Психоаналитическая концепция личности и общества
Исходя из этих положений, которые вывел З. Фрейд, занимаясь лечением психических расстройств, наблюдением за поведением психически нездоровых людей, он подходит к созданию собственной концепции человека и общества, формулируя несколько постулатов, составляющих основу учения.
Во-первых, это постулат, если хотите миф, о первобытной орде. Согласно этому мифу собственно человеку и человеческому обществу предшествовало состояние, в котором пребывал предок человека, и которое характеризовалось полным господством либидо. Либидо выступало основным регулятором поведения членов орды. И становление человеческого общества происходило как результат обуздания либидо, его регулирования нашими предками. Вообще человек отличается от «братьев наших меньших» двумя факторами: 1) несоизмеримостью либидозной энергии, которая к тому же у человека выполняет другую функцию, нежели у животных, 2) человек регулирует своё либидо.
Обуздание либидо далось человеку нелегко. В первобытной орде разворачиваются многие коллизии и драмы, связанные с этим. Это отцеубийство и кровосмешение и в связи с этим боязнь кастрации, раскаяние и чувство вины, табу в отношении отцеубийства, инцеста и других извращенных сексуальных влечений. Этот первобытный опыт регулирования либидо закрепляется в родовых структурах бессознательного, то есть, многократно повторяясь в индивидуальных структурах бессознательного, он становится родовой структурой, передающейся по наследству. Именно в этот период формируются такие структуры человеческой психики, как ОНО и сверх-Я, определяющие всю динамику психической жизни. Последняя понимается как междоусобная внутрипсихическая борьба между бессознательными подавленными влечениями и воспоминаниями, с одной стороны, и распространяющимися на них табу – с другой. Основу ОНО при этом составляют чрезвычайно насыщенные энергией воспоминания о сексуальных влечениях, связанных, прежде всего с сексуальными кровосмесительными устремлениями, а основу сверх-Я – воспоминания о первобытных племенных табу на эти влечения.
Второй постулат психоаналитической концепции человека – постулат о биологически врожденных детских сексуальных фазах. Согласно ему каждый ребенок до 5-6 летнего возраста проходит в своем развитии три детских сексуальных фазы: орально-каннибальную, анально-садистскую и фаллическую. Каждая из этих сексуальных фаз связана с господством определенных эрогенных зон: оральная фаза – слизистая оболочка рта; анальная – слизистая оболочка ануса; фаллическая – пенис (фаллос). Прохождение этих фаз связано с филогенетическими воспоминаниями, переживанием родового опыта формирования и обуздания ОНО. ОНО индивида включает в себя два вида сексуальных подавленных влечений: унаследованные подавленные влечения рода и подавленные влечения, пережитые в течение первых нескольких лет жизни индивида. «Воспоминания» о родовом и детском опыте не только сохраняются в психике, но и обладают прирожденной энергией как активные агенты. Иными словами, всякий «забытый» родовой или индивидуальный опыт человека фактически вовсе не является забытым, а оказывается просто вытесненным из сознания в такой уголок психики, где сосредотачиваются подобные психические явления и который называется «бессознательное». В этом убежище, расположенном на более низком уровне, воспоминания, теперь более живые и активные, чем когда бы то ни было, непрестанно бунтуют против подавления, которому они подвергаются. Этот бунт и есть, по Фрейду, движущий мотив всех поступков и мыслей сознательного человека.
Третий постулат концепции Фрейда говорит о биологически предопределенном Эдиповом комплексе. Согласно ему мальчик (4–6 лет) видит в матери объект своих сексуальных влечений, в связи с чем его отношение к отцу амбивалентно, он испытывает к нему одновременно нежные и враждебные чувства, любовь и ненависть. Это связано с тем, что мальчик отождествляет себя с отцом, с одной стороны, и сознает его как помеху к осуществлению Эдиповых влечений. Поэтому, наряду с привязанностью, мальчик испытывает и страх перед отцом, как соперником, страх кастрации, прежде всего. (У девочки этот комплекс называется комплексом Электры). Эдипов комплекс в жизни индивида тем важен, что именно на этой стадии жизни ребенка формируется его сверх-Я, а вместе с ним преодолевается и сам Эдипов комплекс. Идеальное Я неразрывно связано с высшими началами в человеке: религией, моралью, социальными чувствами.
И с этим связан следующий постулат теории Фрейда – пансексуализм и сублимация. С точки зрения Фрейда, сексуальный инстинкт, либидо выступают стержнем человеческой психики, коренной причиной, мотором психической динамики личности. Именно там необходимо искать глубинные мотивы человеческих поступков. Но в то же время, человека делает человеком именно то, что он не поддается безрассудно влечениям либидо, а регулирует их, подавляет их, соотносит с принципом реальности. Но куда же при этом девается энергия либидо, ведь она не может бесследно исчезнуть? С точки зрения Фрейда, она сублимируется. Понятие сублимации означает отвлечение энергии сексуальных влечений от прямого назначения (получение удовольствия) и направление её на социально полезные цели. Такие явления, как религия, мораль, учителя, авторитеты выступают как бы наследниками роли отца в идеальном Я, вообще вся человеческая культура есть результат сублимирования либидозной энергии. Потому не только религия и мораль, но и наука и искусство, да и все другие виды человеческой деятельности неразрывно связаны с сексуальными влечениями, уходят своими корнями в либидозную энергию, черпают в ней силу и вдохновение. Классический психоанализ исходит из того, что конечные причины социальных конфликтов, общественных процессов вообще следует искать в биологической структуре человека, прежде всего в сексуальном инстинкте, в либидо. Фрейд исходит из того, что во взаимосвязи «человек-общество» необходимо идти от человека к обществу, а не наоборот, искать конечную причину общественных процессов в психологической структуре личности. «Легко показать, что идеальное Я соответствует всем требованиям, предъявляемым к высшему началу в человеке. В качестве заместителя страстного влечения к отцу оно содержит в себе зерно, из которого выросли все религии. Суждение о собственной недостаточности при сравнении Я со своим идеалом вызывает то смиренное религиозное ощущение, на которое опирается страстно верующий. В дальнейшем в ходе развития роль отца переходит к учителям и авторитетам: их заповеди и запреты сохраняют свою силу в идеальном Я, осуществляя в качестве совести моральную цензуру. Несогласие между требованиями совести и действиями Я ощущается как чувство вины. Социальные чувства покоятся на отождествлении с другими людьми на основе одинакового идеала Я.
Религия, мораль и социальное чувство – это главное содержание высшего человека – первоначально составляли одно. …Они вырабатывались филогенетически на отцовском комплексе…» [2, с. 33–34].
Неофрейдизм
Пансексуализм, психологизация человека и общественной жизни классическим психоанализом привели к тому, что уже при жизни З. Фрейда его ученики-последователи Карл Густав Юнг (1875–1961) и Эрих Фромм (1900–1980) отказались от этих положений и существенно реформировали психоанализ благодаря чему психоанализ только выиграл и расширил свое влияние.
К. Юнг разошелся с Фрейдом, прежде всего, в понимании содержания бессознательного как только либидо, сводить все к сексуальности и выводить всю европейскую культуру из сублимации. По мысли Юнга, вообще не индивидуальное, а коллективное бессознательное выступает первичным, в его недрах формируются архетипы, которые невозможно адекватно выразить в языке и которые оказывают решающее влияние на индивидуальное бессознательное. Эти архетипы бессознательного лежат в основе культур и цивилизаций, в основе менталитета народов, принадлежащих к различным культурам и нациям. Различие западной и восточной культур Юнг видит в истории этих культур, в архетипах бессознательного, сформировавшихся еще на заре этих культур. Восточная культура характеризуется высокой степенью коллективизма и приверженностью к архетипам коллективного бессознательного, в то время как западная слабо привержена к коллективистским нормам и больше ориентирована на индивидуальный успех и индивидуалистическую мораль. Но, несмотря на различие культур народов и наций, в их архетипах есть много общего (взять хотя бы символ Родина-мать), что дает возможность взаимообогащения и взаимопроникновения различных культур. Один из путей выхода европейской культуры из глубокого кризиса, по мысли К. Юнга, заключается в её сближении и обогащении культурой Востока.
Другим наиболее известным представителям неофрейдизма является Эрих Фромм. Немец по происхождению, он в 1933 году переехал в США и до конца жизни прожил в Америке. Фромм, как и Юнг, выступает против пансексуализма Фрейда, хотя и разделяет учение последнего о бессознательном. «Мое неприятие теории Фрейда означает не принижение роли секса, – пишет он, – а наоборот, необходимость более глубокого и серьезного его понимания. З.Фрейд сделал лишь первый шаг в открытии того значения, какое имеют страсти в межличностных отношениях; исходя из своих физиологических взглядов, он объяснил их физиологически. При дальнейшем развитии психоанализа возникает потребность откорректировать и углубить фрейдовскую теорию, переместив проблему из физиологической области рассмотрения в биологическую и экзистенциальную» [6, с. 24]. Фромм, в отличие от Фрейда, идет не от человека к обществу, а от общества к человеку, и на место либидо он ставит любовь, которая является единственным ответом на проблему человеческого существования.
Что же это за проблема? Когда наш звероподобный предок стал человеком и осознал себя таковым, он порвал свою органическую связь с природой и себе подобными. Несмотря на свое единство с природой и другими людьми, он видел и свою особость, отделенность, свою случайную заброшенность в этот мир, свое отчуждение. И преодолеть свое одиночество и отчуждение, свою тревогу в силу отделенности, стыд в силу принадлежности к противоположному полу, чувство вины в силу неспособности использовать собственные человеческие возможности, человек может только благодаря любви. Но Фромм, в отличие от Фрейда, понимает любовь очень широко. Эротическая любовь есть только один из видов любви, способная преодолеть противоположность полов. «Любовь – это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; которая объединяет его с другими. Любовь помогает ему преодолеть чувство изоляции и одиночества, при этом позволяя ему оставаться самим собой и сохранять свою целостность» [6, с. 17]. Наряду с эротической любовью Фромм выделяет братскую любовь – «наиболее фундаментальный вид любви», любовь ко всем человеческим существам; материнскую любовь – любовь матери к своему ребенку; отцовскую любовь – тоже любовь к ребенку, но совершенно иная по своей природе, чем материнская; любовь к себе, которую следует отличать от эгоизма; любовь к Богу, как отражение одиночества и вытекающей отсюда потребности «преодолеть тревогу одиночества посредством объединения». Любовь, по мнению Фромма, является единственно подлинным способом человеческого бытия.
Однако состояние дел в современном ему обществе, по заявлению Фромма, оставляет мало места оптимизму. Анализируя положение человека в капиталистическом обществе середины ХХ века, Фромм отмечает состояние отчужденности, глубокое чувство неуверенности, бессилия, сомнения, одиночества и тревоги. В нем отсутствует истинная любовь, а преобладают ее незрелые, симбиотические формы: пассивная форма симбиотического союза – мазохизм и активная форма – садизм. Люди не умеют любить и не хотят овладевать искусством любви. Человеческое существование в капиталистическом обществе характеризуется стремлением к потреблению. Главное к чему стремится человек – иметь. Любовь понимается как обладание, человеческое счастье как обладание все большим кругом предметов в различных областях. Иметь или быть – это, по мысли Фромма, одна из главных дилемм современного общества. Ведь подлинная любовь – это отдавание.
Общество, должно быть перестроено на основе отношений истинной любви, а это означает коренную перестройку существующих капиталистических отношений, где «определяющим фактором является рыночный обмен». Справедливое общество, по мысли Фромма, должно быть организовано таким образом, чтобы дать простор развитию подлинных отношений любви, чтобы социальная действительность не разъединяла, а объединяла человека с другими людьми и при этом ценила в нем личность, его Я. Любое общество, которое исключает развитие любви, должно, в конце концов, погибнуть оттого, что оно противоречит основным человеческим потребностям.
Література
1 Маркс, К. Тезисы о Фейербахе / Маркс К. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – М. : Политиздат, 1955. – Т. 3. – С. 1–4.
2 Фрейд, З. Я и ОНО / Фрейд З. – М. : Мэттэм, 1990. – 56 с.
3 Уэллс, Г. Крах психоанализа. От Фрейда к Фромму / Уэллс Г. – М. : Прогресс, 1968. – 287 с.
4 Фрейд, З. Психология бессознательного / Фрейд З. – М. : Просвещение, 1990. – 448 с.
5 Фромм, Э. Величие и ограниченность теории Фрейда / Фромм Э. – М. : АСТ, 2000. – 448 с.
6 Фромм, Э. Искусство любить / Фромм Э. – М. : Педагогика, 1990. – 226 с.
Екзистенциализм
В ряду неклассических философских систем ХХ века, сосредоточивших свое внимание на проблеме человека, экзистенциализму принадлежит особая роль. В середине прошлого века экзистенциализм был одним из влиятельных философских течений, оказывающих огромное влияние на всю духовную культуру Западной Европы. Его влияние было обусловлено не только новизной рассматриваемой им проблемы (постановку проблемы можно найти уже в философии Средневековья и Возрождения), сколько в ее радикализации. До него проблема существования человека с точки зрения ее внутреннего переживания и осмысления самим человеком с такой остротой никем не ставилась. Экзистенциализм по своей сути представляет собой осмысление человеческого существования и мира через призму человеческого существования. И хотя уже во второй половине прошлого века влияние экзистенциализма существенно ослабело, его вклад в наше сегодняшнее представление о человеке трудно переоценить