Тема 5. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ОСОБЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

В конце XVIII — первой половине

Критическая

XIX вв. немецкими мыслителями был

Философия Канта

создан преемственный ряд философских

систем, которые принято называть классической философией. Немец­кая классическая философия охватывает исторический период пример­но в 100 лет с середины ХVІІІ века до середины ХІХ века. Ее основны­ми чертами были: а) возрождение диалектики; б) критика обыденной (рассудочной) философии; в) стремление представить философию как систему научного знания.

Одним из наиболее ярких представителей немецкой классической философии был Иммануил Кант (1724–1804 гг.). Теоретическая дея­тельность Канта отчетливо делится на два периода: докритический и критический. В докритический период (с 1770 г.) Кант занимался проблемами естествознания, решал их с материалистических позиций.


Тема 5. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ОСОБЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ - student2.ru

К этому периоду относится, напри­мер, разработка им научной гипоте­зы о естественном происхождении Солнечной системы. Он представлял ее как процесс возникновения и раз­вития Солнца и всех планет из вра­щающейся гигантской газовой туман­ности. Эта гипотеза сыграла важную роль в борьбе с метафизическим спо­собом мышления.

Рис. 28.Иммануил Кант

В критический период Кант стал заниматься сугубо философскими проблемами. В это время он создает систему трансцендентального или критического идеализма. Главными его сочинениями, в которых изложе­ны философские взгляды, являются «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суж­дения» (1790).

Первое сочинение посвящено вопросам теории познания и отвеча­ет на вопрос: «Как возможна наука и философия?». Второе посвящено морали и отвечает на вопрос: «Как возможна нравственность и каким должно быть поведение людей?». И третье — проблемам явления на­шему сознанию вещей и процессов природы и отвечает на вопрос: «Как возможно прекрасное в природе и искусстве?».

В этих работах проводилась мысль о том, что главным и основным элементом философии должна быть проблема познания. Причем, предме­том философии должно быть не изучение самих по себе вещей — приро­ды, мира, человека, а самой познавательной деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. В этом смысле Кант назы­вает свою философию трансцендентальной (выходящей за пределы).

Как же Кант решает проблему познания? Это вопрос довольно широкий и сложный.

Во-первых, Кант, в отличие от Юма, признавал существование мира вещей вне нашего сознания. Но природа, по Канту, это мир явлений, т. е. мир наглядных представлений субъекта. Каждое явление понима­лось им лишь как хаос ощущений, приходящих из внешнего мира. Ис­ходя из этой своей позиции, Кант делает вывод, что человек познает лишь явления. В то же время Кант не отрицал существование «вещей самих по себе». Однако их сущность никогда не может быть раскрыта



наукой, творческим разумом человека. Познаваемыми Кант считал только явления. Причем, познавая явления, мы познаем не сами пред­меты, а то, что возникло в сознании под влиянием «вещи в себе».

Во-вторых, познание, по Канту, имеет следующие три ступени: нрав­ственность, рассудок, разум. Для разума, как высшей ступени, харак­терны антиномии. Антиномия — это противоречие между двумя поло­жениями, признаваемыми одинаково правильными. Кант указывает на следующие четыре антиномии:

1) мир конечен во времени и пространстве; мир бесконечен во вре­мени и пространстве;

2) все в мире просто и неделимо; все в мире сложно и делимо;

3) в мире существует свобода; в мире нет свободы и все совершает­ся по законам природы, т. е. необходимо;

4) существует Бог как первопричина мира; не существует никакой первопричины мира.

Говоря об этих антиномиях, Кант пришел к выводу, что разум не может разрешить их. В этом он усматривает нечто вроде сигналов ра­зуму о безнадежности его попыток разрешить неразрешимое, познать непознаваемое.

В-третьих, главным объектом познания Кант считал априори, т. е. знания, которые изначально присущи сознанию, которые существу­ют независимо от опыта. К ним относятся пространство, время, при­чинность и ряд других категорий. Мир явлений, по Канту, беспорядо­чен, хаотичен, в нем нет никакой закономерности, необходимости, он существует даже вне пространства и времени. И лишь человек вносит в мир явлений порядок, закономерности, причинно-следственные свя­зи, пространственно-временные рамки, которые не существуют объек­тивно, а порождаются сознанием.

Основой поведения человека является «автономная воля» и пра­вила, или максимы, вырабатываемые в обществе. Регулятором пове­дения людей выступает моральный закон «Поступай так, чтобы максима твоей воли совпадала с принципом всеобщего поведения». Таким образом, согласно категорическому императиву Канта, вся мораль в обществе должна основываться на соблюдении чувства долга: человек должен по отношению к другим людям проявлять себя как ра­зумное, ответственное и неукоснительно соблюдающее моральные пра­вила существо.

Разум определяет ход истории к справедливому, разумно органи­зованному гражданскому обществу, где должны господствовать зако­ны, равенство, братство и всеобщий мир.


Философские взгляды Фихте

Иоганн Готлиб Фихте (1762– 1814 гг.) известен своими трудами «Нау-коучение», «О назначении ученого» и др., в которых он изложил систему субъективно-идеалистической диалек­тики. Основным понятием его философии является самосознание, «Я», которое выступает единой реальностью, всемогущей творческой силой. Фихтеанское «Я» — это не только разум, но и воля, не только позна­ние, но и действие.

Я=Я О

Субъективный идеализм Фихте имеет волюнтаристский характер, поскольку философ отождествляет разум и волю. Субъект, согласно Фихте, творит весь объективный мир. Три положения являются основ­ными в философии Фихте: «Я полагает Я» (самосотворение, самоут­верждение), «Я полагает не-Я» (творчество всего вокруг), «Я полагает Я и не-Я», т. е. взаимоотношения субъекта и объекта. Самоутверждение Я тождественно бытию: «Любая реальность деятельна, вся деятельность реальна». Поскольку единой реальностью есть Я, то оно может разгра­ничиваться только с самим собой. Я отличает себя от себя самого в виде не-Я. Деятельность Я приобретает пространственно-временные очер­тания: реальность Я — это точка, ее отход от себя — линия, отрицание линии — площадь, движение площади — объем.

Я и не-Я
Движение площади
Тема 5. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ОСОБЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ - student2.ru
Тема 5. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ОСОБЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ - student2.ru
о=^>#
L/---- С7

Движение линии
----- Ф

движение точки
синтез Я и не-Я

Я=не-Я

Выдающийся представитель немец-

Философия природы

кой философии Фридрих Вильгельм Шеллинга

Шеллинг (1775–1854 гг.) создал объек­тивно-идеалистическую «философию тождества». Он считал первоос­новой всего существующего абсолютное тождество бытия и мышления, материи и духа, объекта и субъекта. Эта первооснова выступает как не­осознанное хотение и действование, как прообраз того, что может по­явиться. Все тела природы становятся просто усмотрением мирового духа, а природа в целом — это всего лишь «незрелая разумность». Ис­тория природы оказывается, таким образом, историей духа.

Сердцевина философии Шеллинга — категория Абсолюта. Абсо­лют — это нечто самостоятельное, не зависящее от отдельных «Я»,


Тема 5. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ОСОБЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ - student2.ru

существующее в потустороннем мире, но через природу воплощающее себя в соци­альной жизни. Абсолют, по Шеллингу, есть полная тождественность духа и при­роды, из которой он проявляется в обще­стве. С другой стороны, развитие в приро­де идет за счет развития ее самопознания по схеме: внутреннее чувство самой при­роды — —> саморефлексия человека — —> — —> абсолютная воля. Абсолют оказы­вается по существу Богом, в первом случае творящим мир, во втором — являющимся конечной целью развивающегося мира.

Рис. 29.Фридрих Вильгельм Шеллинг

Взгляды Шеллинга на природу идеа­листичны, а сама материя духовна. Но вместе с тем Шеллинг вносит в учение о природе идею развития: природа обус­ловливает возникновение человеческого сознания. Переход к созна­нию осуществляется через ряд прогрессивных ступеней развития. Важнейшим достижением философии природы Шеллинга было использование диалектики в рассмотрении природы и ее явлений. Фи­лософ считал необходимым условием исследования природы поиск динамических, реальных противоположностей. Благодаря этому фи­лософия природы Шеллинга превращается в идеалистическую диа­лектику природы.

Философия Гегеля как наивысшее достижение немецкой классической философии

Крупнейший представитель немец­кой классической философии Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770– 1831 гг.) оставил после себя целую сис­тему философии, которую можно оха­рактеризовать как объективный иде­ализм, соединенный с разработанным им же диалектическим методом мышления. Как и для всякого идеалиста, для Гегеля мышление пер­вично. Известно, что мысли, понятия, идеи существуют лишь в нашей голове как отражение в мыслящем мозгу объективного мира. Гегель же отрывает эти мысли, идеи от человеческой головы, придает им само­стоятельное существование и называет абсолютной идеей. По Гегелю, абсолютная идея представляет собой систему саморазвивающихся со­бытий и понятий и является творцом природы и человеческого обще­ства. В процессе саморазвития идея проходит различные этапы, все пол-


Тема 5. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ОСОБЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ - student2.ru

нее и полнее раскрывая свое внут­реннее содержание.

Рис. 30.Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Абсолютная идея существует из­начально в мире, отчуждая себя сна­чала в мышление, где проходит три ступени в своем развитии: понятие, суждение, умозаключение. После того, как она исчерпает себя в мыш­лении, она отчуждает себя в другую область — в природу. Здесь она, про­ходя через три ступени: механику, химизм и органику — достигает сво­его высшего выражения в человеке и отчуждает себя в общество, где про­ходит в своем развитии новые три ступени: субъективный дух, объектив­ный дух (в виде права, семьи, государ­ства) и абсолютный дух (в виде искусства, религии и философии). Пер­вый этап — развитие идеи в самой себе. Это логическое понятие. Этот этап изложен в книге «Наука логики» (1812) (схема 6).

Второй этап — принятие идеей формы природы: неорганического и органического мира и человека. Этот этап изложен в произведении «Философия природы» (1817).

Третий этап — переход идеи от чуждой для нее природы в область развития науки. Этот этап излагается в работе «Феноменология духа» (1807).

Последний этап является той же идеей, но обогащенной в ходе сво­его диалектического развития. Здесь идея проявляется в форме госу­дарства, искусства, религии и философии.

Главное для Гегеля — доказать, что сознание, жизнь духа и мыш­ления определяют законы природы и общества. Философия, по Геге­лю, это проявление мыслящего разума, творящего мир и изменяюще­го его. Гегель — творец диалектического метода, он дал развернутую критику господствующего в науке и философии метафизического метода и противопоставил ему разработанный на идеалистической основе диалектический метод. В основе диалектики Гегеля лежит иде­алистическое представление о том, что источник всякого развития как природы, так и общества, и человеческого мышления, заключен в са­моразвитии понятия. Диалектика понятий определяет собой диалек­тику вещей.



Схема 6.Система Гегеля

I. «Наука логики»

1) бытие:

• количество;

• качество;

• мера.

2) сущность:

• противоречия;

• случайность и необходимость;

• возможность и действительность.

3) понятие:

• субъективность;

• объективность;

• идея.

II. «Философия природы»

1) механика:

• пространство, время;

• движение, материя.

2) физика (физические и химические свойства тел);

3) органическая физика (жизнь как непосредственное существование идеи).

III. «Философия духа»:

1) антропология (душа в виде человека);

2) феноменология (сознательно отличает себя от телесного);

3) психология (дух подчиняет себе внешний мир).

Заслуга Гегеля по сравнению с его предшественниками состоит в том, что он дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформулировал на идеалистической основе основные законы диалектики:

• единства и борьбы противоположностей;

• взаимного перехода количественных и качественных изменений;

• отрицания отрицания.

Суть диалектического метода Гегеля выражена в схеме, которая называется Триадой (поскольку в ней три основных элемента): тезис -антитезис - синтез.

Согласно гегелевской диалектике, в каждой вещи, находящейся в состоянии тождества к самой себе, заложено ее отрицание, нечто иное. Благодаря этому происходит сначала процесс зарождения противоре­чий, а затем и процесс разрешения их. Диалектика Гегеля требует веч­ного развития, революционных изменений. В то же время философ­ская система Гегеля требует возврата к исходному пункту развития.

Возникает противоречие между прогрессивным диалектическим методом и требованиями метафизической системы. Система, по Геге­лю, должна быть завершена, а это значит, что абсолютная истина дол­жна быть в конце достигнута. Гегель рассматривал свою систему как

философию, венчающую собой развитие всего человечества, в которой достигнута абсолютная истина; тем самым и история как бы приобре­ла свое завершение и достигнутое ею состояние, т. е. состояние совре­менной Гегелю Германии, объявлялось высшей точкой исторического движения человечества.

Таким образом, диалектика Гегеля была идеалистической, основыва­лась на неверных исходных положениях, но рациональным содержанием своей диалектики, идеей саморазвития мира Гегель оказал огромное вли­яние на передовых мыслителей. Благодаря диалектике философия Гегеля заняла почетное место в истории философии. Она вызывает вос­хищение своей грандиозностью, стройностью, богатством содержания и мастерством исполнения. Философия Гегеля была и остается не толь­ко шкалой мышления, но и стержнем европейской мысли.

Завершает развитие немецкой фи-

Антропологический

лософии Людвиг Фейербах (1804– принцип философии

1872 гг.). Вначале Фейербах хотел по-

Фейербаха

святить себя богословию и с этой целью

Тема 5. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ОСОБЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ - student2.ru

в 1823 г. поступил на богословский факультет Гейдельбергского уни­верситета. Однако уже через год он покидает богословский факультет и переезжает в Берлин, где слуша­ет лекции Гегеля. С 1839 г. Фейер­бах ведет уединенную жизнь (преимущественно в деревне), публикуя свои философские тру­ды, в которых он постепенно от­ходит от гегелевской философии.

В чем же сущность филосо­фии Фейербаха? Можно выде­лить следующие характерные чер­ты его философии.

Рис. 31.Людвиг Фейербах

Во-первых, в решении основно­го вопроса философии Фейербах был материалистом. В 1839 г. он опубликовал работу «К критике философии Гегеля», свидетельству­ющую о его разрыве с идеализмом и переходе на позиции материализ­ма. В 1841 г. вышло самое крупное произведение Фейербаха «Сущность христианства», в котором он уже выступал как зрелый материалист. Здесь он писал так: «Действительное отношение мышления к бытию таково: бытие — субъект, мышление — предикат». При этом понятие



бытия у Фейербаха тождественно понятию природы. Природа вечна, отдельные же ее предметы и явления временны, возникают и исчезают.

Во-вторых, материализм Фейербаха является антропологическим, поскольку в центре его философии находится человек (антропос) как природное биологическое существо. При этом в своем обосновании первичности материи и вторичности сознания Фейербах исходил из человека как воплощения единства материального и духовного, дока­зывал, что тело человека первично, а сознание вторично. Каково состо­яние тела человека, таково и его сознание, психика. Человек Фейерба­ха, от которого он отталкивается при выработке своей философии, — это абстрактное, вне мира обитающее существо, это человек вообще, а не конкретно-исторический реальный человек.

В-третьих, антропологический материализм Фейербаха оставался метафизическим. Фейербах в гегелевской философии не заметил ра­циональное зерно — его диалектику. В результате вместе с идеалисти­ческой системой отбросил и диалектику. Метафизичность Фейербаха проявляется, например, в том, что сущность человека рассматривалась им как раз навсегда установленная, неизменная.

В-четвертых, философия Фейербаха носила атеистический харак­тер. Он выступал одновременно и как борец против идеалистической философии, и как критик религии. Опровергая религиозные догмы, Фейербах показывал, что не Бог создал человека, а человек — Бога. Бог — это сущность человека, вынесенная за пределы самого человека. Он является тем, кем человек хочет, но не может стать на Земле. Рас­сматривая Бога как творение человека, как вознесенное на небеса во­площение человеческих стремлений, Фейербах указывал тем самым на земные корни религии. Однако атеизм Фейербаха не является последо­вательным. Это объясняется метафизическим характером его материа­лизма. Так, борясь против традиционных форм религии, он в то же вре­мя ратовал за создание новой земной религии, религии любви человека к человеку. Такая религия, по мнению Фейербаха, призвана была приве­сти к упорядочению связей между людьми, к укреплению государства.

В-пятых, в теории познания Фейербах выступал как сенсуалист. Он считал, что ощущения составляют единственный источник нашего познания. Только то, что дано нам через органы чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание — обладает, по Фейербаху, подлинной реально­стью. С помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния других людей. Он отвергал возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума, считая последнее изо­бретением идеалистической спекуляции.

В-шестых, в понимании общественной жизни Фейербах был идеа­листом. Как и все материалисты-метафизики, он не дошел до понима­ния того, что сознание людей определяется не только состоянием их тела и окружающей природой, но и главным образом материальными условиями жизни людей, их общественным бытием. Таким образом, можно констатировать, что Людвиг Фейербах был первым философом, который осознал, что идейный потенциал немецкой классической фило­софии исчерпан. Он обосновал, что после того как его предшественника­ми Кантом, Фихте, Шеллингом, Гегелем и другими духовная реальность была высоко вознесена, а «храм чистой мысли» построен в завершен­ной и детализированной форме, нужно было вернуть все это на землю, приблизить к человеку. Фейербах перевел идеи своих предшественни­ков в русло человеческого самоопределения и самоутверждения, поло­жив в основу своей философии антропологический принцип.

Немецкая классическая философия, охватывая сравнительно крат­кий период, по целому ряду моментов представляет собой вершину философского развития, которая в то время могла быть достигнута. Так, в философии Канта нашла свое отражение рефлексия человеческой свободы и равенства в период до Французской революции. Послекан-товская философия Фихте и Шеллинга, и особенно Гегеля, наносит серьезный удар по агностицизму и некоторым позициям механисти­ческого материализма. В философии Гегеля рассматриваются законы не только объективной, но и субъективной диалектики.

Тема 5. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ОСОБЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ - student2.ru Тема 5. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ОСОБЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ - student2.ru Активности

или

деятельности

Системности знания

Принципы, введенные немецкой классической философией

'В основе всех знаний, понятий и идей лежит человеческая активность: мы знаем лишь то и настолько, что и насколько вошло в контекст нашей деятельности

Любое знание получает свое обоснование, достоверность и оправдание лишь в системе знаний



Развития

В мире все связано со всем; эта общая связь резюмируется единым результатом - развитием



Тема 5. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ОСОБЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ - student2.ru Рефлексии

Развитие знаний, а также развитие вообще возможны потому, что каждый шаг в процессах бытия входит в единое целое. Поэтому развитие предстает как углубление и обогащение содержания тех процессов, которые развиваются. Развитие познания происходит через движение от неосознанного к осознанному, от осознанного частично к осознанному полнее и т. д.



Немецкая классическая философия обогатила философию и науку целым рядом идейных достижений, среди которых нужно выделить, прежде всего, четыре основных принципа, которые широко использу­ются современной наукой.

Немецкая классическая философия, основными чертами которой были идеализм, диалектика, абстрактность, элитарность, увлеченность разработкой философских категорий, попытками осмыслить специфику труда и жизни общества, подготовила почву для появления марксизма.

Наши рекомендации