Эллинистическая ментальность
В отношении эллинизма требуется сделать серию существенных замечаний, без которых непонятно своеобразие этого периода и необходимость выделения его в отдельный период.
Первое замечание состоит в том, что я считаю эллинистическую философию и вообще эллинистическую мысль кардинально отличной от периода «классической» полисной философии и мысли. Это философствование и эта мысль совершается в совершенно ином «плане имманенции», те концепты ,которыми она оперирует, хотя и взяты из прошлого периода философствования, приобретают иной смысл и значение, иначе «собраны». Это отличие многим понималось крайне своеобразно – как «упадок» классической философии. Но это не упадок, это просто другое философствование. Философствование, между прочим, крайне интенсивное, имеющее мощную традицию, а по времени, если сравнивать с классическим полисным периодом философствования, значительно длительнее. Более того, эллинистическая эпоха – это и есть собственно философская эпоха древней истории. В ней она стала определяющей дух ментальности эллинистического общества, тогда как в полисный период она была еще во многом делом и увлечением «продвинутой» аристократии и некоторых немногочисленных представителей иных страт общества. Философия того времени, особенно в лице стоической философии, стала исходной парадигмой образования, стала, как её некоторые почему-то презрительно называют, школьной философией, т.е. философией, которая была известна всем, была основой общеобразовательной системы средиземноморских обществ.
Второе замечание касается относительно рассмотрения римского периода эллинистической мысли. Эта мысль и философия несколько иная мысль и философия по сравнению с периодом жизни эллинистических обществ до римского владычества над средиземноморским регионом. Это вообще иной период древней истории, с иной политической, хозяйственной и ментальной атмосферой. Этот момент, почему-то, не принимается в счет. Их философия – это философия римского права и философия агрикультуры. Другую философию они принимали плохо, философов вообще всегда были склонны высылать куда-нибудь подальше. Скандальная история высылки «философского» посольства из Рима в 156\155 гг. до н.э. по инициативе Катона Старшего – история известная. И далее, хотя «тлетворное» влияние греческой мудрости и стало проникать в Рим, в ментальности римлян кардинальных перемен не произошло. Вполне вероятно, что можно, в согласии с Августином сказать, что с Цицерона римская философия началась и ею и закончилась…
Третье замечание касается относительно исходных принципов эллинистического менталитета, почему с его точки зрения не вызывала восторга платоническая и перипатетическая философия, хотя, с другой стороны, она и не забывалась, была известна и рассматривалась. Почему так произошло. Тут надо разобраться с тем, как вообще понималась классическая философия в свое время, чем она была для современного эй общества, т.е. тогда когда она и не считалась классической. Не вызывала она того восторга по той причине, что, к примеру, Платон понимался прежде всего как идеолог родовой Реставрации, как создатель достаточно отвратительной концепции государственного устройства. Его утверждение о примате мира «эйдосов» рассматривалось как плод его поэтического воображения. Феноменологическая ментальность эллинистических философов эту концепцию принять не могла, для нее она выглядела наивным «реликтом».
Четвертое замечание касается того, что эллинистическая мысль была дифференцирована, кроме того, что получила повсеместное распространение философия, ею не было полностью охвачено сильно развитое ментальное поле эллинизма. В этом поле трудилась и мысль позитивная, которая, как известно, традиционно скептично относилась к «метафизическим» размышлениям философов. Этот античный позитивизм был инициирован во многом перипатетической школой, которая уже в лице Теофраста и Стратона предпочитала рассмотрение реальных явлений природы разного рода метафизическим спекуляциям, заниматься которыми она оставила киникам, стоикам, эпикурейцам и академикам. Основанные на этой позитивной идеологии крупнейшие исследовательские научные центры в Александрии, Пергаме, а также меньшие в других городах занимались исследованиями в области математики, астрономии, биологии, медицины и филологии. Достигли они в этом поразительных успехов, на этих исследованиях базируется вся новоевропейская ученость до сих пор. Мнение, что эта деятельность имела «маргинальны» характер не выдерживает критики. В такой же степени «маргинальной» может рассматриваться тогда и деятельность современной науки, ибо основная масса людей также мало озабочена проблемами расширения Вселенной, проблемами обоснования математического знания и т.п. Факт, что эта деятельность велась и можно только удивляться в таком количестве ученых, в организации крупных исследовательских центров во времена эллинизма. Если учитывать количество населения в Средиземноморье, то в процентном соотношении к этому населению ученых и этих центров - современная наука может только позавидовать эллинизму. Все эти моменты надо учитывать в оценке достижений эллинистического периода и его роли в европейской культуре.