ФИЛОСОФИЯ Н.А.БЕРДЯЕВА: ЧЕЛОВЕК — ЭТО ОТКРОВЕНИЕ, СВОБОДА И ТВОРЧЕСТВО
Центральной темой философии Николая Александровича Бердяева является человек, человек свободный, творческий, а таким он является лишь в свете божественного, точнее, божественного "ничто". Бог сотворил мир из Ничто, следовательно, Богу предшествует первичный принцип, не предполагающий какой-либо дифференциации, какого-либо бытия. Это и есть Ничто. Бог свободен. И человек свободен. Бог помогает человеку стать добрым, но он не в состоянии контролировать Ничто, принцип свободы. В своей подлинной свободе человек божественен. Бог и человек есть дух. Будучи свободным, человек творит, оправдание человека в его свободе, его творчестве, его откровении. Для Бердяева главное — это оправдание человека, его философия ярко персоналистична, романтична, расцвечена тысячами красок человеческого бытия. Ясно, что философ с таким мировоззрением не мог не быть противником тоталитарных режимов, лжи, зла, насилия и террора. Всеобщее воскресение достигается не в технике, не в революциях, а в божественной духовной жизни. Бердяев считал, что в этом отношении многого можно ожидать от русской души и русской идеи.
Когда в России в 90-х годах этого столетия стали появляться одно за другим произведения Бердяева, а написал он больше, чем любой другой отечественный философ, то россияне открыли для себя новый, во многом неведомый мир, они стали иначе оценивать назначение человека, смысл истории, судьбу российского социализма, миссию России. Книги Бердяева являют его соотечественникам кладезь мудрости. Не в этом ли состоит назначение подлинного философа?
А.Ф.ЛОСЕВ: "МНЕ НАДО С ГРЕЧЕСКОГО ПЕРЕВОДИТЬ..."
Философия Лосева — это мир живости, мудрости, простоты, известной резкости, эстетического изящества и необычайной филологической учености. Его книги, научные-пренаучные, похожи на романы. Вместе с тем они столь детальны, в них столько ссылок на отечественных и иностранных авторов, что не верится порой в способность одного человека совершить такую гигантскую работу. За свою шеститомную "Историю античной эстетики" Лосев заслуженно получил Государственную премию.
Когда Лосев умер в 1988 году, не дожив всего 5 лет до своего столетнего юбилея, то поистине "ослабла связь времен". Лосев как никто иной связывал нашу культуру с античной. Он без устали переводил с греческого, ибо считал, что это один из радикальнейших путей развития отечественной философии.
Лосев соединил в своей философии четыре составляющие: филологию, феноменологию, диалектику и символизм. Лосева интересует в первую очередь пронизанное смыслами живое бытие предмета. Понятие не "схватывает" сущность живой конкретности, это под силу только эйдосу. Однако мир состоит не из неподвижных эйдосов и их выражений в слове. В соответствии с этим истинная философия приобретает диалектический, подвижный характер. Движение эйдосов и слов приводит к связи с иным, взаимосвязанные реалии свидетельствуют друг о друге, они в этом смысле являются символами. В качестве сфер бытования эйдосов, слов, символов Лосев рассматривает язык, миф, религию, искусство, философию. Ему удалось создать весьма своеобразную философскую систему, достоинства которой изучены пока недостаточно. Ее можно назвать философией жизненности эйдосов, слов и символов.
ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
О ФИЛОСОФИИ ЗАПАДА И ВОСТОКА
Под восточной философией обычно понимают философию Индии, Китая и Японии. Непредвзятый анализ показывает, что хотя различия между восточной и западной философией существуют, они не являются чрезмерными. Многие знатоки философии считают, что нет как таковой западной или восточной философии. Нет единого "духа" западной или восточной философии, который определялся бы характером соответствующих народов. Говорят, что западная философия рациональна, научна, натуралистична, ориентирована на прогресс и активную преобразующую деятельность, а восточная философия религиозна, мистична, интуитивна, нацелена на эстетико-этическую просвещенность. Но детальное сопоставление философских воззрений Запада и Востока всякий раз показывает, что введенные различия имеют не регионально ограниченный, а универсальный характер. Так, мистик — это универсальная фигура. В средневековой философии и ее современных модернизациях мистики сколько угодно; иначе говоря, мистика характерна не только для индийских философских систем. В то же время, индийские и китайские философы много занимались изучением логических вопросов, отнюдь не всегда проигрывая в этом своим коллегам с Запада.
В философском отношении Запад интересен Востоку, а Восток Западу. Былой обособленности нет больше места. В своем единстве они призваны сформулировать планетарное философское мышление будущего.
ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Для индуса характерен интерес как к человеку, так и к целостности мира. То и другое выливается в единство, которое лучше всего выражается формулой: "Атман есть Брахман".
Атман — это всепроникающее духовное начало, Я, душа. Брахман — безличный духовный абсолют, из которого происходит все остальное. Решающая мысль состоит в том, что Атман и Брахман совпадают. Атман — это самосознание Брахмана, они совпадают, всякой двойственности приходит конец. Многие индусы считают, что на Западе слишком резко противопоставляют Бога человеку и природе, в то время как весь мир одушевлен одним и тем же духом, одним и тем же Богом.
Совпадение Я-Атмана с безличным Брахманом открывает человеку путь к высшему блаженству. Для этого человеку следует преодолеть иллюзию эмпирического мира, земного, освободиться от него. Достижение человеком вечного Я есть мокша.
Представление об абсолютном бытии создается путем сведения всех вещей к единому целому. Эту задачу нельзя разрешить рациональным образом, ибо интеллект всегда пребывает в мире множества. Есть более могущественная сила в постижении абсолютного бытия, чем абстрактное мышление,- это интуиция, выступающая как погружение во всеобщее сознание и сопряжение со всем существующим. В результате человек совпадает с Богом, с абсолютным бытием.
Индийская мысль довольно мистична. С мистикой органично связана сосредоточенность индусов, которая также признается одним из необходимых достоинств человека. Индусы считают, что именно искусство мистики, духовных переживаний и медитаций (сосредоточенных размышлений) не раз позволяло им противостоять превратностям истории.
Медитация ведет к состоянию нирваны, к избавлению от земных желаний и привязанностей, боли, страданий и удовольствия. В этой связи очень показателен разработанный йогами специальный комплекс приемов и упражнений для достижения состояния нирваны.
Индийскую философию часто обвиняли в пессимизме, догматизме, излишнем традиционализме, переходящем в консерватизм, чуждости идее прогресса, абсолютизации психического, равнодушии к этике. Эти обвинения не многого стоят в свете того, что на протяжении двух с половиной тысячелетий индийская философия достойно выполняет свое назначение — направляет деятельность своих почитателей.
Индусы всегда относились к своим философам с почтением. Отнюдь не случайно одним из первых президентов независимой Индии стал философ С. Радхакришнан.
КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Главный интерес китайской философии — это отношения между обществом и человеком, правителем и его подчиненными. Не теория познания, не логика, не эстетика, а этика стоит на первом месте в размышлениях основных представителей китайской философии. Возраст китайской философии тот же, что у индийской — более 2,5 тысяч лет.
Китайские философы, равно как и их коллеги из других регионов, пристальное внимание уделяли единству мира. В этой связи вводилось представление тянь (небо) и дао (закон изменения вещей). В учении о тянь и дао существовало два подхода: в одном случае им придавалось надмировое значение (Лао-цзы), в другом — по преимуществу этическое (Конфуций). Тянь — безличная, сознательная, высшая сила. Дао — закон изменения вещей, вызываемого этой силой. В тянь и дао явственно слышны религиозные мотивы, тем не менее по сравнению с западной и индийской философией они приглушены.
Состояние всеобщего благоденствия требует подчинения дао, следования его универсальным правилам, подчинения ритмам природы. Человек должен избавиться от личных стремлений, почувствовать дао.
Соблюдать дао — это означает, по Конфуцию, быть не низменным человеком, пренебрегающим общими интересами во имя ложных, а совершенным мужем, для которого характерны пять добродетелей: жэнь — человечность, спокойно-уравновешенное уважение и любовь к другим: будь благопристойным, ненавязчивым; чжи — мудрость, интеллект; и — следование этике справедливости, долга, честности. Особенно это касается отношений в семье (отец — сын, муж — жена, старший брат — младший брат) и на службе (старший — младший; начальник — подчиненный); ли — послушание, деликатность, учтивость, уравновешенность; сяо — покорность воле родителей.
Конфуций видел осуществление своей программы в умело организованном процессе образования и воспитания молодых. Его влияние на китайскую историю часто сравнивают с влиянием Сократа на Западе.
Заключая наш краткий обзор философии Востока, отметим роль традиции в философии. Сколь бы причудливым образом не изменялись окрашенные в национальные тона философские системы, устоявшиеся философские традиции в той или иной форме дают о себе знать. Вот характерный пример. Конфуцианство как философское учение сложилась за пять веков до нашей эры. В XI-XII веках достигает расцвета неоконфуцианство. А в наши дни среди китайских философов много сторонников так называемого нового конфуцианства. Похоже, что философские традиции не умирают.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
· Современная философия состоит из направлений, которые взаимно дополняют друг друга.
· Феноменология рассматривает специфику "работы" сознания человека.
· Герменевтика озабочена пониманием бытия человека в мире.
· Философы-аналитики интерпретируют мир на основе анализа языка.
· Постмодернисты деконструируют устойчивые структуры, тексты в том числе.
· Диалектический и исторический материализм считает базисными реалиями в универсальном смысле материю, а применительно к обществу совокупность производительных сил и производственных отношений.
· Традиционная русская философия понимает мир с позиций православно-религиозного единства любви, добра, истины и красоты.
· Главная формула индийской философии: Атман есть Брахман.
· Основной интерес китайской философии — этическое регулирование отношений между людьми в обществе.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ В СОСТАВЕ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ НА НИХ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ НАШИХ ДНЕЙ"
В феноменологии феномен — это любое явление? Нет, это явление, данное в сознании.
В чем состоит смысл феноменологической редукции? В том, что все проявления жизни человека, каковыми бы они не были, должны сводиться к феноменам.
В чем смысл феноменологического приема эпохе? В том, чтобы воздерживаться от суждений, не полученных путем феноменологической редукции.
Почему феноменологи используют не термин "идея", а термин "эйдос"? Термин "идея" умозрителен, а термин "эйдос" разом и чувственен, и умозрителен. Феноменологи считают, что термин "эйдос" лучше выражает специфику философского познания, чем термин "идея".
Почему герменевтики используют такой, кажущийся несколько странным термин, "бытие-в-мире"? Их интересует бытие человека, но так, чтобы оно не противопоставлялось вещам, ибо в таком случае получится противостояние субъект-объект, которое они не признают. Бытие-в-мире — это характеристика человека, существующего в мире гармонично.
Почему герменевтики используют представление о сущности вещи? О сущности вещей рассуждают те философы, которые полагают, что ее необходимо выделить, понять как потаенный смысл вещи. Как раз такими философами и являются герменевтики. Поэтому они используют философему "сущность вещи".
А вот аналитики не используют выражение "сущность вещи". Они считают, что вещь не многослойна, у нее нет внутреннего смыслового ядра вроде сущности.
Герменевтики для выяснения сущности вещи вопрошают ее. Но разве можно вопрошать не только людей, но и предметы? Герменевтики используют метод вопросов и ответов. Предметы вопрошаются посредством ненасильственного обращения с ними. Вопрошание есть раскрытие потаенности вещи, а не разговор с нею посредством звуков.
Герменевтики настаивают на понимании как центральной философеме. Что имеется в виду под пониманием? Понять что-либо или кого-либо означает раскрыть потаенность вещи и приобщиться к ней.
Почему аналитики столь заинтересованы в "значении слова"? Аналитики выступают против всякой мистики, таинственности. Им нужна ясность. Ее адресатом они считают не сознание ( в него невозможно проникнуть), а слова. Их призыв: давайте будем четко выделять значения слов и тогда мы сделаем философию ясной и всем понятной.
Что такое смыл слова? Смысл слова, согласно аналитикам, есть его значение. Вместо термина "смысл слова" надо использовать термин "значение слова".
Что такое верификация? Верификация — это, в переводе с латинского, проверка. Речь идет о проверке на истинность высказываний. Высказывание "Снег бел" истинно, если проверка действительно показала, что снег бел.
Что такое фальсификация? Проверка высказывания на его ложность. На первый взгляд, кажется, что нет смысла противопоставлять верификации фальсификацию, в том и другом случае идет какая-то проверка. Но если принять во внимание, что теории сменяют друг друга, то смысловое равновесие между верификацией и фальсификацией нарушается в пользу последней. Очень часто, то, что еще вчера считалось истинным, сегодня, в результате появления новой теории, оказывается ложным. И совсем редко, то, что вчера считалось ложным, ныне переводится в разряд истинного.
Что такое дискурс? Языковое поле, область языка, совокупность высказываний.
Что такое языковая игра? Дискурс со всякого рода неожиданностями, незапрограммированным творчеством.
Что такое деконструкция? Работа с высказываниями, т.е. с конструкциями слов, которые заменяются другими словами (отсюда приставка де-, имеющая негативное значение), которые образуют новую связность (выражается приставкой кон-).
Почему постмодернисты делают акцент на непредставимом возвышенном? Речь идет об эстетическом критерии, о художественном, интересном и заманчивом вымысле, который в принципе невозможно превратить в реальность.
Какой смысл заключен в постулировании диалектическими материалистами первичности материи и вторичности сознания? Имеется в виду, что сознание есть результата развития материи, а статус общества определяется уровнем развития производительных сил, прежде всего техники.
На каком основании исторические материалисты (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин) настаивали на социалистической революции. Они полагали, что: во-первых, мир устроен несправедливо (богатые жиреют, а бедные сохнут); во-вторых, вывод о социалистической революции следует из теории К.Маркса об общественном труде. Появление новых экономических теорий поставило под сомнение вывод о необходимости социалистической революции. Разумеется, это не означает, что социумы живут по справедливым законам.
Что такое положительное всеединство? Речь идет о философеме из учения В.С.Соловьева. Весь мир образует положительное всеединство под началом Бога. Тезис о положительном всеединстве не имеет научной значимости. В науке известно, что многие явления взаимосвязаны между собой, но далеко не все.
Что такое соборность? Соборность — это собрание одноверцев.
Что такое космизм? Учение о космической судьбе человечества.
Что такое атман и брахман? Речь идет о концептах древнеиндийской философии, имеющих своих сторонников и в наши дни. Атман — индивидуальное (субъективное), а брахман — всекосмическое духовное начало. Научная значимость концептов атман и брахман незначительна.
Что такое дао? Одна из главных категорий китайской философии. Дао — путь совершенства и совершенствования, небесный или же земной.