Тема 7. Немецкая классическая философия. 7.1 Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта (1724-1804)- «Критика чистого разума»
7.1 Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта (1724-1804)- «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Метафизика нравов». Два периода в творчестве:а) докритический период ( до начала 70-х годов)- исследует онтологические проблемы- « Всеобщая естественная история и теория неба»; б) критический период- исследование вопросов гносеологии. Кант впервые перенес акцент с познаваемой вещи на познавательные способности самого человека. Существуют два мира . Действительный мир (Кант называет его ноуменальным или миром вещей-в-себе)- мы не можем познать. Мы познаем лишь мир видимости (Кант называет его феноменальным или миром явлений).
* Если мы посмотрим на карандаш, опущенный в стакан с водой , нам покажется, что он сломан (из-за разницы в преломлении лучей в воде и воздухе). Однако «ущербность» карандаша – всего лишь явление, видимость. В действительности он цел.
Кант выделяет три познавательных уровня сознания:
· Чувственность, которая дает возможность ощущений,
· Рассудок, позволяющий оперировать понятиями и суждениями;
· Разум, которым обусловлена способность умозаключений (ему соответствует метафизика, т.е. философия).
** Живое созерцание с помощью чувств имеет свои формы существования и познания – пространство и время. Они не существуют объективно, не выступают объективными характеристиками вещей, а являются способностью восприятия предметов.
· Всё возможное знание выражено в суждениях, которые И.Кант делил, с одной стороны, на аналитические и синтетические, с другой – на априорные и апостериорные.
·
**Аналитическими суждениямион называл такие, в которых некоторые утверждения о предметах содержатся уже в их понятиях.
** Синтетическими суждениямиИ.Кант называл такие суждения, в которых предикат содержит информацию, не имеющуюся в самом понятии.
**Априорные суждения – предшествующие опыту. Апостериорные – получаемые в результате опыта.
· По И.Канту, существует мир вещей, независимый от человеческого сознания (от ощущений, мышления), он воздействует на органы чувств, вызывая в них ощущения.
· Такая трактовка мира свидетельствует о том, что Кант подходит к его рассмотрению как философ-материалист. ???
· Он переходит к исследованию вопроса о границах и возможностях человеческого познания, его формах и заявляет, что мир сущностей – это мир «вещей в себе», т.е. мир, не познаваемый посредством разума, а являющийся предметом веры (Бог, душа, бессмертие).
· Таким образом, «вещи в себе», по Канту, трансцендентны, т.е. потусторонни, существуют вне времени и пространства. Отсюда его идеализм получил название трансцендентального идеализма.
· Хотя действительный мир недоступен для познания, он все же открывается для практического разума в виде нравственного закона, основанного на долга.
· Его Кант называет «Категорический императив» - человек должен поступать всегда так, чтобы принципы, которыми он руководствуется, могли быть всеобщими.
·
Только те поступки, которые соответствуют императиву- моральны и достойны человека. (напр…. решение не отдавать долг не может стать Всеобщим Законом, поскольку в этом случае деньги в долг никто никогда не будет давать…)
Иммануил Кант (1724-1804) - соединение апперцептивной (спонтанной) активности с учением об априорных видах знания;
· ощущения могут возникать только под воздействием внешнего толчка, побуждения.
· Ввел понятия «явления» - все, что может быть познано и «вещь в себе»- непознаваема при помощи ощущения.
· Утверждал, что в психологии «невозможно экспериментальное исследование». Введение понятия «трансцендентальная апперцепция» (психическая активность).
· Моральный императив Канта: « человек должен поступать всегда так, чтобы принципы, которыми он руководствуется, могли быть всеобщими».
· Учение о трихотомии души.
7.2. Объективный диалектический идеализм Георга Гегеля (1770-1831)-
«Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук». Закон перехода количественных изменений в качественные. Закон единства и борьбы противоположностей. Закон отрицания отрицания.
7.3.Субъективно- идеалистическая философия Иоганна Фихте (1762-1814)- «Опыт критики всяческого откровения».
Объективный идеализм Фридриха Шеллинга (1775-1854).
* Трансцендентальныйидеализм Иммануила Канта (1724-1804) |
1755- «Всеобщая естественная история и теория неба» (онтология) 1781- «Критика чистого разума» (гносеология) 1788- «Критика практического разума» (этика) 1790- «Критика способности суждения» (эстетика) 1792- «Метафизика нравов» (этика) |
Два периода в творчестве Канта: а) докритический период ( до начала 70-х годов)- исследует онтологические проблемы б) критический период- исследование вопросов гносеологии, этики, религии, эстетики. |
Открытия Канта** о возникновении Солнечной системы ** о существовании внешних галактик ** о расположении орбит планет в одной плоскости ** о спутниках планет, о кольцах Сатурна ** Природа имеет свою историю во времени ( начало и конец)- она не вечна, находится в постоянном изменении и развитии… плоскости |
Кант впервые перенес акцент с познаваемой вещи на познавательные способности самого человека…Существуют два мира |
Действительный мир (Кант называет его ноуменальнымили миром «вещей-в-себе»)-который мы не можем познать. Мы познаем лишь мир видимости (Кант называет его феноменальнымили «миром явлений»)- пример с карандашом в стакане с водой…. |
Кант выделяет три познавательных уровня сознания: ** Чувственность, которая дает возможность ощущений, ** Рассудок, позволяющий оперировать понятиями и суждениями; ** Разум, которым обусловлена способность умозаключений (ему соответствует метафизика, т.е. философия). |
«Познания мира начинается с опыта,но они не полные, есть еще познания разумом» - это априорные знания |
Человеческий разум развивается не только в индивидууме, но и в Родечеловеческом- т.е. через поколения- так происходит процесс совершенствования науки и культуры |
*** По И.Канту, существует мир вещей, независимый от человеческого сознания (от ощущений, мышления), он воздействует на органы чувств, вызывая в них ощущения. **???= это материалистическая точка зрения, но ведь Кант идеалист ??? |
Бл-Сх №54-а ( В.Недобитюк)
Кант исследовал границы и возможности человеческого познания… и заявляет, что мир сущностей – это мир «вещей в себе», т.е. мир, не познаваемый посредством разума, а являющийся предметом веры(Бог, душа, бессмертие). Антиномии. |
Таким образом, «вещи в себе», по Канту, трансцендентны, т.е. потусторонни, существуют вне времени и пространства. |
Отсюда его идеализм получил название трансцендентального идеализма. |
Кант утверждал, что все знание выражаются в суждениях, которые он делил, с одной стороны, на аналитические и синтетические,с другой – на априорные и апостериорные. |
**Аналитическими суждениями он называл такие, в которых некоторые утверждения о предметах содержатся уже в их понятиях. ** Синтетическимисуждениями И.Кант считал такие суждения, в которых содержится информация, не имеющуюся ещё в самом названии. |
**Априорные суждения – предшествующие опыту, он усматривает их на уровне рассудка и выделяет 12 категорий ( субстанция, реальность, причинность, единство, множество…) **Апостериорные – получаемые в результате опыта. |
** Действительный мир («Вещь в себе») хоть и недоступен для познания, он все же открывается для практического разума в виде нравственного закона, основанного на долге. *** Его Кант называет «Категорический императив» - этическое требование, обязательное для всех людей в их повседневной жизни. Человек должен поступать всегда так, чтобы принципы, которыми он руководствуется, могли быть всеобщими. ** Только те поступки, которые соответствуют императиву- моральныи достойны человека. (напр., решение не отдавать долг не может стать Всеобщим Законом, поскольку в этом случае деньги в долг никто никогда не будет давать…) |
** Специфическое свойство морали – быть глубоко внутренним регуляторомповедения. |
Мораль и счастье исключают друг друга |
Этика- есть философия убеждения |
Мораль – ненечто естественное, а нечто сверхприродное, что предписывает человеку линию поведения, требует соблюдения неких правил. |
** Мораль и правоимеют один и тот же источник- практический разум человека, и единую цель- утверждение свободы и справедливости. **Различия между моралью и правом: мораль основана на внутренних побуждениях человека осознании им своего долга, а правоиспользует для обеспечения аналогичных поступков- внешнее принуждение. |
Кант характеризует Правовые Законы как первую ступень нравственности |
Основные категории права : ** Естественное право ** Положительное право ** Справедливость |
АфоризмыИ.Канта ** Есть такие заблуждения, которые нельзя опровергнуть ** Нравственность должна лежать в характере ** Люди бы бежали друг от друга, если бы они видели один другого в полнейшей откровенности |
Глупость- это недостаток, и против него нет лекарства |
Материализм Людвига Фейербаха (1804-1872). Основной труд – «Мысли о смерти и бессмертии» (1837), книга была издана анонимно, но авторство установили, и Ф. был лишен права преподавать. |
· «К критике философии Гегеля» (1839); «Сущность христианства» (1841); «Основные положения философии будущего» (1843); «Лекции о сущности религии» (1851). |
Последователь Гегеля, стал младогегельянцем, к концу жизни изучил «Капитал» Маркса и в 1870г. вступил в Социал-демократическую партию. ******************* Критика Гегеля: «Гегель превращает в нечто самостоятельное определения, которые сами по себе реальностью не обладают…». |
· * Он критикует Гегеля прежде всего за введение в философию «ничто». «Я выдвигаю лишь один кардинальный пункт, вокруг которого всё вертится – это понятие человека, индивидуума. Это главный принцип новой философии. Сущность человека – это самое положительное, реальное начало». |
Главное, чего добивался Ф., наряду с критикой гегелевской философии – это критики религии и ее устранения из общественной жизни. ** Он считал, что не Бог является создателем природы и человека, а человек есть создательБога, вернее, его образа. |
Фейербах «мы должны вместо любви к Богу поставить любовь к человеку как единственную религию. *** Любовь человека к человеку – важнейший фактор бесконфликтногоразвития общества. |
Антропологический материализм Фейербаха: 1) Если в человеке физиология есть нечто первичное по отношению к психологии, то и познание истины имеет аналогичный характер (чувственные образы должны определять гносеологический «вес» рациональных образов); 2) По той же причине биологические факторы человека нужно считать ведущими в изменениях общества (поражение пролетариев в 1840г. объяснимо тем, что они перешли вопреки желанию в питании с бобов на картофель). |
Лекция В.Недобитюка