая рассматривает вещи в единстве аспектов сохранения идентичности и развития.
Символическая логика
Точность мышления очень важна, поэтому у нас нет оснований не соглашаться с символической логикой. Никто, однако, не может полностью описать человеческое мышление только математическими методами, при всей их точности.
В Первоначальном образе Логос формируется через действие отдавания-и-принятия между внутренним сон-сан и внутренним хён-сан. Поскольку законы и математические зависимости существуют во внутреннем хён-сан, это означает, что они содержатся в Логосе. Следовательно, во всем сущем, сотворенном Логосом, проявляются законы и математические зависимости. Именно поэтому наука изучает природу, оперируя законами математики.
Человеческое мышление копирует Логос Бога. Поэтому в процесс человеческого мышления, естественно, вовлекаются математические зависимости. Иными словами, желательно, чтобы мышление осуществлялось с математической точностью. И здесь необходимо признать то значение, которое имеет символическая логика для математического описания процесса мышления.
Необходимо, однако, помнить, что действие отдавания-и-принятия, возникающее между внутренним сон-сан и внутренним хён-сан, основано на Сердце. Это означает, что при формировании Логоса (Слова) Сердце занимает более высокое положение, чем разум и математические законы. Поэтому изначально человек является не просто существом Логоса (разумным и законопослушным), а в более значительной степени существом, способным к душевным переживаниям (существом, имеющим Сердце, или существом, наделенным чувствами). Таким образом, если в мышлении отсутствует математическая строгость, но присутствует любовь, слова говорящего могут быть в достаточной полноте донесены до слушателей.
Например, когда человек видит пламя и кричит “Огонь !”, нельзя точно сказать, имеет ли он в виду пожар или просто костер. В чрезвычайных обстоятельствах, однако, если в обращение вложено достаточно чувств, показывающих, что он взывает о помощи, то даже при грамматически неправильном оформлении призыва люди мгновенно понимают его смысл.
Человек изначально соединяет в себе логос и пафос. Поэтому, следуя только логосу, человек являет собой только половину своей истинной сущности. Быть только разумным не означает быть человеком в полном смысле этого слова, лишь наличие чувственного аспекта делает человека действительно человеком. Поэтому иногда менее точное высказывание может оказаться более человечным. Иными словами, человеческому мышлению присущ аспект, требующий точности этого мышления, однако человек не всегда должен выражаться точно и безукоризненно с точки зрения логики. Если проанализировать слова Иисуса, в них можно найти много примеров нелогичности. Тогда в чем же их сила? А сила их в том, что в них содержится Божья любовь. Поэтому они являют собой истину даже при отступлении от законов логики.