Материализм XVIII века
мого периода достигла в творчестве
Рис. 25.Гельвеций |
французских мыслителей Ламетри (1709–1751 гг.), Гельвеция (1715– 1771 гг.), Гольбаха (1723–1789 гг.) и Дидро (1713–1784 гг.). Французская философия кануна революции 1789–1794 гг. представляла собой широкое и мощное движение под названием «Просвещение». Философия Просвещения не была однородной. Наиболее радикальная часть просветителей стояла на позициях материализма и атеизма: Гольбах, Гельвеций, Ла-метри, Дидро. Менее радикальные: Ш. Монтескье, М. Вольтер, Ж. Ж. Руссо и др. — стояли на позициях идеализма и деизма. Деизм (от лат. «деус» — Бог) допускал существование Бога как первопричины мира, отрицал его последующее вмешательство в природные и социальные процессы. Французская философия дала научно-материалистическое объяснение мира, подвергла критическому анализу религию, отстаивала свободомыслие. В системе материалистического миропонимания Гольбаха, Гельвеция, Ламетри нашли решение вопросы, касающиеся материи как субстанции, движения как способа существования материи, детерминизма и материалистического сенсуализма.
Каждый из этих философов своим путем пришел к материализму, однако позиции их довольно разные. Между некоторыми из них даже были серьезные разногласия. Вместе с тем в материализме французских мыслителей XVIII в. много общего. Можно выделить следующие характерные черты их материалистической философии:
1. Французский материализм был механистическим. Все формы движения материи объяснялись на основе законов механики. Это было связано с тем, что в тот период наиболее развитой наукой была класси-
ческая механика. Ее законы абсолютизировалась. Например, Ламетри считал, что человек — это своеобразная машина. Он даже написал книгу «Человек-машина».
2. Французский материализм носил метафизический характер. Такой материализм, прежде всего, понимал развитие как движение по замкнутому кругу. Это опять-таки соответствовало уровню знаний того времени, многое наталкивало их на мысль, что все в природе происходит циклично: смена дня и ночи, смена времен года, круговорот в природе, цикличность большинства физиологических процессов.
Рис. 26.Вольтер |
У Дидро, правда, были некоторые попытки преодолеть взгляд, согласно которому всякое развитие есть движение по замкнутому кругу. Известно, что еще средневековые схоласты ставили вопрос, казавшийся неразрешимым. Что возникло раньше — курица или яйцо? Если яйцо, то его снесла курица, если курица, то она была некогда цыпленком, вылупившимся из яйца. В пределах «чистой логики» вопрос казался неразрешимым. Дидро дал на него гениально простой ответ: ни курица, ни куриное яйцо, а нечто третье. Это было замечательным, пока еще умозрительным, натурфилософским предвосхищением эволюционного учения Дарвина, согласно которому биологическими предками птиц были пресмыкающиеся.
3. Французские материалисты XVIII в. были воинствующими атеистами. Они считали, что материальный мир вечен, что в нем нет места никаким мистическим, сверхъестественным силам: мир никогда не был создан и никогда не будет уничтожен. Эта идея о вечности и бесконечности природы лежит в основе всех идей французских материалистов.
4. Материалистическое понимание мира у французских мыслителей
Рис. 27.Дидро сочеталось с идеалистическим пони-
манием общества. Идеализм их состоял в том, что они не понимали процессов исторического развития и давали ему наивные объяснения. Например, история, по Гольбаху, представляет собой нагромождение событий, которые не объяснимы, так как их бесконечно много.
Итак, мы кратко рассмотрели философию Нового времени (XVII– XVIII вв.), которая занимает важное место в истории развития философской мысли человечества. Философия этого периода, опираясь на бурное развитие капиталистических производственных отношений и великие научные открытия этого времени, начинает приобретать формы подлинно научного мировоззрения, вырабатывая новые методы познания истины. Естествоиспытатели и обществоведы Нового времени стремились постичь глубочайшие тайны мироздания и сущность взаимоотношения людей в обществе. Это была эпоха формирования и утверждения буржуазных общественных отношений, превращения отдельного индивида в автономную самостоятельную единицу социальной жизни, становления основ индустриального производства; это была также эпоха господства механистического мироощущения и мышления, «здравого смысла». Эта философия оказала значительное влияние на дальнейшее развитие общественно-политической мысли в Европе.