Философия прагматизма
Прагматизм(от греч. pragma, pragmatos— «дело», «действие») — философское учение. Возникло в США в 70_х гг. XIX в. — содержание понятия исчерпывается представлением о его возможных последствиях.
Философия — общий метод решения проблем, возникающих в различных жизненных ситуациях. Объекты познания не существуют независимо от сознания, а формируются сознанием в ходе решения практических задач. Мышление — средство приспособления организма к среде для успешного действия.
Понятия и теория — инструменты, орудия.
Истина — практическая полезность.
Человеческая сущность — в действии, жизненной практике.
Прагматизм оказало сильное воздействие на интеллектуальную жизнь американского общества; взаимосвязь с традициями западной философии. Тщательно разработаны понятийная система, широкий спектр специфических проблем. В рамках прагматизма — наиболее влиятельная в XX в. теория деятельности.
Развитие философского (философия Ф. Ницше, А. Бергсон) и естественно-научного знаний (Ч. Дарвин)привело к пересмотру природы знания и истины: интеллектуальная деятельность — не понятийное воспроизведение объективной действительности, а средство проектирования успешных действий по достижению определенных целей заинтересованного субъекта. Развитие и завершение — в прагматизме, созданном Чарльзом Сандерсом Пирсом (1839—1914) — основатель, Уильямом Джеймсом (1842—1910), Джоном Дьюи (1859—1952).
В основе прагматизма:
1) теория «сомнения — веры»;
2) теория значения.
Первая основана на «прагматической вере» И. Канта («Критика чистого разума»): если надо действовать, но нет полных знаний об обстоятельствах дела, приходится делать предположение и верить, что основанное на нем действие будет успешным. Действие, основанное не на знании, а на «прагматической вере» — суть доктрины Ч. Пирса. Различают два состояния сознания: сомнение и веру.
Сомнение— колебание между альтернативными решениями, вызывающее неприятное психологическое состояние.
Вера— готовность действовать, уверенность в успехе. Успешный переход от первого состояния ко второму — функция мысли. Вторая теория значения: содержание (значение) идеи или понятия — в практических последствиях, которые они вызывают.
У. Джеймс — понятие воли к вере. Волевой момент — основа продуктивной деятельности человека. Необходимость религиозной веры — в эмоциональном удовлетворении. Свои философские взгляды называл радикальным эмпиризмом, подчеркивая их практическую направленность.
Д. Дьюи — теория инструментализма; суть: понятия — инструменты преодоления сомнения на пути к вере. Истина — переход от ситуации проблематической к ситуации определенной. Истина — полезность. Практичный подход к науке: понятия и категории — инструменты действия в зависимости от ситуации. Наука — ключевое средство социальной реконструкции и совершенствования опыта с использованием передовых методов и высоких технологий. При определении истины акцент делается на аксиологию, т. е. ценностные характеристики. Повышенный интерес — к поведению человека: оно детерминировано верой, привычкой, убеждением. Лучший способ изменения социума и человека — изменение привычек. Прагматизм сближается с неопозитивизмом.
Особенности русской философии конца 19 - начала 20 вв.
Отставание России от ведущих стран Запада привело к формированию еще одной особенности русской философской мысли — к широкому усвоению идей и концепций, первоначально разработанных в других, более развитых странах. Русские мыслители использовали идейный материал, возникший на более развитой европейской социокультурной основе, переосмысливали его и включали в духовные структуры национального происхождения. Так были усвоены договорная теория государства и теория естественного права. Идеи утопического социализма выражали настроения широких демократических слоев, находившихся в оппозиции к быстро развивающемуся русскому капитализму (например, народники).
Утопический социализм непосредственно повлиял на идеологию и социальную философию дворянских революционеров и русских революционных демократов (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский). Антропологический материализм Л. Фейербаха преобразовался в российских условиях в более революционную и антимонархическую идеологию. Идеалистическая диалектика Гегеля была переосмыслена на основе принципов философского материализма и понималась как метод революционного отрицания.
С 1880х гг. в стране началось широкое распространение марксизма. Сначала оно было связано с пропагандистской деятельностью организованной Г. В. Плехановым(1856–1918) группы «Освобождение труда». Затем марксистское направление в развитии философской и общественно-политической мысли возглавили В. И. Ленини другие руководители русской социал-демократии.
Уникальная российская научная школа, изучавшая связь человека с окружающей его природой и со Вселенной в целом, получила название русского космизма.