Наука как форма знания и социальный институт. Влияние науки на культуру и мышление XX-XXI вв. Проблемы психологии научного творчества
Главная особенность научного знания это его системный характер, логическая доказанность путем выведения одних знаний из других. По содержанию характеризуется стремлением к истине, к раскрытию наиболее глубоких и общих оснований рассматриваемого круга явлений, в предельном случае – всего мира в целом.
Анализ науки как одного из социальных институтов показывает, что:
Элементы: научные идеи, гипотезы, факты, кадры ученых, средства опредмечивания, материализации научных идей – книги, карты, графики, чертежи, таблицы, методики – способы исследования, средства наблюдения,эксперимента и фиксации полученных данных.
Наука так же, как и другой социальный институт, обладает своей целью, связанной с выработкой социально значимых ценностей. Цель: познание законов объективной деятельности для удовлетворения общественной практики.
В античности существовали философские школы (академия Платона, школаы Аристотеля)
В средние века университет (низший факультет-философский, высший – юридический, медицинский,богословский)
Задачей университетов было хранить научное знание и передавать его. Научное знание дано от Бога. Не было четких представлений об авторстве, все знание принадлежит Богу. Предназначение – цех ученых. Шедевр - образцовый продукт. Обучение комментаторству и трактовке текстов до 13 века – в Парижский университет не принимали хирургов. Ученый читал, трактовал тексты тогда наука и техника не были связаны. В эпоху Нового времени возникает новая наука. Нужно достоверное знание – расколдовывание мира. В эпоху реформации люди просто перестают воспринимать мир как волшеюство. Мир стал восприниматься как агрегат, который можно исследовать. Чтобы начать писать романы о вампирах, нужно переставать в них верить. Ученый Нового времени ориентирован на собственные открытия. Человек-творец. Возникают академии, ученые собираются, делятся опытом. Гумбальдский университет – единство преподавания и науки, студенты имеют право свободно выбирать себе деятельность. Воспроизводство научного сообщества. Нацеленность на научную деятельность «из под палки»
Наука обладает специфическими средствами и учреждениями. Учреждения науки: академии наук, научно-исследовательские институты и лаборатории, научные общества, высшие учебные заведения, информационные центры,издательства, библиотеки, органы координации и развития научных исследований.
Материальные средства: техника,здания, вычислительные центры, экспериментальные заводы и испытательные полигоны.
Символические средства: научная терминология, системы мер, научная символика, различные формы «технического языка». Логика и методология научного познания являются идеальными средствами науки.
В науке исторически вырабатываются различные средства и способы контроля, оценки, санкции и система поощрений (учебные звания, защита авторских прав и т.п.)
История науки как соц. института совпадает с историей самой науки.
Научное творчество – наивысший акт познания, характеризующийся оригинальностью, неповторимостью способов получения принципиально нового научного знания и неповторимостью результатов.
Особенности научного творчества: опора на абстрактное мышление при решении научно-исследовательской задачи, продукт – новое знание в виде образов, понятий, умозаключений, теорий, процесс научного творчества: исследование реально существующего, но непознанного, результат – получение нового знания или открытия, научное творчество чаще всего бывает коллективным, часто научные идеи и открытия опережают свое время, в результате чего редко оцениваются современниками и получают подтверждение лишь через несколько десятилетий.
Этика науки.
Этика – значимый аспект функционирования науки. Это система моральных принципов и правил поведения члена научного сообщества и любого познающего вообще.
Основные принципы научной этики по Мертону:
1)универсализма – убеждение в том, что изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково и что истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует. Требование универсализма предполагает, в частности, что результаты маститого ученого должны подвергаться не менее строгой проверке и критике, чем результаты его молодого коллеги;
2)общности – смысл которого в том, что научное знание должно свободно становиться общим достоянием. Тот, кто его впервые получил, не вправе монопольно владеть им. Публикуя результаты исследования, ученый не только утверждает свой приоритет и выносит полученный результат на суд критики, но и делает его открытым для дальнейшего использования коллегами;
3)бескорыстности – первичным стимулом деятельности ученого является поиск истины, свободный от соображений личной выгоды (обретения славы, получения денежного вознаграждения). Признание и вознаграждение должны рассматриваться как возможное следствие научных достижений, а не как цель, во имя которой проводятся исследования;
4)организованного скептицизма – каждый ученый несет ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы сама оценка стала достоянием гласности. При этом, ученый, опиравшийся в своей работе на неверные данные, заимствованные из работ его коллег, не освобождается от ответственности, коль скоро он сам не проверил точность используемых данных. Из этого требования следует, что в науке нельзя слепо доверяться авторитету предшественников, сколь бы высоким он ни был.
Плюс ныне разрабатываемый нравственный кодекс ученого, включающий:
-гражданскую и нравственную ответственность за открытия;
-неправомерность опасного эксперимента;
-добросовестность (ответственность за качество, запрет плагиата, уважение к чужим достижениям);
-решение споров чисто научными средствами без личной неприязни;
-ответственность за воспитание молодежи в духе гуманизма, демократии и честности.
Этика науки – область философской и внутринаучной рефлексии о моральных аспектах как собственно научной деятельности, включая взаимоотношения внутри научного сообщества, так и взаимоотношений науки и научного сообщества с обществом в целом. Если в 19 в. в науке усматривали источник технического и морального преобразования общества (М.Бертло, Э.Ренан), то после 2-й мировой войны на фоне убедительных свидетельств беспрецендентной мощи научно-технических достижений становится очевидной и осознается неоднозначность и даже опасность как их социальных и человеческих последствий, так и самих процедур и процессов получения новых научных знаний. Вопрос о последствиях использования научно-технических достижений встал особенно остро в связи с созданием оружия массового уничтожения и его первым применением(проведенные США в августе 1945 атомные бомбардировки японских городов Хиросима и Нагасаки).Это привело к тому, что объектом самого пристального внимания сообщества физиков, прежде всего ядерщиков, стала моральная оценка как их участия в разработке такого оружия, так и разрушения этического фундамента цивилизации наукой и техников. Одновременно с этим миру становится известно о жестоких научных экспериментах над заключенными, которые проводились в нацистских концлагерях; свидетельства этого были представлены на Нюрнбергском трибунале, судившем немецких ученых и врачей. Создаются «Общество социальной ответственности ученых»(1949), организация «Ученые и инженеры за социальные и политические действия»(1969), проходят Пагоушские конференции.
Главным объектом дискуссий становится вопрос о том, ответственны ли, и если да, то в какой мере, наука и ученые за негативные социальные и человеческие последствия научно-технического прогресса. Тем самым ставится под сомнение безусловность и восходящего к просветителям представления о научном знании как о социальном благе, и столь значимой для европейской культуры ценности, как свобода научного поиска (во многих государствах, включая Россию, соответствующая норма закреплена в Конституции). В ходе обсуждения социальной ответственности ученых были выявлены следующие альтернативы:
-развитие науки подчинено объективной логике, так что отказ какого-нибудь конкретного ученого от участия в потенциально опасных для человека и общества исследованиях ничего не изменит, либо социально ответственное позволяет хотя бы в принципе, избежать негативного развития событий и вредных последствий;
-негативные эффекты научно-технического прогресса порождаются не собственно научной деятельностью, а теми социальными силами, которые контролируют практическое применение научно-технических достижений, либо наука и ученые могут играть какую-то роль в определении того, как именно используются достижения;
-результаты фундаментальных исследований принципиально непредсказуемы (в противном случае их проведение не имело бы смысла), так что проблема социальной ответственности имеет смысл лишь в отношении прикладных исследований, либо же при планировании и проведении фундаментальных исследований следует, учитывая уже имеющийся у человечества горький опыт, хотя бы пытаться предвидеть и предотвращать возможные негативные последствия. Объектом исследования этики науки стали моральные проблемы, касающиеся не только проведения исследований, но и других сторон деятельности ученого –публикации результатов, консультирования и участия в экспертизах и т.п.
Этические нормы и ценности науки. В науке, как и в любой области человеческой деятельности, взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических норм, определяющих, что допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприемлемым для ученого в различных ситуациях. Эти нормы возникают и развиваются в ходе развития самой науки, являясь результатом своего рода «исторического отбора», который сохраняет только то, что необходимо науке и обществу на каждом этапе истории.
В нормах научной этики находят свое воплощение, во-первых, общечеловеческие моральные требования и запреты, такие например, как «не укради», «не лги», приспособленные, разумеется, к особенностям научной деятельности. Скажем, как нечто подобно краже оценивается в науке плагиат, когда человек выдает научные идеи, результаты, полученные кем-либо другим, за свои; ложью считается преднамеренное искажение( фальсификация) данных эксперимента.
Во-вторых, этические нормы науки служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей. Первой среди них является бескорыстный поиск и отстаивание истины. Широко известно, например, изречение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже», смысл которого в том, что в стремлении к истине ученый не должен считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с какими бы то ни было иными привходящими обстоятельствами. История науки, да и история человечества с благодарностью чтит имена подвижников(таких, как Дж.Бруно), которые не отрекались от своих убеждений перед лицом тяжелейших испытаний и даже самой смерти. За примерами, впрочем необязательно углубляться в далекую историю. Достаточно вспомнить слова русского биолога Н.И.Вавилова: «Мы на крест пойдем, а от своих убеждений не откажемся», оправдавшего эти слова собственной трагической судьбой.
В повседневной научной деятельности обычно бывает непросто сразу же оценить полученное знание как истину, либо как заблуждение. И это обстоятельство находит отражение в нормах научной этики, которые не требуют, чтобы результат каждого исследования непременно был истинным знанием. Они требуют лишь, чтобы тот результат был новым знанием и так или иначе – логически, экспериментально и пр. – обоснованным. Ответственность за соблюдение такого рода требований лежит на самом ученом, и он не может переадресовать ее кому-нибудь другому. Для того, чтобы удовлетворить этим требованиям, он должен: хорошо знать все то, что сделано и делается в его области науки; публикуя результаты своих исследований, четко указывать, на какие исследования предшественников и коллег он опирался, и именно на этом фоне показывать то новое, что открыто и разработано им самом. Кроме того, в публикации ученый должен привести те доказательства и аргументы, с помощью которых он обосновывает полученные им результаты; при этом он обязан дать исчерпывающую информацию, позволяющую провести независимую проверку его результатов.
Нормы научной этики редко формулируются в виде специальных перечней и кодексов – как правило, они передаются молодым исследователям от их учителей и предшественников. Однако известны попытки выявления, описания и анализа тех норм, предпринимаемых главным образом в философии и социологии науки.