Словарь философских понятий
Абсолют – безусловное, единое, бесконечное и совершенное духовное первоначало всего сущего (в религиозно-идеалистической философии – брахман, бог, мировой разум, идея).
Абсолютная истина – складывающееся из относительных истин, но никогда не достижимое знание о действительности в целом.
Абстрактность (в негативном смысле) – неконкретность, неопределенность, отсутствие связи с жизнью в рассуждениях.
Абстракция – результат мысленного отвлечения (абстрагирования) каких-либо характеристик от свойств предмета как целостности; различают абстракции отождествления, изолирующую, потенциальной осуществимости и др.
Агностицизм – философское учение, отрицающее возможность познания сущности вещей.
Адекватное – верное знание, соответствующее исследуемому предмету.
Аксиология – учение о ценностях и оценочной деятельности.
Активность – самоизменение в силу собственного действия предмета.
Актуальность – значимость для настоящего момента.
Альтернатива – необходимость выбора одной из двух или нескольких взаимоисключающих возможностей; каждая из них.
Анализ – расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы.
Антагонизм – вид противоречия, одна сторона которой существует за счет другой.
Антропогенный – связанный с деятельностью человека.
Антропоцентризм – философская позиция, отдающая приоритетное положение человеку в познании мира.
Априорный – доопытный. Образ, идея, понятие, сформировавшееся у человека до опыта, независимо от опыта.
Аспект – точка зрения, с которой рассматривается какое-либо явление.
Атрибут – свойство.
Аттрактор – термин синергетики, переосмысленный для обозначения в социуме какого-либо фактора консолидации людей.
Базис – категория исторического материализма, обозначающая совокупность исторически конкретных производственных отношений, которые определяют особенности надстройки.
Бесконечность – отсутствие у материального мира начала и конца во времени и пространстве, безграничность разнообразия форм и свойств, неисчерпаемость его познания.
Бессознательное – психическая жизнь, совершающаяся без участия сознания; действия человека, производимые автоматически.
Благо – в этике и философии то, что заключает в себе определенный положительный смысл.
Власть – способность и возможность социального субъекта осуществлять свою волю, оказывать воздействие на поведение людей посредством авторитета, права, насилия (экономическая, политическая, государственная, семейная и др.).
Возможность – объективная направленность изменений, заложенная в существующих явлениях.
Воля – способность к выбору цели действий и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления.
Волюнтаризм – идеалистическое направление в философии (Шопенгауэр, Ницше), рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия; социальные действия людей, игнорирующие объективные законы исторического процесса.
Воображение – психическая способность людей создавать в своих представлениях (в фантазии) мысленные образы ситуаций, не встречающихся им в жизни.
Восприятие – форма чувственного познания, дающая целостный образ предмета.
Воспроизводство – непрерывное движение и возобновление процесса производства.
Время – коренная форма бытия движущейся материи, выражающая последовательную смену ее состояний и длительность процессов.
Вселенная – весь окружающий нас безграничный во времени и пространстве, бесконечно разнообразный объективный мир.
Гармония – соразмерность частей и различных элементов объекта при слиянии их в единое органическое целое; организованность космоса в противоположность первичному хаосу.
Географическая среда – совокупность предметов и явлений природы, составляющих на данном этапе истории общества необходимое условие существования и развития человечества.
Геополитика – политическая концепция, исходящая из идеи определяющей в межнациональных отношениях роли географических факторов (территории, положения страны и т. д.).
Герменевтика – искусство и теория истолкования текстов; представители герменевтической философии (Х.Г. Гадамер, П. Рикер) в качестве главной гносеологической проблемы выдвигают проблему понимания.
Гипотеза – форма знания в виде научного предположения, требующего экспериментальной проверки.
Гипотетический – предполагаемый, основанный на предположении (гипотезе).
Глобальные проблемы – совокупность жизненно важных проблем современного человечества, непосредственно связанных с его существованием (экологические, демографические, технические, продовольственные и иные).
Гносеологические корни – причины одномерного понимания действительности, заключающиеся в абсолютизации каких-либо сторон познавательного процесса.
Гносеология – теория познания.
Государство – основной институт политической системы классового общества, осуществляющий охрану его экономической и социальной структуры и обеспечивающий социальное управление.
Гуманизм – система социальных действий, реализующих теоретическое видение человека как высшей ценности.
Гуманистика – исторически изменяющаяся система знаний о жизни и высших ценностях человека, его социальных действиях и отношениях с другими людьми.
Гуманность – проявление чувства человечности, милосердия, уважения достоинства личности.
Движение – атрибут материи, способ ее существования; любое изменение.
Дедуктивный – метод, способ исследования или изложения, при котором частные положения логически выводятся из общих суждений, аксиом, правил, законов.
Дезинтеграция – распад.
Деидеологизация – стремление политических доктринеров освободить массовое общественное сознание от идеологии своих противников; переидеологизация.
Действие – дискретное проявление активности.
Действительность – наличное, актуальное бытие в отличие от существования в потенции (возможности); материальный мир во всем его многообразии.
Демография – наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической обусловленности этого процесса.
Демократия – форма государства, основанная на признании народа источником власти при обеспечении прав и свобод человека как гражданина.
Деструкция – вид диалектического отрицания, означающий разрушение объекта, его уничтожение.
Детерминация – взаимоопределенность вещей и явлений; различают детерминацию причинную, генетическую и др.
Детерминизм – философское учение о закономерности и причинной обусловленности всех событий и явлений.
Деятельность – специфически человеческая форма отношения к окружающему миру, активность людей, обусловленная их потребностями, интересами и целями.
Диалектика – философское учение о движении, развитии, изменении.
Диалектический материализм – направление в современной философии, выступающее как учение о материальном единстве мира и всеобщих законах его развития.
Дифференциация – разделение, различение, расслоение целого на многообразные части, ступени, формы.
Дух – сознание в модусе высшего средоточения интеллектуальных сил, воли и эмоций человека в его социальных действиях.
Духовное средоточие – концентрация философской мысли на какой-либо идее или ценности.
Духовность – гуманистическая ориентация индивидуального и общественного сознания, культуры.
Душа – нравственно-психологическая структура сознания человека, выступающая как сопереживание им межличностных отношений и действий людей.
Жизнь – форма существования материи в комплексе взаимодействия биополимеров: белков и нуклеиновых кислот.
Жэнь – термин китайской философии, обозначающий у Конфуция человечность, гуманность.
Закон – общее, объективно-необходимое, существенное отношение между явлениями, имеющее устойчивый и повторяющийся характер.
Закономерность – объективная устойчивая упорядоченность процессов.
Знак – материальный, чувственно воспринимаемый предмет, представляющий другой предмет, свойство или отношение и используемый для передачи, хранения или переработки сообщения.
Знание – значимый для человека и других людей результат познания действительности.
Значение – информационное содержание знака. Идеал – образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений.
Идеал– полное совершенство, представление о таком совершенстве.
Идеализм – направление в философии, исходящее из первичности духа, мышления, сознания.
Идеальное – существование предмета в форме его отражения сознанием.
Идентичность – тождественность.
Идеология – общественное сознание в модусе выражения групповых интересов.
Идея – мысль, стремящаяся к реализации в социальных действиях.
Иерархия – подчинение одного другому, третьему и т. д. по степени функциональной значимости или служебного положения.
Изменение – движение.
Изотропный – одинаковый по всем направлениям.
Имитация – подражание, подделка.
Инволюция – изменение направления развития на обратное.
Индетерминизм – позиция, противоположная детерминизму.
Индивидуализм – принцип противопоставления отдельного индивида обществу.
Интеллект – способность к рациональному мышлению.
Интерпретация – истолкование.
Интерес – субъективно-ценностное отношение к предмету.
Интровертивный – направленный на себя, в свой внутренний мир.
Интуитивизм – течение в философии, видящее в интуиции единственно достойное средство познания.
Интуиция – способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения.
Информационная революция – этап развития научно-технической революции, когда информация становится важнейшим ресурсом. Иррационализм – позиция, отрицающая возможность разумного логического познания действительности.
Информация – функционально отраженное разнообразие.
Иррационализм – обозначение философии, ограничивающей или отрицающей возможности разума в познании действительности.
Истина – адекватное, подтвержденное практикой отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом.
Исторические общности людей – род, племя, народность, нация.
История – процесс развития человеческого общества в его конкретности и многообразии.
Капитализм – общественно-экономическая формация, базис которой составляют частная собственность на средства производства и эксплуатация наемного труда.
Категория – философское понятие, максимально общее по своему содержанию и выступающее формой логического мышления людей.
Каузальность – причинность, закономерная связь причины и следствия.
Качество – внутренняя определенность веши, придающая ей отличие от других предметов.
Классы – большие группы людей, различающиеся прежде всего отношением к средствам производства.
Количество – внешняя определенность веши, придающая ей общность с иными предметами.
Коллектив – компактная группа людей, занятых общим трудом.
Коллективизм – принцип сочетания интересов индивида с действиями коллектива.
Коммунизм – бесклассовое общество, основанное на общественной собственности на средства производства.
Коммуникация в широком смысле – общение. В экзистенциализме – вид общения, при помощи которого «Я» обнаруживает себя в другом.
Кондициальная детерминация – детерминация условиями.
Конкретная истина – истинное знание с учетом обстоятельств времени и места.
Конституировать – создавать, устанавливать, придавать характер определенной организации.
Континуум – непрерывность при многообразии элементов.
Конфликт – столкновение мнений, сторон, сил.
Конформизм – приспособление к существующим порядкам.
Концепция – теоретический способ понимания.
Коэволюция – совместная эволюция.
Креационизм – религиозная концепция, в соответствии с которой все сущее появилось в результате божественного творения.
Критерий – мерило оценки.
Культура – способ существования общества, организации и развития человеческой жизнедеятельности.
Личность – человек в многообразии качеств своей индивидуальности.
Логика – наука о законах и формах мышления.
Логическое противоречие – ошибка в рассуждениях, связанная с нарушением законов логики.
Логос – мысль, слово, смысл, закон.
Маргинальность – качество граничности, междисциплинарности, периферийности.
Марксизм – учение Карла Маркса в единстве трех его составных частей: философии диалектического материализма, политэкономии и научного коммунизма.
Материализм – направление в философии, исходящее из признания первичности материи по отношению к сознанию.
Материалистическое понимание истории (исторический материализм)– социальная философия марксизма, исходящая из признания определяющей роли способа производства в жизни общества.
Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, данной человеку непосредственно или опосредованно (с помощью приборов) в его ощущениях.
Мера – категория диалектики, означающая единство количественной и качественной определенности предмета; границы, в рамках которых возможны количественные изменения без изменения самой вещи.
Метафизика в догегелевской и современной западной философии – наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. Термин, употребляющийся как синоним философии.
Метод – способ теоретического и практического освоения действительности.
Методика– совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы; приемы научного исследования.
Методология – учение о методе, выработка принципов создания новых методов познания.
Механицизм – метафизический принцип, объясняющий развитие природы, человека и общества законами механической формы движения материи.
Мир – закономерное движение материи, вселенная; самодостаточные объекты философской рефлексии (мир человека, мир духовности, мир социума и т.п.); мир международный.
Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека; совокупность жизненных принципов и идеалов личности.
Мистика – нечто загадочное, непонятное, необъяснимое.
Мистицизм – умонастроения и учения, исходящие из убеждения о недоступности разуму подлинной реальности и признающие возможность ее постижения лишь посредством интуиции и религиозного экстаза.
Мифология – способ понимания в общественном сознании природной и социальной реальности с использованием средств фантазии и сверхъестественных сил.
Моделирование– метод исследования объектов познания на их моделях.
Модель – аналог (схема, структура, знаковая система) какого-либо объекта, используемый в познавательных действиях в качестве его заместителя.
Модус – временное свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях.
Момент – мысленная «остановка в движении»; абстракция, «сторона», «оттенок» целого.
Монизм – мировоззренческая позиция, исходящая, в противоположность плюрализму, из какого-то одного начала.
Мораль – форма общественного сознания, выражающая нормы нравственного поведения людей.
Мышление – высшая форма активного (понятийного и образного) отражения реальности.
Надстройка – активно воздействующая на порождающий ее базис совокупность феноменов общественного сознания, идеологических отношений и учреждений.
Народонаселение – совокупность людей, живущих в определенной стране или на земле в целом (человечество).
Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективно истинного знания о действительности.
Научно-техническая революция – коренное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства.
Научно-технический прогресс – единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники.
Небытие – отрицание сущего, инобытие, отсутствие.
Негативный – отрицательный, противоречащий чему-либо.
Необходимость – категория диалектики, обозначающая жесткость связей между явлениями, их сушностную устойчивость; закономерность.
Неотомизм – философия католицизма; современный этап в развитии учения Фомы Аквинского.
Неопозитивизм – направление современной философии; форма позитивизма, противопоставляющего научный эмпиризм философским абстракциям.
Нигилизм – метафизическая установка на абсолютное отрицание ценностей культуры, смысла жизни, норм нравственности.
Номинализм – направление средневековой схоластической философии, отрицавшее реальное существование общих понятий (универсалий).
Номологичность – подверженность закону.
Нонконформизм – активное неприятие существующей реальности.
Норма – правило, образец, мера.
Ноумен – умопостигаемая сущность, предмет внечувственного созерцания.
Нравственность – реализация требований морали в отношениях между людьми.
Образ – наглядно-чувственная или логическая идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека.
Образ философской мысли – понятие интегрирующее онтологические, гносеологические, аксиологические и социальные идеи конкретного мировоззренческого учения.
Общественное бытие – совокупность экономических, политических, экологических условий жизни, отношений и действий людей.
Общественное сознание – активное отражение общественного бытия в формах группового и массового сознания.
Общественно-экономическая формация – исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии.
Объект – все, на что направлены познавательные и практические действия субъекта.
Оккультизм – система суеверных представлений о таинственных сверхъестественных силах, познать которые, якобы, могут только «посвященные».
Онтология – раздел философии, содержащий учение о бытии как таковом.
Оппозиция – противодействие, явное или неявное сопротивление чему-либо.
Опредмечивание – воплощение в человеческой деятельности смысловых структур, схем, проектов.
Опыт – чувственно-эмпирическое познание действительности; практика.
Относительная истина – неполное, иеисчерпываюшее, неточное, приблизительно-верное знание.
Отношение– взаимозависимость и взаимоопределенность элементов какой-либо системы.
Отражение – атрибут материи, ее всеобщее свойство, заключающееся при взаимодействии вещей в воспроизведении признаков одной из них в структуре другой.
Отрицание – действие, при котором происходит превращение вещи в нечто существенно иное.
Отрицание отрицания – один из главных законов диалектики, обусловливающий поступательно-возвратный характер развития.
Отчуждение – объективный процесс, характеризующийся превращением созданных трудом человека материальных и духовных благ в не зависящие от его воли и противостоящие ему силы.
Ощущение – форма чувственного познания, источник знания человека об окружающем мире.
Пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога с природой.
Парадигма – совокупность признанных в данный момент научным сообществом предпосылок, определяющих конкретное научное исследование.
Пассионарный – наделенный внутренней энергией.
Перцепция – восприятие.
Плюрализм – реальное разнообразие мнений, точек зрения, мировоззрений.
Позитивизм – направление в философии, стремящееся принципиально отделить от нее специальные науки на том основании, что они дают положительные (позитивные) знания; позитивисты считают, что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.
Познавательное действие – разновидность социального действия, функцией которого является выработка знания; различают познавательные действия эмпирические и теоретические, практические операции и мыслительные процедуры.
Понятие – форма логического мышления: мысль, отражающая в обобщенном виде предметы действительности и связи между явлениями посредством фиксации их существенных признаков.
Постмодернизм – направление современной философии, исходящее из понимания культуры как субъективно и произвольно интерпретируемых текстов и смыслов.
Прагматизм – субъективно-идеалистическое учение о мире как продукте «опыта» человека, а об истине – лишь как инструменте в достижении личного успеха.
Праксеология – раздел философии, исследующий общие начала социальных действий людей; понятие, близкое по значению к понятию философия социального действия.
Практика – совокупность предметно-материальных действий человека в отношениях с природой (производство, научный эксперимент, наблюдение) и в социуме (классовая борьба, демократизация общества и др.).
Представление – форма чувственного познания, сочетание в образе ранее воспринятого предмета и фантазии.
Принцип – основное исходное положение, главная идея философского учения.
Приоритет – первенство чего-либо относительно другого.
Причинность – генетическая связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах их движения и изменения; закон причинности выражает необходимое порождение причиной при соответствующих условиях следствия.
Проблема – форма научного знания, «знание о незнании»; теоретически осмысленное гносеологическое противоречие, требующее разрешения.
Производительные силы – система субъективных (человек, наука) и вещественных (средства производства) элементов, выражающих активное отношение людей к природе.
Производственные отношения – совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе производства, определяющими из которых являются отношения собственности; составляют экономический базис общества.
Производство – процесс создания материальных благ и культурно-духовных ценностей.
Пространство – как атрибут материи представляет собой форму сосуществования ее объектов и процессов, характеризуя их структурность и протяженность.
Противоречие – категория диалектики, обозначающая взаимодействие противоположностей в предмете как едином целом.
Психика – свойство высокоорганизованных живых существ активно отвечать на внешние воздействия с использованием субъективно усвоенной информации.
Развитие – необратимое, направленное, закономерное обновление действительности; появление новых форм движения материи.
Разум – способность интеллекта мыслить в противоречиях; ум, способность понимания и осмысления.
Распредмечивание– перевод предметов культуры в модельно-аналоговые, образно-символические формы индивидуального сознания.
Рассудок – способность оперировать готовым знанием.
Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и человеческих действий.
Реальность – наличное существование.
Революция – коренное качественное изменение, глубокий перерыв непрерывности в развитии явлений природы (появление новой формы движения материи), в обществе (социальная, политическая и др.), в познании (революция в науке).
Регресс – тип развития с переходом от высшего к низшему.
Редукционизм – сведение сложного к более простому.
Религия – сфера человеческой деятельности, включающая как форма общественного сознания веру в существование сверхъестественного (бога, богов), соответствующее поведение и специфические действия (культ), особые социальные институты (церковь).
Релятивизм – философская позиция, в соответствии с которой все наши знания, ценности и оценки лишь относительны, условны.
Релятивность – относительность.
Рефлексия – умственная деятельность, направленная на осмысление своих собственных знаний и действий.
Самодвижение – внутренне необходимое изменение объекта, определяемое его противоречиями.
Самореализация – цель моральной деятельности каждого индивида, раскрывающего и воплощающего в деятельности свою уникальную и неповторимую сущность.
Сакральный – священный.
Свобода – способность человека со своими интересами и целями к ответственному действию.
Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.
Сенсуализм – философское направление, преувеличивающее роль чувственного познания в ущерб рациональному.
Символ – знак, образ, воплощающий какую-либо идею.
Синергетика – современная теория самоорганизации, маргиналия (междисциплинарное знание) науки, исходящая из феноменологического описания действительности как совокупности неравновесных систем и нелинейных процессов.
Синкретизм – нерасчлененность, смешение разнородных элементов, обусловленное неразвитым состоянием какого-либо явления.
Синтез – соединение (мысленное или реальное) различных элементов предмета в единое целое (систему); неразрывно связан с анализом.
Система – множество взаимосвязанных элементов, образующее единое целое.
Скептицизм – философская концепция, выражающая сомнение в возможности познания человеком объективной действительности.
Случайность – категория диалектики, обозначающая в противоположность необходимости необязательность, единичность связей между явлениями действительности.
Смысл – содержание того или иного выражения (знака, символа, предложения, текста). Будучи воспринятым, содержание (инвариант) актуализируется в бесконечном многообразии вариантов, обусловленных мыслительным процессом каждого воспринимающего.
Снятие – вид диалектического отрицания, когда при упразднении вещи в целом имеет место «удержание положительного».
Собственность– исторически определенная социальная форма присвоения, прежде всего, средств производства; различают частную, государственную, смешанную и др. виды собственности.
Содержание – категория диалектики, обозначающая доминирующую над формой совокупность взаимодействующих элементов вещи как целого.
Сознание – высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью; человеческая способность идеального воспроизведения действительности в мышлении.
Софистика – разновидность метафизического мышления с субъективистским применением гибкости понятий, исключающим какую-либо конкретность и определенность.
Социализм – низшая фаза коммунизма.
Социальная революция – смена одной общественно-экономической формации другой.
Социальная структура – объективная расчлененность общества на социальные группы (классы, страты).
Спонтанность – самопроизвольность; процесс, вызванный внутренними факторами.
Способ производства – исторически определенный способ добывания материальных благ; единство производительных сил и производственных отношений.
Стереотип – относительно устойчивый и упрощенный образ действительности, зачастую навязываемый обществом и некритически принимаемый индивидом.
Страта – термин, используемый в социологии для обозначения группы людей, объединяемых некоторыми признаками (занятость, доходы, образование и др.).
Субъект – носитель действия.
Субъективизм – мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности; нежелание считаться с реальным состоянием дела.
Суждение – форма логического мышления, выступающая как связь понятий.
Сущность – категория диалектики, обозначающая общее и необходимое начало в явлениях, их устойчивую основу.
Субстанция – первооснова, сущность всех вещей и явлений.
Сциентизм – абсолютизация роли науки в системе культуры, в жизни общества.
Табу – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово. В современном словоупотреблении – заповедные, запрещенные предметы, мнения.
Творчество – социальные действия (умственные и практические), в результате которых рождается новое.
Телеология – философское учение о целесообразности, господствующей в мире; форма религиозно-идеалистического детерминизма.
Телепатия – передача мысленных образов на расстоянии без посредства органов чувств.
Теология – система религиозных вероучений.
Теоцентризм – философская позиция, ставящая в центр всего миропонимания Бога.
Термин– слово, обозначающее научное понятие.
Техника – совокупность вещественных, энергетических и информационных систем, служащих в качестве средств разнообразной человеческой деятельности; рациональное поведение вообще.
Техногенный – связанный с техникой, обусловленный ее влиянием.
Технократизм – направление в социальной философии, абсолютизирующее возрастающую роль техники и науки, специального знания в жизни современного общества.
Технократический – придающий технике первостепенное значение.
Технология – инструментальный способ рационального действия; включает в себя инструментальные системы, операциональные процедуры, технологический менталитет, информационные ресурсы.
Технооптимизм – мировоззренческая позиция, преувеличивающая роль научно-технического прогресса в решении различных проблем.
Технопессимизм – мировоззренческая позиция, в соответствии с которой научно-технический прогресс объявляется источником и причиной деградации общества и природы.
Технотронное общество – общество, вступившее в этап компьютерной революции.
Тождество – категория диалектики, выражающая равенство, одинаковость предмета, явления с самим собой или равенство нескольких предметов.
Тоталитаризм – политический режим, характеризующийся всеобъемлющим контролем государства во всех сферах общества и жизни личности.
Тотальность – целокупность моментов, конкретность многообразия, полнота явления или процесса.
Трансформация – вид диалектического отрицания, когда сохраняется основа явления при переходе от одной его стадии развития к другой.
Трансцендентализм – образ философской мысли, означающий соединение в познании чувственно обретенной информации с априорным рассудочным знанием.
Трансцендентальный – предельно общий.
Трансценденция – переход из области возможного опыта (природы) в область потустороннего, противоположность экзистенции.
Триада – одна из всеобщих форм диалектического (прежде всего в мышлении) процесса, описываемого схемой: положение (тезис) – отрицание (антитезис) – отрицание отрицания (синтезис).
Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.
Умозаключение – форма логического познания; умственное действие по выводу из данных суждений новой мысли.
Универсалии – общие понятия.
Универсум – философский термин, обозначающий мир как целое; мысленная вселенная.
Факт – форма эмпирического познания; знание, достоверность которого доказана.
Фактор – воздействующая на процесс или явление сила.
Фауна – совокупность всех видов животных.
Феномен – данное в чувственном опыте явление (в противоположность ноумену, постигаемому разумом).
Феноменология – философское учение о феноменах как идеальных сущностях, обладающих непосредственной достоверностью.
Философия – исторически изменяющаяся система фундаментальных идей, теоретически объясняющих отношение человека к миру в его целостности и ориентирующих людей в их социальных действиях.
Философская культура – умение на основе обширных знаний в области истории философии диалектически мыслить и действовать.
Философствование – свойственная человеку способность к абстрактным размышлениям о природе, собственном житии, отношениях к другим людям и богу.
Флуктуация – колебание, случайные отклонения от расчетных параметров.
Форма – категория диалектики, обозначающая способ существования и выражения содержания; внутренняя структура вещи.
Фрейдизм – философское учение основателя психоанализа 3. Фрейда; акцентирование антагонизма природного и социального начал в человеке, сексуальных и агрессивных импульсов, бессознательного и культуры.
Функция – воздействующее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений.
Футурология – система научно-философского прогностического знания о будущем земли и человечества.
Хаос – отсутствие порядка, структуры, закономерности.
Харизма – присущие лидеру в глазах его приверженцев исключительные личностные качества (мудрость, смелость, инициативность, героизм, святость).
Цвишенизм – «междубытие», объективное состояние перехода, межсобытийности и межфункциональности; индивидуальная и социальная неопределенность существования, побуждающая к духовному выбору в практических действиях.
Целое – категория диалектики, обозначающая возникновение нового качества при объединении элементов (становящихся частями) в систему.
Цель – идеальное, мысленное предвосхищение результата действия.
Ценность – вовлеченная в сферу человеческих интересов и отношений положительная значимость для индивида какого-либо духовного явления или реального объекта.
Цивилизация – общество с развитой культурой, противостоящее дикости и варварству, истории известны «традиционные» и «техногенные» цивилизации.
Часть – категория диалектики, обозначающая компонент системы, который выполняет определенную функцию в ее бытии как целого.
Человек – связанная с космосом высшая ступень живых организмов на земле; субъект социальных действий и культуры; космобиоп-сихосоциодуховное существо.
Шовинизм – крайняя агрессивная форма национализма.
Эвдемонизм (греч. счастье, блаженство) – направление в этике (возникло в античной философии), признающее критерием нравственности и основой поведения человека стремление к счастью.
Эволюционная эпистемология – наука, исследующая познание как момент эволюции живой природы и ее продукт.
Эволюция – постепенное (в противоположность революции) развитие.
Эвристический – творческий, осуществляющий прорыв в познании неизвестного.
Эгалитаризм – идейно-политическое течение, выступающее за всеобщее равенство, вплоть до уравнительного распределения.