Лекция № 6. Тема 9: Теория познания
1. Классические теории познания.
2. Чувственная ступень познания.
3. Рациональная ступень познания.
4. Основные концепции истины.
Философская теория познания (гносеология) отвечает на вопрос: как возможно знание, каковы условия познания, каков критерий его истинности. Философская теория познания пользуется данными психологии познания, но не тождественна с нею. Гносеология исследует, логически обосновывает отношение между познающим субъектом и познаваемым объектом и стремится представить результаты своего исследования в логически непротиворечивой форме.
Понятия субъекта и объекта являются центральными понятиями гносеологии. В познавательной деятельности "мир", "реальность" представляются как объект, а познающее существо как субъект. При этом сразу же возникает вопрос о том, что такое объект: данность или конструкция. В теоретическом знании объекты выступают как идеальные сущности, и никто не наблюдал непосредственно "электромагнитное поле", "корпускулы и волны" света и т.п. Природа, структура и функции субъекта также проблематичны. Познающий субъект - живое существо, наделенное чувственностью и рассудком, способное синтезировать явления и логические понятия, в результате чего и происходит познание. Однако анализ человеческой познавательной способности обнаруживает некие всеобщие и безличные структуры, проблема субъекта в этом анализе также решается его формальным конструированием. Трансцендентального субъекта никак нельзя отождествить с индивидуальным человеческим существом.
Классическая философия видела сущность познания в отражении объективных вещей и процессов или как "сущностное видение" законов (идей) предметного мира. Истина как цель и смысл познания определялась как объективное содержание наших знаний, независимое от субъекта знания. Центральной проблемой теории познания любого типа является установление соответствия между субъектом и объектом, между миром знания и миром "вещей-самих-по-себе". Но в рамках гносеологии этот вопрос неразрешим, ибо её собственная основа - именно дихотомия субъекта и объекта. Для обоснования соотнесенности субъекта и объекта гносеология с необходимостью предполагает онтологические предпосылки. Гносеология исследует познавательное отношение человека к миру, отношение, отвлеченное от полноты бытия и поэтому не самодостаточное. Современные теории познания можно классифицировать именно по тому онтологическому допущению, которое является предпосылкой теории познания. В прагматизме эта предпосылка - практика и фундаментальная роль техники в человеческом бытии. Мир ценностей представляется основополагающим для бытия и познания в философии жизни и экзистенциализме. В марксизме онтологическим фундаментом человеческого бытия и познания выступает производственно-практическая деятельность и связанные с нею социально-экономические формы отношения людей друг к другу.
Классические теории познания в качестве прототипа познания
использовали преимущественно экспериментально-математическое
естествознание. Идеал рационального познания - объективность, беспристрастность, общезначимость полученных результатов строился именно на модели новоевропейской науки. Однако этот идеал рациональности неприемлем для других форм культурной жизни и знания. Здравый смысл, исторические традиции, религиозное сознание, этическое и эстетическое освоение действительности являются не только сферами жизни, но и специфическими формами знания и познания. Специфика этих форм заключается в том, что их онтологическими предпосылками являются ценности, желания, верования, идеалы.
Перед философией XX в. стоит проблема формирования новой гносеологической концепции, учитывающей все возможные культурно-познавательные формы. Одним из направлений создания новой теории знания и познания является философский анализ языка как особого типа реальности. Ведь именно в языке выражаются все формы духовного освоения реальности. Исследование различных типов языковых структур может быть представлено как новая систематика форм знания.
Вопрос об истине является важнейшим не только для философии, как и любого иного рода знания, но также и для жизненной практики. Как правильно поступить, как верно понять, что значит правда жизни - с этими проблемами встречается каждый человек. Мы называем нечто истинным в смысле действительного в отличие от сомнительного и кажущегося. В обыденном сознании истина - нечто действительное, задача заключается в том, чтобы истину найти и отличить от неистинного. Существует также и иной смысл понятия истины. Истинность мы приписываем нашим суждениям или образам (в искусстве, например), подразумевая при этом, что суждения или образ соответствуют действительной вещи.
Итак, уже обыденное словоупотребление предлагает два варианта понимания истины: истина как действительное бытие и как характеристика знания, соответствующего этой действительности. Источником такого понимания истины, по крайней мере, для западно-европейской культуры, является христианское мировоззрение. Идея сотворения мира предполагает, что существующие вещи существуют, поскольку созданы и соответствуют предначертанной в Божественном интеллекте идее. Если все сущее является сотворенным, то возможность истины человеческого сознания основывается на том, что вещь и суждения равным образом отвечают требованиям божественной идеи и поэтому соотносятся друг с другом в единстве божественного созидания.
Вера в разумный порядок мира восходит к дохристианской эпохе. Уже в античной философии была основана эта фундаментальная онтологическая предпосылка познания. Теория идей Платона является ярким тому подтверждением. Умозрение или рефлексия выявляет рациональную структуру вещи. Она берется как максимально мыслимая вещь (идея, сущность), а тому, с чем мы сталкиваемся в чувственном опыте, приписывается законосообразность. Истина вещи есть ее идея. В немецкой классической философии, философии Гегеля христианское понимание истины выражено в философских категориях: место творящего Бога занимает Мировой разум. Упорядоченность всего многообразия мира имеет идеальный прообраз в Мировом разуме. Истина вещи есть соответствие с "разумным" понятием ее сущности. Как же может совпадать вещь и идея? Идея единства бытия (вещи) и идеи (истины) - древнейшее открытие человечества. Христос утверждает: "Я есть путь, истина и жизнь" (Евангелие от Иоанна, XIV, 6). Смысл человеческой жизни, идеал человека, сущность человека явлена реально практически, чувственно осязаемо в Богочеловеке Христе, так на языке Евангелия выражено то, что впоследствии утверждал Гегель - идея тождества мышления и бытия.