Выдающиеся открытия XIX в. и конец натурфилософии
Концепция единства и эволюции живой природы постепенно пробивала себе дорогу. Ряд великих открытий, сделанных в XIX в., послужил становлением исторического метода исследований. Они были представлены:
? законом сохранения энергии Джоуля, Гельмгольца;
? учением об электромагнитном поле М. Фарадея;
? разработкой клеточной теории Т. Шванна;
? созданием эволюционной теории Ч. Дарвина.
В XIX в. материалистическая натурфилософия находит свое отражение в трудах и исследованиях П. Лапласа, Дж. Дальтона, Л. Фейербаха, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, М. Фарадея, Дж. Максвелла, Ч. Дарвина, Л. Больцмана и др. Они разрабатывали философию понимания природы на основе данных и достижений науки и сами были авторами великих открытий и фундаментальных теорий. Для этого периода характерно, что новые естественнонаучные концепции сначала формулировались авторами в виде философских идей, а затем по мере их разработки, эмпирического и теоретического исследований превращались в конкретные научные теории.
Период натурфилософии можно считать законченным в середине XIX в. Ф. Энгельс (1820—1895), понимая ограниченность натурфилософии, ее неспособность дать естествознанию нужную методологию, в которой оно так нуждалось, приступает в 70-х гг. XIX в. к разработке труда «Диалектика природы», целью которой было сделать диалектико-материалистический анализ достижений науки в понимании природы, раскрытии всеобщих свойств и законов движения материи. Диалектико-материалис-тические воззрения Ф. Энгельса складывались под влиянием эволюционного учения Ч. Дарвина, благодаря которому в учении о науке сформировался, а затем и утвердился исторический метод исследования.
Ф. Энгельс не только по достоинству оценил три великих открытия XIX в. (закон сохранения и превращения энергии, теория клеточного строения организмов и эволюционная теория Ч. Дарвина), но и прозорливо определил тенденции развития науки в этих областях знания, что впоследствии получило блестящее подтверждение.
Русский космизм»
Если XVIII в. можно назвать веком И. Ньютона, то XIX в. — это век Ч. Дарвина. Создание эволюционной теории играет принципиальную роль для развития всего естествознания в целом. В этой связи к концу века происходит размежевание наук: возникают точное естествознание, к которому мы теперь относим физические и естественные науки, и в первую очередь — биологию, и науки об обществе, о его развитии, самом человеке. Но все эти науки развивались отдельно, так как считалось, что каждая из сфер нашего мира существует как бы сама по себе и подчиняется своим законам.
Но в том же XIX в. начали формироваться и иные тенденции. Во второй половине XIX в. в России возникает своеобразное умонастроение, называемое теперь «русским космизмом». Оно не было школой в научном понимании, а являлось именно умонастроением широких кругов демократической интеллигенции. В литературе было представлено Л.Н. Толстым, Ф.М. Достоевским, в философии — рядом таких блестящих умов, как П. Флоренский, В. Соловьев, Н. Федоров и многими другими. К течению «русского космизма» были близки и многие естествоиспытатели и ученые, такие как К.Э. Циолковский, Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов и др. Суть этого учения и его основные черты:
1. Человек — это составная часть природы.
2. Человека и Природу следует не противопоставлять друг другу, а рассматривать в единстве.
3. Человек и все, что его окружает, — это части единого целого — Вселенной.
В этом контексте не так уж важно, что одни называют Богом, а другие — Вселенной.
Для русского естествознания второй половины XIX в. характерны рассмотрение любых фактов во всех их взаимосвязях, стремление к обобщающим схемам. Яркими примерами этому служат периодическая система Д.И. Менделеева, высказывание И.М. Сеченова о том, что человека нужно изучать в единстве его плоти, духа и окружающей среды, учение о ноосфере русского ученого В.И. Вернадского.
В рамках этого течения мысли зародилось понимание противоречия между Человеком и Природой, человеком и окружающей средой. И вместе с тем пришло понимание ответственности Разума за отыскание путей разрешения этого противоречия, а также того, что эти противоречия могут привести однажды к экологической катастрофе. В этой связи возникли идеи совершенства нравственного начала, создание некоего нового мирового правопорядка, актуальность которого возросла только в наши дни. Новый правопорядок и новая моральная основа человеческого общества — это необходимое условие дальнейшего развития цивилизации, всего человеческого рода (см. ТЕМУ 18.7). Нужны не слепое подчинение обстоятельствам и констатация фактов, а попытки конструктивного решения возникающих коллизий и всевозможных трудностей, попытки принять тот общепланетарный порядок, который необходим для продолжения развития цивилизации. Нужны новые знания и новая нравственность — вот основной мотив всего того направления мысли, которое получило название «русский космизм».
Необходимо также отметить, что представители этого направления полагали, будто мысль и сознание являются такой же принадлежностью природы, как и «звезды, Галактика, микробы, камни». Эта цельность восприятия мира оказала существенное влияние на развитие русской естественнонаучной мысли и послужила причиной того глубокого взаимопроникновения научной и философской мысли, которое наблюдалось в России во второй половине XIX в. Это привело к стремлению построить обобщающие, синтетические конструкции и схемы, что стало ведущей тенденцией развития русского естествознания этого периода. Ярким примером построения таких схем является знаменитая периодическая таблица элементов Д. Менделеева. Другой пример — высказывания И, Сеченова о том, что человека нужно изучать в единстве его плоти, духа и окружающей среды, которое опередило на многие десятилетия развитие физиологии не только в России. Десятком лет позже К. Маркс скажет, что в будущем все науки о природе и обществе должны будут слиться в единую науку о Человеке.
Таким образом, вместо исследовательской парадигмы, рожденной эпохой Просвещения, приходит понимание того, что Человек — активный фактор Природы, который не может быть сторонним наблюдателем. Даже в процессе изучения и наблюдения природных явлений человек может вносить в них необратимые изменения (например, катастрофическое «засорение» Космоса за счет исследовательской деятельности человека). Однако потребовалось еще много десятков лет, прежде чем эта интуитивная истина стала превращаться в строго научные утверждения.