Фрагмент из знаменитой «Энциклопедии» написанной Дидро, Даламбером, Руссо, Вольтером и др
Все законы общества и все наши общие и личные обязанности по отношению к другим людям проистекают как из своего источника из принципа общительности. Основы всей человеческой мудрости, источники всех истинно природных добродетелей и всеобщие принципы всей морали всего гражданского общества таковы:
Общее благо должно быть высшим правилом нашего поведения и мы никогда не должны искать нашей личной выгоды в ущерб общественной пользе. Именно этого требует от нас установленное богом единство людей.
2. Дух общительности должен быть всеобщим. Человеческое общество включает всех людей, с которыми можно общаться, поскольку оно зиждется на присущих всем природных и сословных отношениях (см.: "Человечество") В этом был как будто убежден немецкий князь, герцог Вюртембергский, когда один из подданых благодарил его за покровительство против преследований. "Сын мой, - сказал ему князь, - я это должен был бы сделать даже для турка, как же я могу пренебречь этим по отношению к моему подданному?".
3. Единство природы в людях является принципом, который мы никогда не должны терять из виду. В обществе этот принцип установлен философией и религией. Некоторое неравенство, создаваемое разным положением людей, введено в обществе лишь с целью лучше довести их всех, сообразно с их нынешним положением, до общей цели, а именно быть счастливыми, насколько это возможно в бренной жизни. Философскому взгляду это различие кажется весьма малым, к тому же оно кратковременно. От жизни до смерти всего лишь один шаг, и смерть уравнивает самого высокого и блистательного человека с самым униженным и безвестным. Так неравенство обнаруживается в разных званиях не больше, чем в разных персонажах одной комедии. Конец пьесы возвращает комедиантов в их общее состояние, и никто из них не считает и не может считать, что за короткий срок своей роли он действительно был выше или ниже других. В знатных людях нет ничего более великого, чем эта память об их природном равенстве с другими людьми. В связи с этим один случай из жизни шведского короля Карла XII может внушить более возвышенное представление о его чувствах, чем самый блестящий из его походов. Слугу французского посла, ожидавшего министра шведского двора, человек, неизвестный ему и одетый как простой солдат, спросил, кого он ждет. Тот не очень позаботился удовлетворить любопытство незнакомца. Минуту спустя придворные обратились к этому просто одетому человеку со словами "ваше величество"; действительно, это был король. В отчаянье и считая себя погибшим, слуга бросается к его ногам и просит прощения за свое неуважение, состоявшее, как он выразился, в том, что он принял его величество "за человека". Король добросердечно ответил ему: "Вы вовсе не ошиблись, никто не похож больше на человека, чем король". На основе этого принципа и общего равенства люди должны сообразовывать с ним свое поведение с целью оказания друг другу взаимопомощи, на которую они способны. В соответствии с имеющимися у одних потребностями, а у других возможностями для их удовлетворения наиболее сильные, богатые и полномочные люди должны быть готовы использовать свою силу, богатство и власть на пользу тех людей, которые лишены этого.
Философия в Энциклопедии Дидро и Даламбера [текст] / под ред. В.М. Богуславского. – М.: Наука, 1994. С. 367-368
Упражнения для закрепления учебного материала
1. Таблица 1. Распределите различные элементы познания согласно методологическим концепциям:
Элементы познания | Концепции | ||
сенсуализм | эмпиризм | рационализм | |
Опыт, чувства, индукция, рассудок, ощущения, разум, восприятие |
2. Определите отношение к понятию «природа» в следующие культурно-исторические эпохи:
Античность, Средние века, Ренессанс, Новое время, эпоха Просвещения
Таблица 2. Выделив важнейшие новации в философии Нового времени, установите соответствие.
Новации | Фамилии философов |
Развитие и философское обоснование экспериментального метода в науке | Р. Декарт, И. Ньютон, Дж. Локк, Ф. Бэкон |
Разработка новой научной методологии | Р. Декарт, И. Ньютон |
Формирование основ механистической картины мира | Т. Гоббс |
Зарождение и развитие реализма и сенсуализма | Дж. Локк, Р. Декарт, Б. Спиноза |
Зарождение учения о «договорном происхождении государства» | Ф. Бэкон, И. Ньютон |
Проработайте учебный материал, проверьте свои знания, выполнив тест
Кому принадлежит афоризм “знание – сила”?
А) Декарту;
В) Галилею;
С) Бэкону;
D) Демокриту;
Е) Платону.
Основатель механицизма в философии Нового времени -
А) Вольтер;
В) Галилей;
С) Дидро;
D) Руссо;
Е) Локк.
3. Главная задача "великого восстановления наук" Бэкона:
А) эксперимент;
В) классификация;
С) утилитаризм;
D) наблюдение;
Е) возрождение.
4. "Общей матерью всех наук" в философии Бэкона является:
А) метафизика;
В) математика;
С) первая философия;
D) физика;
Е) магия.
5. Важнейшее положение картезианской методологии и гносеологии – понятие:
А) энумерации;
В) элемента;
С) интуиции;
D) дедукции;
Е) индукции.
6. Автором идеи математики как чувственной науки (на основе "минимальных ощущений") является:
А) Бэкон;
В) Декарт;
С) Ньютон;
D) Локк;
Е) Беркли.