Тема 5. Философия Нового времени

Социально-исторические и научные предпосылки философии Нового Времени. Семнадцатый век открывает следующую после эпохи Возрождения страницу в истории развития философской мысли, которая получила название «философия Нового времени». Такое название дано не случайно. В Европе началась полоса смены феодального общественного строя - буржуазным. В 1609 г. совершилась первая буржуазная революция в Европе. Нидерландская буржуазия свергла феодализм в своей стране и подала пример буржуазии других стран Европы. Ему последовала Англия, наиболее развитая в промышленном отношении страна.

Развитие нового - буржуазного - общества привело к ослаблению духовной диктатуры Церкви. Новое мировоззрение с особой остротой поставило проблему выбора исторического пути развития европейской цивилизации: духовный или научно-технический прогресс? Отсюда и новое понимание задач науки и философии - не «наука для науки», а наука для увеличения власти человека над Природой. Новые цели и задачи науки приводят к значительному накоплению фактических данных, становлению экспериментально-математического естествознания. В философии она предстала как проблема связи опытного и абстрактного способов исследования природы.

Кроме того, новая наука опиралась на практику материального производства: Э. Торичелли изобрел ртутный барометр и воздушный насос, И. Ньютон сформулировал основные законы классической механики, Р. Бойль применил механику в химии, углубляя тем самым разработку проблемы атомистики. Выдающийся вклад в развитие математики, механики, физики внесли Р. Декарт и Г. Лейбниц.

Потребность науки в систематизации огромного количества фактов, создании целостной картины мира, установлении причинно-следственных связей между явлениями природы активизировали поиски новых методов познания. В силу этого в философии на первый план выдвигаются проблемы теории познания (гносеологии), в частности: что значит знать? что пролагает дорогу к истине - ощущения или разум, интуиция или логика? аналитическим или синтетическим должно быть познание? и т. д.

Итак, семнадцатый век по существу включил в себя два революционных потока: социальную революцию в обществе, связанную с переходом от феодализма к капитализму и научную революцию, проявившую себя в особом пристрастии к эксперименту и классификациям, рациональном познании и объяснении мира, формировании экспериментально-математического естествознания. Это побудило мыслителей по-иному смотреть на мир.

Начало новой европейской философии связано с фигурой английского мыслителя, естествоиспытателя и политического деятеля Фрэнсиса Бэкона (1561 – 1626 гг.), который является основателем эмпиризма – направления в философии, в основе которого находится чувственный опыт.

Основные работы: «Великое Восстановление Наук», «Новый Органон». «Моральные, экономические и политические эссе», «Новая Атлантида», «История Генриха VII», «О принципах и началах» (незаконченное исследование) и другие.

Основной задачей философииБэкон считал конструирование нового метода познания, а целью науки - принесение пользы человечеству. Науку следует развивать, по мнению Бэкона, «ни ради своего духа, ни ради неких ученых споров, ни ради того, чтобы пренебрегать остальными, ни ради корысти и славы, ни для того, чтобы достичь власти, ни для неких иных низких умыслов, но ради того, чтобы имела от нее пользу и успех сама жизнь». Практическая направленность знаний была выражена Бэконом в известном афоризме: «Знание - сила».

Фундаментом всякого познания, по оценке Бэкона, является опыт, который должен быть соответственно организован и подчинен определенной цели. Специально для этого он разрабатывает логический метод, который называется индукция – это форма умозаключения, в которой познавательный процесс движется от знаний единичных фактов к общим теоретическим положениям (от частного к общему).

Учение об «идолах» познания. Бэкон считал, что человеческое сознание не способно познать изучаемый предмет полно и точно. Серьезным препятствием на пути полного и точного познания встают предрассудки, препятствующие человеку открыть истину. Аллегорически он назвал их «идолами» рода, пещеры, рынка и театра. Первые два вида идолов он отнес к врожденным, а вторые два вида идолов - к приобретенным в процессе жизни людей.

1) идолы рода – присущи всем людям, поскольку они примешивают к природе познаваемых вещей природу собственного духа. К этому виду заблуждений приводят и ограниченные возможности органов чувств, и желание людей истолковать новые идеи в духе прежних представлений, и стремление человека распространить представления о маленьком мире, в котором живет он сам, на большой и всеобщий мир.

2) идолы пещеры, сущность которых составляют индивидуальные особенности человека. Кроме идолов, общих всему человеческому роду, у каждого индивида существует «своя особая пещера», которая дополнительно «ослабляет и искажает свет природы». Содержание идолов пещеры составляют особенности воспитания и психологии человека, специфика социальной среды обитания, направленность интересов личности. Призраки пещеры отличаются значительным разнообразием, поскольку они выражают индивидуальные различия каждого человека в отдельности.

3) идолы рынка (или рыночной площади), которые возникают в среде «взаимного общения и совместного использования языка». В процессе речевого общения люди воображают, что их разум повелевает словами. Неудачный и неправильный выбор слов создает серьезные трудности и помехи на пути познания истины. В этом случае слова как бы затуманивают разум, приводят его в смятение, дезориентируют в поисках истины.

4) идолы театра, которые своими корнями уходят в науку и философию. Они переселяются в человеческие мысли из различных философских учений в результате доверия и поклонения тем или иным научным авторитетам. Особенно опасны в этом отношении традиционные философские доктрины и системы.

Джон Локк(1632—1704 гг.) - английский философ основатель сенсуализма – направления в философии, в котором главным источником и критерием истины в познавательном процессе являются ощущения.

Основные труды:«Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о государственном правлении», «Письма о веротерпимости», «Мысли о воспитании».

Проблемам гносеологии посвящена главная работа Локка «Опыт о человеческом разуме». Полемизируя с Декартом, Локк последовательно отстаивает тезис о том, что не существует никаких врожденных идей – ни теоретических (научных законов), ни практических (моральных принципов), в том числе человек не обладает и врожденной идеей Бога. Все идеи, существующие в человеческом сознании, возникают из опыта. Душа новорожденного ребенка – это белый лист бумаги или «чистая доска» («tabula raza»), и весь материал, которым оперирует разум, берется из опыта, получаемого в течение жизни. Идеи бывают простые (полученные от одного органа чувств – звук, цвет и т.д.) и сложные (полученные от нескольких органов чувств). Опыт делится на внешний,где нам приходят ощущения, и внутренний, в котором мы имеем дело с рефлексией (внутренняя деятельность нашей души, движение мыслей). Объекты, существующие во внешнем мире, вызывают в человеке простые идеи (ощущения). Анализируя их, Локк развивает теорию первичных и вторичных качеств. Идеи бывают сходными со свойствами соответствующих объектов — так называемые первичные качества,т.е. объективно присущие данным объектам: протяженность, фигура, плотность, движение. А могут быть и не сходными — так называемые вторичные качества, т.е. не присущие как таковые самим объектам; они представляют собой наше субъективное восприятие первичных качеств: цвет, звук, запах, вкус. Из этого исходного материала человеческий разум, действуя путем соединения, сопоставления и абстрагирования,составляет сложные идеи. Локк сформулировал главный тезис сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в ощущениях».

В своем социально-этическом учении, Локк разрабатывал проблему страдания, удовольствия и счастья, пришел к выводу, что «счастье - это наличие максимума удовольствий и минимума страданий». Был сторонником конституционной монархии, но королевская власть не имеет Божественного основания. Утверждал, что в «естественном состоянии» царили отношения «Человек человеку – друг».

Томас Гоббс(1588–1679 гг.) - английский философ представитель сенсуализма. Основные труды: «Левиафан», Философская трилогия «Основы философии»: «О теле»; «О человеке»; «О гражданине».

Центральной проблемой философских рассуждений Гоббса, была проблема общества и государства. В основе его теории лежит тезис о «естественном состоянии»,при котором четко обнаруживается склонность людей вредить себе в силу необузданных страстей, тщеславного самолюбия и права всех на все. Т.е. «Человек человеку – волк», полагает Гоббс, естественным состоянием людей, раньше чем они вступили в общество, была война, и не простая, а «война всех против всех». В этой войне, не может быть победителей, поскольку каждому угрожают все. Выход из нее Гоббс видит в образовании общества. Для того, чтобы создать общество, надо получить на это согласие людей, которое должно быть закреплено совместным договором. Прочность договора обеспечивается формированием общественной власти, которая призвана держать в узде всех членов общества и направлять их действия к общественному благу. Государство, в свою очередь, призвано поставить на место законов природы законы общества.

Рене Декарт(1596–1650 гг.) - французский философ, основатель рационализма – направления в философии, согласно которому в основе познавательного процесса находится разум.

Основные труды: «Рассуждения о методе» «Размышления о первой философии», «Начала философии», «Правила для руководства ума» и др. В них рассматривались вопросы онтологии и теории познания, были сформулированы правила научного метода.

Значительное место в творчестве Декарта занимает учение о бытии. Центральным понятием этого учения является «субстанция». Весь сотворенный мир Декарт расчленяет на два рода субстанций: духовные и материальные (дуализм). Если главным признаком духовной субстанции является ее неделимость, то материальной - делимость до бесконечности. В качестве основного атрибута (коренного свойства) духовная субстанция имеет мышление, а материальная - протяжение. В человекенаходятся, по мнению Декарта, две «сотворенные» Богом и резко отличающиеся друг от друга субстанции: одна - протяженная (телесная) субстанция, а другая - мыслящая (духовная). Обе они равноправны и независимы друг от друга. Декарт пытается обнаружить такие идеи, которые присущи сознанию от рождения. Данные идеи, по мнению Декарта, не приобретены в опыте, они присущи духовной субстанции изначально, поэтому их можно считать врожденными. К врожденным идеямДекарт относил: а) понятия (бытие, Бог, число, длительность, телесность, структурность, воля и другие); б) суждения-аксиомы («у ничто не бывает свойств», «из ничего не бывает ничего».

Конечную цель познания Декарт видел в овладении силами природы, открытии и изобретении технических средств, усовершенствовании самой природы человека. Началом процесса познания он считал сомнение в истинности общепризнанного знания. Этап сомнения как бы расчищает почву для формирования нового знания. Декарт считает, что можно и нужно сомневаться во всем: существует ли внешний мир, существует ли человеческое тело, есть ли наука и т. д. Только в одном можно быть уверенным: само сомнение действительно существует. Если человек сомневается, то, значит, он мыслит. Само сомнение существует постольку, поскольку существует мышление, а значит, и «Я», как мыслящее существо. Отсюда родился знаменитый афоризм Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую».

Декарт в «Рассуждении о методе» разработал дедуктивный метод, который, по его мнению, сулит человечеству неведомые прежде возможности и сделает людей хозяевами, господами природы. Дедукция – это форма умозаключения, в которой процесс познания движется от общих теоретических положений (аксиом) к конкретным явлениям и фактам (от общего к частному).

Бенедикт Спиноза (1632-1677 гг.) - голландский философ представитель рационализма и пантеизма – это направление в философии, согласно которому происходит слияние Бога и Природы.

Основные труды: «Богословско-политический трактат», «Этика», «Трактат об усовершенствовании разума», «Политический трактат» и другие.

Спиноза пытается преодолеть дуализм Декарта в учении о субстанции. Он поставил перед собой цель создать учение о единой субстанции (монизм). По мнению философа, истинной является лишь одна субстанция, атрибутами которой являются мышление и распространенность, или природа. Кроме Бога, не существует никакой другой субстанции. Бог и субстанция сливаются у него в одно понятие, Бог не стоит над Природой, не является Творцом вне Природы, Он находится прямо в ней. Субстанция имеет внутренне присущую причину самой себя (causa sui). Также субстанция обладает атрибутами и модусами. Атрибут – это неотъемлемое, фундаментальное свойство субстанции, число атрибутов в принципе бесконечно. Модус – это понятие для описания вещей, которые являются «конечными». Единичные вещи, именуемые модусами, имеют «внешнюю причину» своего возникновения и существования. Такое существование характеризуется конечностью, изменением, движением в рамках пространства и времени.

Учение об этике занимает одно из центральных мест в философии Спинозы, главной проблемой которой является соотношение свободы и необходимости. В результате глубоких размышлений он пришел к выводу, что «Свобода – это осознанная необходимость».

Вильгельм Фридрих Готфрид Лейбниц(1646–1716 гг.) – немецкий философ представитель рационализма.

Основные труды: «Рассуждение о метафизике», «Новая система природы», «Новые опыты о человеческом разуме», «Теодицея», «Монадология».

Лейбниц противопоставил учению Спинозы о единой субстанции, учение о множественности субстанций (плюрализм), которые он назвал монадами. А это означает, что монада не является материально-вещественным образованием, не имеет протяжения. Сущность каждой монады составляет деятельность, которая выражается в непрерывной смене состояний. Нечто подобное мы можем наблюдать, созерцая жизнь собственной души. Лейбниц наделяет монады восприятием, представлением, стремлением и влечением. В силу этого он сравнивает их с человеческой душой. Понятие «монада» в переводе с греческого означает «единое», или «единица». А вообще, это единая, неделимая, духовная субстанция, первооснова многообразного бытия.

Лейбниц дополнил главный принцип сенсуализма, который сформулировал Локк, что коренным образом изменило его смысл на противоположный: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в ощущениях... кроме самого разума, который не выводим ни из каких ощущений».

Джордж Беркли (1685–1753 гг.) – английский философ и епископ ирландского происхождения, считается основателем субъективного идеализма – направления, согласно которому все объективное во внешнем мире сводится к субъективному, а все вещи отождествляются с «комбинациями» ощущений.

Основные труды: «Опыт новой теории зрения», «Трактат о принципах человеческого знания».

Согласно учению Беркли материи как таковой вообще не существует, в действительности существуют, прежде всего «души», сотворивший их Бог, а также «идеи» или ощущения, которые Бог влагает в человеческие души. Для него «существовать – значит быть воспринимаемым». Беркли заявлял, что все вещи находятся в уме Бога.

Дэвид Юм(1711–1776 гг.) – английский философ, представитель крайней формы субъективного идеализма (солипсизм) и агностицизма –направления философии, отрицающего познаваемость мира.

Основные труды: «Трактат о человеческой природе», «Исследование человеческого разума».

Так же как и Беркли, Юм выступает против материалистического понимания субстанции. Однако он отвергает не только реальное существование материальной субстанции, но и духовной. Главный вопрос, который рассматривает Юм, это вопрос: существует ли внешний мир как источник наших ощущений? Пришел к выводу, что доказать его существование мы не можем, поскольку наш разум оперирует лишь содержанием ощущений, а не тем, что их вызывает. Поэтому «весь мир – это лишь мир моих ощущений», а человек как личность – это всего лишь связка или пучок различных восприятий.

Наши рекомендации