Раздел 5. Философия и методология науки
Лекция № 7. Тема 11. Философия и методология науки
1. Специфика научного познания.
2. Проблема существования объектов теоретического знания.
3. Проблема объяснения и понимания в науке.
4. Специфика гуманитарного познания.
Наука может рассматриваться с различных сторон: как социальный институт, как метод получения объективно истинного знания, как фактор производства и научно-технического прогресса. Указанные аспекты научной деятельности являются предметом изучения многих дисциплин: философии и методологии науки, психологии научного творчества и др. Философия стремится ответить на вопрос, что же такое наука как специфическая форма познания. Исторический экскурс обнаруживает, что "наукой" в истории культуры считались различные формы знания. Наука в современном понимании берет свое начало в европейской культуре Нового времени и часто называется экспериментально-математическим естествознанием.
В XX в. вопрос о специфике науки рассматривался, прежде всего, в рамках неопозитивистской (аналитической) философии. Вопрос о специфике научного знания ставился как вопрос о природе научных суждений. Научным следует признать только такое высказывание, которое хотя бы в принципе сводимо к непосредственному опыту (принцип верификации). Следует отметить, что принцип верификации семантический принцип и не имеет в виду проблему истины как согласования знания с объективной реальностью. Логический анализ приводит к выводу, что "законы природы", к формулировке которых стремится наука, не сводимы к чувственному опыту. Сам научный опыт не является сферой "непосредственных чувствований" предмета, но сложной конфигурацией, включающей в себя теоретические предпосылки, он формулируется при помощи определенного языка описания и не может считаться непосредственным "контактом" с миром самим по себе. Тем не менее, эмпирическое обоснование является важнейшей чертой науки как формы знания.
Важнейшей философской проблемой анализа научного знания является проблема объекта научного исследования. Что является объектом научного исследования - материальные вещи, процессы, их свойства или идеальные сущности, объективно существующие или сконструированные человеком? Мир теоретических объектов и мир наблюдаемых вещей и процессов не тождественны. Сложность проблемы не в "черно-белом" ответе - идеальная или материальная природа научного объекта, но в способах обоснования ответа. В философии и методологии науки существуют различные позиции по этому вопросу: объект научного исследования является результатом веры (Бертран Рассел), конвенции ученых (Анри Пуанкаре), принятия того или иного языкового каркаса (Рудольф Карнап). В любом случае можно констатировать, что действительность в науке понимается как объективность.
Следующая важнейшая проблема, обсуждаемая в рамках философии и методологии науки, - проблема характера, типа объяснения в науке. Наука полагает действительность организованной, упорядоченной согласно принципу детерминизма (причиной обусловленности явлений, их взаимосвязей). Само понимание принципа детерминизма может изменяться (как это было в связи с успехами биологии, социологии, квантовой теории в физике), однако сама идея детерминистического объяснения может рассматриваться в качестве определяющей для специфики научного знания.
Для понимания специфики науки как определенной формы знания недостаточно исследовать существенные признаки этой формы. Наука - сфера культуры, и ее своеобразие определяется типом культуры. Наука движима не только внутри научными факторами, научным опытом, но и изменениями в культуре в целом. Наука способствует формированию мировоззренческих типов осмысления реальности, которые имеют также обратные влияния на формирования научных программ. Далее, в теме 13 мы рассмотрим дополнительные сведения о типе научной рациональности.
Важнейшим полем исследований философии и методологии науки является социально-гуманитарное познание. Центральной проблемой в этой сфере является проблема объяснения и понимания. Объяснения исторических, социальных явлений ссылкой на закон еще возможно в сфере философии истории, однако в конкретных случаях объяснения связаны со ссылкой на традиции, нормы, ценностные предпочтения субъектов исторического и социального действия. Использование понятий "закономерность", "причинность", "объективность" в социально-исторических науках специфично. Сознательные решения исторических деятелей определяются наследием прошлого, что составляет контекст, обуславливающий мотивы поступков, а также имеет определенные последствия, которые и составляют историческую необходимость. К вопросу о специфике социально-гуманитарного познания целесообразно также обратиться при рассмотрении темы 12.