Запишите слово, пропущенное в таблице. 5.Найдите в приведённом ниже списке формы познания, относящиеся к рациональному
Принцип | Характеристика |
Фальсификация | Теория считается научной, если она может быть опровергнута, т.е. способна доказать свою ложность |
… | Подтверждение теории наблюдаемыми фактами |
5.Найдите в приведённом ниже списке формы познания, относящиеся к рациональному уровню:
1. суждение
2. ощущение
3. представление
4. понятие
5. умозаключение
6. восприятие
6. Найдите понятие, которое является обобщающим для понятий приведённого ниже ряда:
1)математическое моделирование; 2) социальный эксперимент; 3) выдвижение гипотез; 4) научное наблюдение 5) методы познания.
Ниже приведён ряд терминов. Все они за исключением двух, характеризуют основания науки. Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда.
1) нормы исследования; 2) идеалы исследования; 3) научная картина мира 4) социальная дифференциация; 5) стиль мышления; 6) архетипы.
8. Найдите в приведённом списке черты, характерные только для постнеклассической рациональности:
1) механистический редукционизм;
2) принцип самоорганизации;
3)жёсткий детерминизм;
4) вероятность;
5) глобальный эволюционизм;
6) синергетический подход.
9. Установите соответствие между авторами и разработанными понятиями:
1.Пролиферация (размножение) теорий А. Т. Кун
2.Исследовательская программа Б. П. Фейрабенд
3.Научная парадигма В. И. Лакатос
Тема 16. БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ)
В результате освоения данной темы, бакалавр должен:
знать
- понятие и типы социального прогнозирования;
- типологию обществ и признаки информационного типа общества;
- проблемы и противоречия современной техногенной цивилизации;
- классификацию, истоки и признаки глобальных проблем;
уметь
- распознавать характерных признаки разных типов общества;
- давать оценку путям и методам решения цивилизационных противоречий современности;
владеть
-навыками выявления взаимосвязи глобальных проблем современности;
-пониманием истоков, противоречий и перспектив современной цивилизации.
1. Социальное прогнозирование, его типы (поисковый, нормативный, аналитический, предостерегающий) и методы (экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, сценарии будущего, экспертные оценки).
2. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления.
3. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Особенности разрешения глобальных проблем.
Понятие глобализации. Усиление процессов глобализации во всех общественных сферах. Информатизация как основа глобализации и универсализации общества. Эволюция информационных технологий. Технотронная эпоха. Понятие глобальных проблем. Признаки. Основные характеристики в иды глобальных проблем. Преодоление глобальных проблем.
Технический прогресс, проблема контроля технического прогресса. который набирает скорость, но при этом становится неконтролируемым. Техносфера. Проблема взаимодействия техносферы и биосферы.
Переориентация потребления: замена массового производства и потребления вещей индивидуальным производством и потреблением информации. Информация как основной фактор и условие развития человечества. Информационное общество.
Футурология как наука. Методы современной «науки о будущем».
Основные понятия: общепланетарная цивилизация, техногенная цивилизация, ноосфера, социальное прогнозирование, информация, гуманизм.
Контрольные вопросы
1. Каковы основные функции социального прогнозирования?
2. Какому методу социального прогнозирования в настоящее время вы отдаете предпочтение? Почему?
3. Определите место социального прогнозирования в политическом сознании современного общества.
4. Что представляет собой «общепланетарная цивилизация»?
5. Что такое «информационное общество»? Какова закономерность его появления?
6. Основана ли ноосферная цивилизация на принципах ноосферы Вернадского и Тейяра де Шардена?
7. Какие причины являются главными в возникновении глобальных проблем?
8. Можно ли решить глобальные проблемы в ближайшем будущем?
9. Каковы сценарии будущего?
10. Как вы сформулируете космические перспективы развития социума?
Библиографический список
Основной
1. Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов/В.Н. Лавриненко. М.: Юрайт, 2014
2. Пастушкова О.В. Конспект лекций по философии: учеб. пособие. [Электрон. ресурс]. Воронеж.: ФГБОУ ВПО «ВГТУ», 2014
- Глотова В.В. Историко-философская мысль: учеб. пособие. Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2010
Дополнительный
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации/Р.Ф.. М., 1994.
2. Араб-Оглы Э.А. Европейская цивилизация и общечелове-ческие ценности/Э.А. Араб-Оглы//Вопросы философии. 1996. № 6.
3. Введение в социальную экологию. Ч.1-2. М., 1994.
4. Вернадский В.И. Открытия и судьбы/В.И. Вернадский. М., 1993.
5. Горелов А.А. Социальная экология/А.А. Горелов. М., 1998.
6. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.
7. Казначеев В.П. Проблемы человековедения/В.П. Казначеев. М., 1997.
8. Кочергин А.Н. Философия и глобальные проблемы/А.Н. Кочергин. М., 1996.
9. Кара-Мурза С.Г. Наука и кризис цивилизации/С.Г. Кара-Мурза//Вопросы философии. 1990. № 9.
10. Мантатов В.В. Стратегия разума: экологическая этика и устойчивое развитие: в 2 т./В.В. Мантатов. Улан-Удэ, 2000.
11. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизационного человечества/К. Лоренц//Вопросы философии. 1992. № 8.
12. Ясперс К. Будущий мировой порядок/К. Ясперс//Век ХХ и мир. 1990.№9.