Буддизм и джайнизм: общее и особенное
Две крупнейших религиозно-философских системы Древней Индии – буддизм и джайнизм – преследовали одну и ту же цель – спасение человека от страдания, духовная победа над лишениями и невзгодами. В этом плане между этими системами очень много общего. Однако есть и различия, которые касаются в основном толкования способа избавления человека от страдания. Рассмотрим и охарактеризуем каждое из этих учений более подробно.
Буддизм.Буддизм– религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах. Буддизм стал первой из трех мировых религий.
Выросший в роскоши царевич Сиддхартха Гаутама (563 – 483 гг. до н. э.), названный впоследствии Буддой (буквально – пробужденный, просветленный), самостоятельно сделал свой жизненный выбор – путь крайнего аскетизма и поиска истины. В стремлении найти и преодолеть причину людских страданий он изучал древние знания под руководством индуистских гуру, пока на него не снизошло озарение (божественное откровение, которое буддисты называют просветлением), положившее начало новому учению. В чем его сущность? В чем принципиальная по сравнению с индуизмом новизна?
Существует два аспекта, в понимании которых между буддизмом и джайнизмом имеются принципиальные различия:
1. Индуизм принимает идею единой божественной реальности – Брахмана, проявленного посредством многочисленных богов и богинь, и бессмертной души, которая после смерти вселяется в другое физическое тело. Буддизм отрицает реальность извечного Бога (Брахмана) и высшего «Я». Нет ничего абсолютного; все сущее взаимосвязано и находится в состоянии постоянного изменения.
2. Индуизм принимает за основу «Веды», а буддизм отрицает авторитетность любого знания извне и придерживается эмпирического подхода в построении доказательств. Сравнивая индуизм с буддизмом, следует обращать внимание именно на эти фундаментальные расхождения, а не на особенности этики и культовых отправлений.
Религиозно-философская система традиционного буддизма строится на следующих понятиях:
1) Пратитья самутпада. Данный термин представляет фундаментальную концепцию буддийской философии и может быть переведен трояко: как зависимое начало, как обусловленное воспроизводство и как взаимосвязь. Общий смысл концепции можно передать следующими словами: «Сущностным является то, что возникает; то, что погибает, перестает быть таковым». Иначе говоря, при определенных условиях объект проявляется, а с изменением этих условий – исчезает. Импульс к проявлению объекта также является обусловленным. Можно представить это иначе: все, что должно произойти, обусловлено уже существующими факторами, которые, в свою очередь, зависят от ряда причин, также вызванных определенными влияниями. Другими словами, все сущее находится в тесной взаимосвязи. При попытке осмыслить мироздание у западных мыслителей нередко возникает искушение разделить материальный мир на объекты, существующие независимо друг от друга. Буддизм проповедует иной подход. Согласно учению Гаутамы, мир состоит из бесконечного множества взаимообусловленных качеств, проявляющихся во времени и пространстве при определенных условиях как часть единого целого. Другими словами, любое изменение в мироздании влечет за собой неотвратимые последствия, ибо все сущее находится в тесной взаимосвязи. Таким образом, каждый человек является полностью зависимой частицей окружающего мира. Само существование человека длится до тех пор, пока существуют подходящие для этого условия; при отсутствии оных существование прекращается.
2) Три признака существования. Пратитья-самутпада предусматривает три признака проявленной вселенной:
· анигга. Все в мире подвержено постоянному процессу перемен. Можно теоретизировать по поводу вечных и незыблемых понятий, можно стремиться постичь вечное, но в действительности феноменальный мир изменчив, так как все проявленное зависит от условий, поддерживающих существование;
· анатта. Все сущее не только изменчиво, но и попросту не существует само по себе. В каждый момент времени существование любой вещи полностью зависит от окружающего мира. Однако под взаимосвязью подразумевается нечто большее – буддизм отрицает самость Эго (существование Атмана). В абсолютных терминах «Я» есть не что иное, как иллюзия, не имеющая ничего общего с реальностью. С точки зрения западных философов, «Я» неуловимо и его идентификация неосуществима вне связи с другими объектами. У буддистов такой проблемы не возникает. Они рассматривают личность как воплощение пяти скандх, которыми являются: физическое тело, чувства, ментальность, желания и сознание. Эти атрибуты присущи человеку с рождения и определяют его как личность. Со смертью взаимодействие этих компонентов нарушается, и личность перестает существовать. Таким образом, анатта, подобно пратитья-са-мутпаде, является одной из основных категорий буддийской философии: существование вне объективной реальности невозможно, и такого феномена, как самостоятельное Эго, не существует. Эта идея является доминирующей в буддийском понимании реальности;
· дуккха. Коль скоро вечного «Я» не существует и все сущее подчинено обусловленным обстоятельствам, жизнь есть не что иное, как источник страданий, завершающихся смертью. Соответственно, целью буддизма является преодоление страдания (дуккхи).
3) Четыре благородные истины.Подобно эскулапу, дающему советы своим пациентам, Будда обращается к своей пастве с наставлениями, в которых поясняет суть своего учения Дхармы. Каждое из четырех наставлений-рецептов является следствием предыдущего:
1. Жизнь есть не что иное, как дуккха (страдание и неудовлетворенность).
2. Причиной страдания является танха (привязанность к жизни как источнику страдания; иллюзорное отношение к реальности, когда желаемое выдается за действительное, стремление обрести полное удовлетворение посредством чувственных удовольствий и неспособность к воздержанию от них, постоянная борьба личности за выживание)
3. С избавлением (ниродха) от привязанностей исчезает причина страдания.
4. Во избежание привязанностей следует придерживаться восмеричного срединного пути, называемого маггой (санскр. марго).
4) Восьмеричный путь. Несмотря на то что восьмеричный путь иногда отождествляют с лестницей, поднимаясь по ступеням которой человек осуществляет свой духовный рост, следует помнить, что практическое освоение каждого из аспектов пути осуществляется одновременно. Составляющие путь категории связаны с нравственно-этическими понятиями, образом жизни и духовной практикой, придерживаясь которых буддист создает условия, необходимые для видения истинной природы вещей и, соответственно, для достижения поставленной цели.
1. Праведное понимание (вера). Без понимания основ учения Будды и взаимосвязи всего сущего путь теряет всякий смысл.
2. Праведное намерение (решимость). Эта ступень связана с экзистенциальным, личностным осознанием своего пути. Путь буддизма не является предметом чисто академического интереса, но требует от человека решимости; в этом смысле он требует осуществления, а не умозрительных спекуляций по поводу моральных высот.
3. Праведная речь. Буддисту следует воздерживаться от лжи, резких высказываний, слов вражды и праздной болтовни. Речь должна быть правдивой, плавной, конструктивной и целенаправленной (исполненной смысла).
4. Праведные дела. Подробнее нравственные указания относительно этого аспекта приводятся ниже. Вкратце их можно сформулировать следующим образом: не покушаться на чью-либо жизнь, но быть сострадательным и благожелательным ко всем живым существам; воздерживаться от стяжания, но быть щедрым; не потворствовать проявлению отрицательных эмоций, но воспитывать в себе спокойствие, простоту и созерцательность; воздерживаться от неправедных речей (см. выше); воздерживаться от употребления помрачающих разум средств, но всячески расширять свое сознание.
5. Праведная жизнь. Праведной жизнью считается приверженность ценностям в свете учения Гаутамы и соблюдение принципов, изложенных в предыдущем пункте.
6. Праведное усилие. Буддист должен предпринимать усилия в четырех основных направлениях:
а) устранить низкие помыслы и желания;
б) предупредить появление таковых в будущем;
в) поощрять появление праведных мыслей и желаний;
г) сосредоточиться на уже возникших позитивных помыслах.
Иными словами, процесс подразумевает сознательное усилие по повышению уровня ментальной и эмоциональной сфер в соответствии с принципами буддизма.
7. Праведные мысли. Этого аспекта мы коснемся позднее, в разделе, посвященном медитации. Если говорить обобщенно, то буддизм требует от человека, ступившего на этот путь, осознанного отношения к своему телу, чувствам, помыслам и объектам созерцания. Такая позиция является естественным следствием утверждения, что неведение порождает страдание. Соответственно, целью духовного роста является полное пробуждение, то есть достижение состояния Будды (в этом контексте – любой человек, достигший просветления).
8. Праведное созерцание, конечной целью которого является нирвана, т.е. просветление, состояние пассивной созерцательности, отрешенности от земных благ и удовольствий, приносящих страдания. Находясь в этом состоянии, человек оказывается полностью свободным от своего тела и мучающих его страстей. При этом буддизм призывает людей избавиться не только от негативных страстей (например, от гнева, печали, жадности, злости), но и от страстей, которые, с точки зрения европейской культуры, оцениваются положительно (например, радость, любовь, привязанность к семье и друзьям).
Следует отметить, что при всей привлекательности и убедительности идей буддизма об избавлении человека от страдания, стоит все же признать, что способ этого избавления является довольно радикальным. И если семь шагов из восьмеричного пути человеку, стремящемуся к самосовершенствованию, при желании можно осуществить, то сделать последний шаг и погрузиться в состояние нирваны – под силу далеко не каждому. Именно поэтому со временем внутри традиционного буддизма появились ответвления и секты (буддизм махаяны, буддизм хинаяны, буддизм варджаяны и др.)
Джайнизм.Джайнизм (от санскр. jaina – «победитель») – еще одно направление в древнеиндийской мысли, не опиравшееся на авторитет Вед и пользовавшееся большим влиянием. Его основателем был кшатрий Вардхамана Махавира, живший в VI веке до н. э.
Как было уже отмечено, между буддизмом и джайнизмом много общего: оба они хотели победить страдание, оба не признавали авторитет вед, оба считали, что нет вечной и абсолютной вселенной и вечной души, оба признавали факт наличия людских страданий. Но в отличие от Сиддхартхи Гаутамы Вардхамана Махавира считал, что избавление от страданий, победа над ними должна достигаться не за счет отказа от земных благ, а за счет соблюдения принципа ахимсы, т.е. непричинения вреда всему живому. В предисловии к фундаментальному писанию джайнов переводчик Натхмал Татья в крайне сжатой форме формулирует суть учения: «Центральными темами «Таттвартха-сутры» являются: непричинение вреда, отказ от категоричных суждений и отказ от собственности. Первый принцип утверждает право на жизнь всех существ; второй – право каждого человека на самостоятельное суждение; третий – взаимозависимость всех форм жизни. Если вы почувствуете уникальность каждой души, то никогда не станете покушаться на ее существование. Если вы почувствуете, что каждый человек – это мыслящее существо, вы признаете его право на собственное мнение. Если вы почувствуете, что ничем и никем не обладаете, вы никогда не пожелаете мирового господства».
Подобно другим восточным философам, джайны избегают праздных рассуждений и всей своей жизнью доказывают стремление к освобождению. Их философия струится на следующих ключевых концепциях:
1) Анекантавада (неприятие абсолютных истин). Заявляя о неприятии абсолютной истины, джайны утверждают, что суть вещей следует воспринимать в зависимости от угла зрения, под которым они рассматриваются. Исходя из этой посылки любое знание является условным. Так, рассматривая концепцию Эго, можно прийти к следующим выводам: «Я» – это постоянная категория; «Я» – это непостоянная категория; «Я» может быть как постоянной, так и непостоянной категорией; сущность материи может быть невыразимой. Джайнизм утверждает принципиальную недостижимость абсолютного знания (даже если предположить, что мы располагаем им).
2) Атомизм и анимизм. Джайнизм основан на учении о дискретном, прерывном строении материи и различает четыре вида проявления микрочастиц (атомов): воздух, огонь, воду и землю. Атомарные образования этих первоэлементов объединены в скандхи, из которых в свою очередь формируются феноменальные объекты. Однако мир состоит не только из материальных предметов, но и атрибутов более тонкого плана, реальность которых тем не менее очевидна. К ним относятся радость, печаль и жизнь как таковая, причем последняя обозначается как «душа», или джива. Махавира учил, что все сущее имеет душу. При этом духовным началом наделялись не только люди, животные и растения, но и камни, земля и ветер. Более того, согласно традиции, любое событие и явление следует считать одухотворенными в тот период времени, когда они происходят. Таким образом, джайнская философия признает взаимодействие материальной и духовной субстанций. Каким бы ничтожно малым ни было духовное начало – например, во время чувственного восприятия, – оно безусловно материально (материальность органов чувств). Но помимо атомарного уровня, есть и другой план бытия, на котором существуют вечные субстанции, каждая из которых имеет свои качества и свойства. Высшим проявлением этого уровня считается джива, совершенная и бессмертная субстанция, которая на феноменальном плане одухотворяет небесные, человеческие и иные тела, включая простейшие формы жизни.
3) Атеизм и вечно меняющаяся Вселенная. В своей основе джайнизм атеистичен. В отличие от индуизма, учение джайнов не признает абсолютных истин, равно как и конечного слияния Атмана с Брахманом. Вместо этого конечным освобождением признается достижение душой конечной реальности (состояние конечного постижения называется кавала). Мир безначален, но находится в непрекращающемся процессе эволюции и инволюции. При этом никаких внешних доказательств не требуется, и процесс перемен осуществляется в соответствии с кармическими законами, которые распространяются на сущностно нестабильную и взаимообусловленную реальность. Следовательно, вселенной управляет не Бог, а карма. Нельзя не отметить противоречивость джайнской позиции по отношению к природе вещей: с одной стороны, провозглашается их неизменность, а с другой – текучесть и непостоянство. Говоря о реальности какого-либо проявления, имеется в виду его существование во времени, хотя за этот период объект претерпевает бесконечное множество изменений своего состояния, которые происходят каждое мгновение, и одновременно прекращает существование в одном режиме бытия и проявляется в другом. Однако в течение всего процесса перемен он остается неизменно реальным.
Таким образом, мы получаем еще одно подтверждение условности джайнского подхода к постижению истины. Вещи одновременно существуют или не существуют – все зависит от позиции, занимаемой сторонним наблюдателем.