Юнг, К. Г. Коллективное бессознательное / Юнг К. Г. // Хрестоматия по философии.
«Гипотеза о существовании коллективного бессознательного принадлежит к числу тех научных идей, которые поначалу остаются чуждыми публике, но затем быстро превращаются в хорошо ей известные и даже популярные. Примерно то же самое произошло и с более емким и широким понятием «бессознательного».
При этом на первых порах понятие «бессознательного» использовалось для обозначения только таких состояний, которые характеризуются наличием вытесненных или забытых содержаний… Конечно, поверхностный слой бессознательного является в известной степени личностным. Мы называем его личностным бессознательным. Однако этот слой покоится на другом, более глубоком, ведущем свое происхождение и приобретаемом уже не из личного опыта. Этот врожденный более глубокий слой и является так называемым коллективным бессознательным. Я выбрал термин «коллективное», поскольку речь идет о бессознательном, имеющем не индивидуальную, а всеобщую природу. Это означает, что оно включает в себя, в противоположность личностной душе, содержания и образы поведения, которые … являются повсюду и у всех индивидов одними и теми же. Другими словами, коллективное бессознательное идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным.
Содержаниями коллективного бессознательного являются так называемые архетипы… Бессознательное как совокупность архетипов является осадком всего, что было пережито человечеством, вплоть до его самых темных начал. Но не мертвым осадком, не брошенным полем развалин, а живой системой реакций и диспозиций, которая невидимым, а потому и более действенным образом определяет индивидуальную жизнь.
Коллективное бессознательное является огромным духовным наследием, возрожденным в каждой индивидуальной структуре мозга. Сознание же, наоборот, является эфемерным явлением, осуществляет все сиюминутные приспособления и ориентации, отчего его работу, скорее всего, можно сравнить с ориентировкой в пространстве. Бессознательное содержит источник сил, приводящих душу в движение, а формы или категории, которые все это регулируют, – архетипы. Все самые мощные идеи и представления человечества сводимы к архетипам. Особенно это касается религиозных представлений. Но центральные научные, философские и моральные понятия не являются здесь исключениями. Их можно рассматривать как варианты древних представлений, принявших свою нынешнюю форму в результате использования сознания, ибо функция сознания заключается не только в том, чтобы воспринимать и узнавать через ворота разума мир внешнего, но и в том, чтобы творчески переводить мир внутреннего во внешнее».
? Что нового вносит в содержание понятия «бессознательное» идея коллективности?
Контроль знаний |
1. Контрольные вопросы для самопроверки (первый уровень самоконтроля):
1. Что такое сознание?
2. Каковы функции сознания?
3. Как представляли сознание в классической философии?
4. Как изменился взгляд на сознание в постклассической философии?
5. В чем особенность диалектико-материалистической трактовки сознания?
6. Как связаны сознание и отражение?
7. Как связаны сознание и мозг? В чем смысл психофизиологической проблемы?
8. Как соотносятся понятия «психика» и «сознание»?
9. В чем отличие психики человека от психики животных?
10. Как и почему возникает сознание?
11. Что такое самосознание?
12. Как связаны мышление и язык?
13. Чем различаются материальные и идеальные феномены?
14. В чем заключается проблема искусственного интеллекта?
15. Как соотносятся индивидуальное и общественное сознание?
16. Какова структура общественного сознания?
17. В чем выражается творческий характер сознания?
2. Тесты (второй уровень самоконтроля)
2.1. Приведите в соответствие термин и его определение:
Термин | Определение |
1. Отражение | 1*. Осознавание своего «Я» как противостоящего окружающему миру |
2. Психика | 2*. Знаковая информационная система, предназначенная для получения, обработки, хранения и передачи информации |
3. Сознание | 3*. Совокупность психических явлений, возникающих без участия сознания и не контролируемых им |
4. Идеальное | 4*. Преобладающее наличие в сознании личности высокозначимых социальных ценностей (научных, религиозных, этических, политических и др.) |
5. Телесность | 5*. Отражение разнообразия реального мира в форме передачи, преобразования и хранения образов, символов, знаков и их отношений, уменьшающих неопределенность у реципиента; «мера организованности, определенности действительности» |
6. Духовность | 6*. Исторически и культурно обусловленный внутренний мир человека, свойство высокоорганизованной материи (человеческого мозга), являющееся активной формой отражения субъектом реальности |
7. Мышление | 7*. Вопрос об отношении психических явлений к физическим, в узком смысле – о взаимосвязи психики и мозга (физиологических процессов) |
8. Самосознание | 8*. «Идеальное – есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» (К. Маркс); форма представления объекта в сознании и деятельности человека |
9. Бессознательное | 9*. Способность материальных тел воспроизводить в процессе взаимодействия с другими объектами их структуру, свойства и особенности |
10. Рефлексия | 10*. Способность человеческого сознания и определяемая им конструктивная деятельность по созданию новых материальных и духовных ценностей |
11. Психофизиологическая проблема | 11*. Субъективно-личностное, ценностно-мотивированное отражение действительности в знаниевых формах |
12. Язык | 12*. «Пространственная» и в целом физическая определенность субъекта, материальное (природное и социокультурное) основание человеческого бытия, не поддающаяся жестокому контролю воли и разума |
13. Информация | 13*. Высшая форма отражения человеком явлений окружающей действительности в образах и абстрактно-логических формах (понятиях, суждениях, умозаключениях) |
14. Коммуникация | 14*. «Способность» технических или программных систем моделировать деятельность человеческого мозга, в первую очередь логико-аналитическую деятельность, алгоритмический способ решения задач |
15. Поведение | 15*. Процесс развития индивидуального организма |
16. Деятельность | 16*. Самопознание человеком самого себя, осмысление своих ощущений, переживаний, мыслей; мышление о своем собственном мышлении, знание своего знания |
17. Творчество | 17*. Процесс, реализующий смысловой аспект взаимодействия. |
18. Индивидуальное создание | 18*. Высшая форма отражения реальности, субъективный образ объективного мира, основа и способ социальной регуляции человеческой деятельности |
19. Общественное сознание | 19*. Присущая человеку природная структура сознания, состоящая в способности к рациональному мышлению и познанию в форме знаний природных и социальных феноменов |
20. Естественный интеллект | 20*. Совокупность научных, политических, правовых, религиозных, философских, этических, эстетических и др. идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, традиций, присущих сообществу людей в целом |
21. Искусственный интеллект | 21*. Взаимодействие живых существ с окружающей средой, опосредованное их двигательной, психической и интеллектуально-психической активностью |
22. Онтогенез | 22*. Взаимодействие человека и мира, в процессе которого человек сознательно и целенаправленно изменяет мир и самого себя |
2.2. Закончите определения:
Сознание – это свойство высокоорганизованной материи, высшая форма ….
Существенными свойствами сознания являются: вторичность, идеальность, ….
«Психика является … не всякой, а особым образом организованной … – свойством …» (В. И. Ленин).
Вопросы для дискуссии |
1. Что такое самосознание?
2. Может ли машина мыслить?
► Подумайте о смысле изречений:
ü «Между одним человеком и другим разница иногда больше, чем между человеком и животным» (М. Монтень).
ü «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» (В. И. Ленин)
ü «Разумеется, животное знает. Но, безусловно, оно не знает о своем знании…» (П. Тейяр де Шарден).
Дополнительная литература к теме:
1. Грюнбаум, А. Отживает ли фрейдистский психоанализ свой век? / А. Грюнбаум // Вопросы философии. – 2006. – №1.
2. Ильенков, Э. В. Диалектика идеального / Э. В. Ильенков // Философия и культура. – М., 1991.
3. Ленин, В. И. Материализм и эмпириокритицизм : Критич. заметки об одной реакционной философии / В. И. Ленин. – М., 1984.
4. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. – М., 1977.
5. Михайлов А. И. Современное философское мышление и проблема сознания / А. И. Михайлов // Философские науки. – 2003. – №3.
6. Проблема сознания в современной западной философии / под ред. Т. А. Кузьминой. – М., 1989.
7. Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. – М., 1972.
8. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М., 1990.
9. Энгельс, Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека / Ф. Энгельс. – М., 1986.
10. Юнг, К. Коллективное бессознательное / К. Юнг. – М., 1995.