Задания участникам игры
Задание группе «учёных» – выделить характерные черты научного мировоззрения, научной картины мира на основе определения науки как системы рациональных, логически обоснованных знаний. Цель науки – это достижение объективной истины, то есть знания, адекватного окружающему миру, на основе человеческого разума.
Ø Главная задача науки – выявление объективных законов мира.
Ø Важный принцип науки – объективность, т.е. максимальная независимость знания от воли и сознания человека.
Ø Наука ориентирована на применение своих достижений в практике, на творческое преобразование мира.
Ø Наука непрерывно воспроизводит и самообновляет свою систему знаний: понятия, теории, гипотезы, законы (т.е. свой концептуальный аппарат).
Ø Наука использует в качестве инструментов познания как материальные (приборы, оборудование), так и духовные (формальная логика, диалектика, системный, синергетический и другие общенаучные методы) средства.
Ø Для науки характерно наличие строгой доказательности, обоснованности, достоверности выводов, с одной стороны, и догадок, гипотез –с другой.
Ø Объектом исследования науки являются и сами методы, средства, приемы познания мира.
Современная научная картина мира
Представление о механической, жестко детерминированной Вселенной (ньютоновская, картезианская картина мира) под влиянием теории относительности сменилось новой картиной мира, в которой:
Ø пространство не трехмерно;
Ø время не линейно, не однородно, и его ход не равномерен;
Ø представления о материи как атомах и пустоте сменились на теорию возникновения частиц из находящегося в состоянии динамики энергетического поля;
Ø принцип жесткого детерминизма уступил место принципу первичной динамической неопределенности;
Ø все существующие системы мутируют в направлении большей сложности;
Ø Вселенная едина во всех своих пластах; она развивается и восходит на новые ступени бытия.
Задание группе Теологов – религиозная картина мира.
Ø Религия – это тип мировоззрения и образ жизни людей, основанный на вере в существование Силы (Бог, Дух) или сил сверхъестественных, господствующих над миром и человеком; вера в возможность общения с ними через жертвоприношение и молитву.
Ø Цель теистической религии – спасение души человека, обретение им бессмертного блаженства в Боге.
Ø Основа познания Бога и Мира – божественное откровение, разум; человек слаб и, в лучшем случае, разум заводит человека на путь гордыни, заблуждения и зла.
Ø Бог – это личный абсолют. В христианстве Бог – единое существо (сущность), но проявляется в трех ипостасях – Бог – Отец, Бог – Сын, Бог – Дух Святой, которые нераздельны.
Ø Бог творит мир из Ничего и самовластно управляет им: все происходит по Воле Бога. Создав человека, Бог наделил его свободой воли: стремиться к Богу как к своему Бессмертному, дающему вечную жизнь началу или предаваться злу. Не обладая свободой воли, человек был бы бездушным механизмом.
Ø Пространство в религии двустороннее: наряду с видимым человеком миром, существует и потусторонний мир, населенный сверхъестественными силами. Существует иерархия сил, во главе которой стоит Бог. В этом же мире находятся рай и ад.
Ø Время в христианстве линейно. История – это путь, выстроенный и направленный Богом. Сотворение мира, грехопадение, пришествие Христа, а затем второе пришествие и Страшный Суд, после которого мир преобразуется, наступит вечное Царствие Христа.
Задание группе философов – определить черты различия и сходства между наукой и религией; проанализировать их противоречивое взаимодействие.
1. Наука и религия являются способами познания мира. Причем их базовые познавательные установки тесно связаны друг с другом.
Ø Научное знание не основано полностью на экспериментальной или теоретической доказательности.
Ø Целый ряд положений в науке принимается на веру в качестве аксиоматической базы, поскольку они считаются очевидными для познающего разума.
Ø В свою очередь, религиозное мировоззрение не сводится лишь к принятию на веру определенных установок.
Ø Религиозные идеи также представляют собой систему обобщенного знания, опирающегося на определенные способы доказательности и рациональной аргументации. Рациональное обоснование религиозных положений в системе вероучения получило название теологии и богословия.
Ø И религия, и наука стремятся объяснить все явления в мире, хотя и с различных исходных позиций.
2. Наука опирается на разум в познании мира. Религия также в определенной степени апеллирует к человеческому разуму, подчеркивая самоочевидность тех или иных постулатов, религиозных предписаний.
3. Наука систематизирует, обогащает знание о мире. В свою очередь, религиозное вероучение является строго определенной системой представлений.
4. И наука, и религия стремятся влиять на поведение людей, регулировать направленность социокультурного развития.
Не менее значительны и различия между наукой и религией.
1. Религиозное знание основано на вере в существование сверхъестественного мира, на вере в Бога, определяющего развитие природы и человека. Главным источником религиозного мировоззрения выступает откровение, т.е. сверхъестественное знание, данное человеку свыше.
Научное познание основано на разуме человека, на его рациональных познавательных способностях. Источник научного знания – представление об объективной действительности, существующей вне и независимо от человеческого сознания.
2. Если наука исследует реально воспринимаемое и непротиворечиво мыслимое бытие, то религия выделяет в изучении мира, в первую очередь, то, что связано со смыслом нашего существования.
3. Наука рациональным и опытным путем познает мир, законы его развития, чтобы объяснить, как устроен мир, как он функционирует и развивается. Религия отвечает на вопрос, почему мир устроен именно так, а не иначе, в чем смысл и цель человеческого бытия. Осмысливая эти вопросы, религия направляет человека к идее Творца мира, Бога.
4. В практическом плане наука ориентирована на познание и преобразование мира для удовлетворения материальных потребностей человека, для обустройства его материального существования. Религия стремится дать человеку представления о долженствующем, о Боге, о добре и зле, о нормах человеческих взаимоотношений, об отношении человека к Богу, к миру, природе.
Таким образом, наука изучает сущее, религия говорит о должном.
5. Научное познание ограниченно, оно связано с данным уровнем развития средств познания и накопленного опыта. Наука не дает ответа на важнейшие вопросы человеческого бытия. Эти вопросы освещает религия. Причем осознание человеком ответов связано не с экспериментальным подтверждением, а с универсальной, хотя и глубоко индивидуальной спецификой человеческого переживания. Так, осознание человеком опасности, скрытой в неконтролируемом прогрессе науки, стремление поставить науку под социокультурный, нравственный контроль подчеркивает важность взаимодействия религии и науки. Религия способна дать нравственные ориентиры деятельности ученых, а также своевременно указать на опасность тех или иных научных исследований, выявить гуманитарные проблемы, заложенные в развитии науки.
Примерные выводы, которые должны прозвучать в ходе обсуждения:
Ø Оценивая отношения религии и науки в современном мире, можно отметить, что они взаимодействуют по принципу взаимодополнительности формально-рационального и интуитивно-этического способов познания и освоения мира. Для культуры сегодня необходимо взаимодействие, взаимодополнение и равновесие науки и религии как единство веры и знания.
Ø В современных условиях отчетливо проявляется и разрушительные тенденции прогресса науки. Создание оружия массового уничтожения, обострение глобальных проблем современности в результате развертывания НТР, проникновение науки в тайны человеческой психики и наследственности, развитие генной инженерии, попытки клонирования живых существ, в том числе, и человека особенно остро ставят перед обществом вопрос о необходимости гуманизации процесса развития науки. Смысл гуманизации науки заключается в соответствии научного прогресса социокультурному, нравственному измерению. Научные достижения и знания должны использоваться только на благо человечества.
Список литературы
1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. 2-е изд, перераб. и доп. М., 2002.
2. Катасонов В.Н. Два града. Диалог науки и религии. Калуга, 2002. Разд. I – II.
3. Культурология. Часть I. Учебно-практическое пособие. М., МГТА, 2002. Гл. IX.
4. Философия для технических вузов / Авт. колл. Голубинцев В.О. и др. Ростов-н/Д., 2001. Гл. 8-9.
5. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений / под ред. Т.И. Кохановского. Ростов-н/Д., 2000.
6. Философия. Часть I. Учебно-практическое пособие. М., МГТА, 2000. Гл. I.
7. Философия. Часть II. Учебно-практическое пособие. М., МГТА, 2001. Гл. VI-VIII.