Ф.Бэкон: критика схоластики; разоблачённые идолы

Раздел 10. Философия нового времени: Ф.Бэкон и Р.Декарт

Борьба реализма и номинализма в Х1V веке.

После долгого засилья теологии в Западной Европе возрождается материализм в форме средневекового номинализма (от лат. nomen – имя, наименование). Возникает т.н. «новая школа» («вия модерна») во главе с Уильямом Оккамом(1285-1349). В неё входят Николай из Отрекура (связавший номинализм с атомизмом), Жан Буридан, Николай Орем и др.

Номиналисты исходили из учения Иоанна Росцелина (1050-1120): реальным существованием обладают лишь единичные вещи, а универсалии (общие понятия) – это имена вещей, существующие как колебания голоса (flatus vocis). Отсюда: «Сущности не следует умножать без необходимости», - таков смысл т.н. «бритвы Оккама».

Такое логико-онтологическое ограничение сущего легло в основу английского эмпиризма. Научно-экспериментальное познание теперь способно уверенно и доказательно (а не спекулятивно) раскрывать «тайны» природы. Номиналисты стали подлинными родоначальниками нового мировоззрения, заложившего основы научной революции ХУ1-ХУ11 веков.

Эпоха порождает ученых в современном смысле этого слово. Они одновременно и эрудиты, и генераторы новых идей, экспериментаторы и практики науки и техники. Таковы все гении данной революции: Кеплер, Галилей, Ферма, Торричелли, Паскаль, Гук, Роберваль, Декарт, Лейбниц, Гюйгенс, Ньютон и многие другие. На этом фоне имя Френсиса Бэкона по-своему уникально, т.к. в нём мы видим одновременно ученого и философа-идеолога Великого возрождения наук. Девизом Бэкона становится: “Истина – дочь времени, а не авторитета”.

Ф.Бэкон: критика схоластики; разоблачённые идолы.

Френсис Бэкон (1561 – 1626) – английский философ, родоначальник английского материализма и методологии опытной науки. В 1618-1621 годах – лорд-канцлер Англии.

Философия Бэкона, идейно подготовленная натурфилософией Возрождения и традицией английского номинализма, соединила в себе натуралистическое миросозерцание с началами аналитического метода,эмпиризм – с элементами теологических воззрений.

Философ солидаризовался с материалистической традицией предшествующей философии и критиковал схоластику перипатетиков, мистику пифагорейцев, идеализм (реализм) платоников, агностицизм скептиков. Древнегреческие натурфилософы привлекали Бэкона тем, что понимали материю как активное начало. С особым одобрением воспринимал он атомистическую философию Демокрита. Отношение Бэкона к античной философии и мифологии нашло яркое выражение в незаконченном трактате «О началах и истоках» и в сборнике «О мудрости древних».

Бэкон критиковал схоластику за её бесплодность, спекулятивность и догматизм, за подчинение знания авторитету теологии и церкви, за её увлечение лишь формально-логической проблематикой. А потому девизом Бэкона является уже не «наука для науки», но «Знание – сила». Истинное знание должно «повиноваться» природе, следовать её законам.

Категориям схоластической философии, спекулятивным рассуждениям о Боге, природе и человеке Бэкон противопоставил доктрину «естественной» философии, базирующейся на опытном познании.

В «Новом Органоне» Бэкон дал типологию заблуждений человеческого ума, называя их «идолами разума».

Люди часто верят в то, что они однажды приняли, к чему привыкли, или в чем заинтересованы. Игнорируются факты или их превратно истолковывают. Трудное отвергается т.к. нет терпения его исследовать, трезвое – потому что оно угнетает надежду, простое и ясное – из-за суеверий и преклонения перед непонятным, данные опыта – из-за презрения к частному и преходящему.

Перечисленные и иные примеры - это «идолы Рода». Здесь маленький мир человека накладывается на большой и всеобщий мир. Люди судят о природе по аналогии с собственными свойствами.

В «идолах Пещеры» Бэкон говорит о том, что одни умы более склонны видеть в вещах различия, другие же – сходство. Одни ориентируются на традиции, другие – на новшества, одни - на частности, другие – на обобщения, одни – на содержание простейшего и малого, другие – на созерцание целого.

“Плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждают разум”, - писал Бэкон о третьем, самом тягостном виде заблуждений, об «идолах Площади» (Рынка). Эти идолы проникают в умы исподволь, из естественной связи и общения людей, из штампов ходячего словоупотребления. Это и наименование несуществующих вещей, и невежественные абстракции. Это особенно опасно, когда старые ценности теряют свой смысл и старый язык символов перестает уже быть общепонятным (пример: “идол” “голубой крови”).

Но основной удар Бэкон наносит «идолам Театра или Теорий». Они проникают в разум не скрыто, а открыто воспринимаются из надуманных теорий и превратных доказательств. Одержимые этого рода идолами стараются заключить многообразие и богатство природы в односторонние схемы отвлеченных конструкций.

Ещё один источник идолов – это смешение естествознания с суевериями, теологией и мифологическими представлениями. Пропагандируя науку, Бэкон разграничивал области научного знания и религиозной веры, считая, что религия не должна вмешиваться в дела науки.

Свои сообщения, связанные с предвидением огромной роли науки в жизни человечества, с изысканием эффективного метода научного исследования, с выяснением перспектив развития науки и её практических применений, умножающих могущество человека и его власть над природой, Бэкон изложил в незаконченном труде «Великое восстановление наук» («Instauratio Magna Scientiarum»). Его частями были трактаты «О достоинстве и приумножении наук», «Новый Органон», «Приготовление к естественной и экспериментальной истории», «История ветров», «История жизни и смерти» и др.

Наши рекомендации