Занятие №8. Культура XVII-XIX вв
Занятие №4. Особенности развития культуры Древнего Египта и Древней Месопотамии
Вопросы для обсуждения
1. Представление о Вселенной в Древнем Египте и в Древней Месопотамии (сравнительный анализ): окружающий мир, космология, космогония.
2. Человек в египетском мировоззрении.
3. Представление о государстве и о царе у древних египтян.
4. Представление о государстве в Месопотамии.
5. Представление о человеке в Древней Месопотамии
Прокомментируйте текст
1. «Фундаментальное различие в отношении современного и древнего человека к окружающему миру заключается в следующем: для современного человека мир явлений есть в первую очередь «Оно», для древнего – и также для примитивного человека – он есть «Ты»». (Г. Франкфорт и Г.А.Франкфорт)
Темы для сообщений и докладов
1. Жизненные ценности в Египте в период Древнего, Среднего и Нового царства.
2. Жизненные ценности в Египте в Древней Месопотамии: этапы развития.
3. Герой и общество в Древнем Египте и Месопотамии.
Вопросы для самостоятельного контроля
1. Какие факторы сыграли определяющую роль в становлении и развитии древневосточный культур?
2. Выделите характерные черты древнеегипетской культуры.
3. Выделите характерные черты культуры Древней Месопотамии.
4. Каким было представление о пространстве и времени в культурах Древнего Египта и Месопотамии?
5. Каким образом понимали категорию причинности в Древнем Египте и Месопотамии?
Занятие № 5. Культура Древней Греции и Древнего Рима
Вопросы для обсуждения
1. Характерные черты культуры Древней Греции и Древнего Рима: сравнительный анализ.
2. Особенности развития греческой мифологии: доолимпийский период, олимпийский период, поздний героизм.
3. Особенности развития римской мифологии.
4. Представление о человеке в древнегреческой культуре.
5. Представление о человеке в Древнем Риме.
Прокомментируйте текст
1. «Греки изучали геометрию, чтобы познать мир, римляне же – чтобы измерять земельные участки». (Цицерон)
Темы для сообщений и докладов
1. Представление об обществе в Древней Греции.
2. Состязательность как характерная черта древнегреческой культуры.
3. Идея власти в культуре Древнего Рима.
4. Представление об обществе к культуре Древнего Рима.
Вопросы для самостоятельного контроля
1. Каким образом природные факторы повлияли на развитие культуры Древней Греции.
2. Какие факторы повлияли на развитие культуры Древнего Рима.
3. В чем состоит космологизм древнегреческой культуры?
4. Что такое калокагатия?
5. Что такое римский миф?
Занятие № 6. Культура Западной Европы в Средние века
Вопросы для обсуждения
1. Христианское сознание как основа средневекового менталитета.
2. Представление о пространстве в средневековой культуре Европы.
3. Представление о времени в Средние века.
4. Представление о человеке в средневековой культуре.
5. Средневековая концепция королевской власти.
Темы для сообщений и докладов
1. Средневековые представления о богатстве и труде.
2. Представление о смерти в Средние века.
3. Университеты как феномен средневековой культуры Европы.
Вопросы для самостоятельного контроля
1. Назовите источники формирования культуры европейского Средневековья.
2. Каковы основные ценности христианской средневековой культуры.
3. Каким образом средневековый человек представлял пространство?
4. Каким было представление о времени в Средние века?
5. Каким образом средневековая европейская культура трактует человеческую душу и тело?
6. Какова была система образования в средневековых университетах?
Занятие № 7. Культура эпохи Возрождения
Вопросы для обсуждения
1. Характерные черты европейской культуры в эпоху Возрождения.
2. Представление о человеке в культуре Возрождения.
3. Трансформация представлений о природе и Боге в эпоху Возрождения.
4. Образ государя в ренессансной культуре.
Темы для сообщений и докладов
1. Восприятие античной и средневековой культуры в эпоху Возрождения.
2. Рождение и развитие гуманизма.
3. Гуманистическая педагогика в эпоху Возрождения.
4. Реформация и ее культурное значение.
Вопросы для самостоятельного контроля
1. Назовите характерные черты эпохи Возрождения.
2. Чем Итальянское Возрождение отличалось от Северного?
3. Роль городов в развитии ренессансной культуры.
4. Что такое гуманизм?
5. Каким образом изменяется трудах представление о смертном грехе в ренессансных философов.
6. Назовите основные положения протестантизма.
Занятие №8. Культура XVII-XIX вв.
Вопросы для обсуждения
1. Трансформация представлений о природе и человеке в культуре XVII в.
2. Трансформация образ человека в эпоху Просвещения.
3. Изменений представлений о королевской власти в XVII-XVIII вв.
4. Возникновение новой политической культуры в XVIII в.
5. Процессы модернизации и революционное преобразование обществ в XVIII-XIXв.
6. Представлений о природе и человеке в условиях возникновения буржуазной культуры XIX в.
Темы для сообщений и докладов
1. Характерные черты эпохи Просвещения.
2. Роль образования в культуре Просвещения.
3. Характерные черты культуры индустриального общества.
4. Представление о прогрессе в культуре XIX в.
Вопросы для самостоятельного контроля
1. Охарактеризуйте мироощущение барочной личности.
2. Какие существуют оппозиции в барочном космосе?
3. Какова роль образования в культуре эпохи Просвещения?
4. Назовите культурные истоки Великой Французской революции (1789-1799 гг.)
5. Назовите основные категории и ценности буржуазной культуры XIX в.
6. Как изменяется представление о времени в культуре индустриального общества?