Запишите слово, пропущенное в таблице. 5.Найдите в приведённом ниже списке формы познания, относящиеся к рациональному

Принцип Характеристика
Фальсификация Теория считается научной, если она может быть опровергнута, т.е. способна доказать свою ложность
Подтверждение теории наблюдаемыми фактами

5.Найдите в приведённом ниже списке формы познания, относящиеся к рациональному уровню:

1. суждение

2. ощущение

3. представление

4. понятие

5. умозаключение

6. восприятие

6. Найдите понятие, которое является обобщающим для понятий приведённого ниже ряда:

1)математическое моделирование; 2) социальный эксперимент; 3) выдвижение гипотез; 4) научное наблюдение 5) методы познания.

Ниже приведён ряд терминов. Все они за исключением двух, характеризуют основания науки. Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда.

1) нормы исследования; 2) идеалы исследования; 3) научная картина мира 4) социальная дифференциация; 5) стиль мышления; 6) архетипы.

8. Найдите в приведённом списке черты, характерные только для постнеклассической рациональности:

1) механистический редукционизм;

2) принцип самоорганизации;

3)жёсткий детерминизм;

4) вероятность;

5) глобальный эволюционизм;

6) синергетический подход.

9. Установите соответствие между авторами и разработанными понятиями:

1.Пролиферация (размножение) теорий А. Т. Кун

2.Исследовательская программа Б. П. Фейрабенд

3.Научная парадигма В. И. Лакатос

Тема 16. БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ)

В результате освоения данной темы, бакалавр должен:

знать

- понятие и типы социального прогнозирования;

- типологию обществ и признаки информационного типа общества;

- проблемы и противоречия современной техногенной цивилизации;

- классификацию, истоки и признаки глобальных проблем;

уметь

- распознавать характерных признаки разных типов общества;

- давать оценку путям и методам решения цивилизационных противоречий современности;

владеть

-навыками выявления взаимосвязи глобальных проблем современности;

-пониманием истоков, противоречий и перспектив современной цивилизации.

1. Социальное прогнозирование, его типы (поисковый, нормативный, аналитический, предостерегающий) и методы (экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, сценарии будущего, экспертные оценки).

2. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления.

3. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Особенности разрешения глобальных проблем.

Понятие глобализации. Усиление процессов глобализации во всех общественных сферах. Информатизация как основа глобализации и универсализации общества. Эволюция информационных технологий. Технотронная эпоха. Понятие глобальных проблем. Признаки. Основные характеристики в иды глобальных проблем. Преодоление глобальных проблем.

Технический прогресс, проблема контроля технического прогресса. который набирает скорость, но при этом становится неконтролируемым. Техносфера. Проблема взаимодействия техносферы и биосферы.

Переориентация потребления: замена массового производства и потребления вещей индивидуальным производством и потреблением информации. Информация как основной фактор и условие развития человечества. Ин­формационное общество.

Футурология как наука. Методы современной «науки о будущем».

Основные понятия: общепланетарная цивилизация, техногенная цивилизация, ноосфера, социальное прогнозирование, информация, гуманизм.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные функции социального прогнозирования?

2. Какому методу социального прогнозирования в настоящее время вы отдаете предпочтение? Почему?

3. Определите место социального прогнозирования в политическом сознании современного общества.

4. Что представляет собой «общепланетарная цивилизация»?

5. Что такое «информационное общество»? Какова закономерность его появления?

6. Основана ли ноосферная цивилизация на принципах ноосферы Вернадского и Тейяра де Шардена?

7. Какие причины являются главными в возникновении глобальных проблем?

8. Можно ли решить глобальные проблемы в ближайшем будущем?

9. Каковы сценарии будущего?

10. Как вы сформулируете космические перспективы развития социума?

Библиографический список

Основной

1. Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов/В.Н. Лавриненко. М.: Юрайт, 2014

2. Пастушкова О.В. Конспект лекций по философии: учеб. пособие. [Электрон. ресурс]. Воронеж.: ФГБОУ ВПО «ВГТУ», 2014

  1. Глотова В.В. Историко-философская мысль: учеб. пособие. Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2010

Дополнительный

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации/Р.Ф.. М., 1994.

2. Араб-Оглы Э.А. Европейская цивилизация и общечелове-ческие ценности/Э.А. Араб-Оглы//Вопросы философии. 1996. № 6.

3. Введение в социальную экологию. Ч.1-2. М., 1994.

4. Вернадский В.И. Открытия и судьбы/В.И. Вернадский. М., 1993.

5. Горелов А.А. Социальная экология/А.А. Горелов. М., 1998.

6. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

7. Казначеев В.П. Проблемы человековедения/В.П. Казначеев. М., 1997.

8. Кочергин А.Н. Философия и глобальные проблемы/А.Н. Кочергин. М., 1996.

9. Кара-Мурза С.Г. Наука и кризис цивилизации/С.Г. Кара-Мурза//Вопросы философии. 1990. № 9.

10. Мантатов В.В. Стратегия разума: экологическая этика и устойчивое развитие: в 2 т./В.В. Мантатов. Улан-Удэ, 2000.

11. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизационного человечества/К. Лоренц//Вопросы философии. 1992. № 8.

12. Ясперс К. Будущий мировой порядок/К. Ясперс//Век ХХ и мир. 1990.№9.

Наши рекомендации