Тесты для самоконтроля. 1. Общество как сложноорганизованная система является предметом исследования
1. Общество как сложноорганизованная система является предметом исследования философской науки:
а) культурологии;
б) социальной философии;
в) гносеологии;
г) политологии.
2. Какой тезис выражает суть философского подхода к пониманию общества (социума)? Общество – это:
а) совокупность людей, проживающих на определенной территории;
б) союз людей, объединенных производственными, религиозными, национальными и другими связями;
в) специфический вид отношений между людьми;
г) обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.
3. Какое воззрение на происхождение общества и государства получило распространение в Европе в эпоху Просвещения?
а) теория коммуникативного действия;
б) теория общественного договора;
в) теория общественно-экономических формаций;
г) теория этногенеза.
4. В марксизме утверждается, что структура общества вытекает из:
а) жизни людей согласно их речевым актам;
б) истолкования смысла социальных действий людей;
в) формы материального производства;
г) соответствующего общественного договора.
5. Назовите автора концепции социального действия:
а) К. Маркс;
б) Аристотель;
в) Платон;
г) М. Вебер.
6. Кто был основоположником исследовательской программы структурного функционализма?
а) Ф. Ницше;
б) К. Маркс;
в) Т. Парсонс;
г) Г. Плеханов.
7. Согласие с каким утверждением присуще географическому детерминизму?
а) законы развития общества отличны от законов природы;
б) географическая среда определяет политический строй, экономику, культуру и мораль живущего в ней народа;
в) географическая среда может лишь незначительно ускорить или замедлить ход исторического развития;
г) природная среда – необходимое условие существования людей.
8. Какие из перечисленных отношений не входят в производственные отношения?
а) отношения собственности;
б) правовые отношения;
в) отношения обмена;
г) отношения потребления.
9. К основным сферам (подсистемам) общества не относится:
а) социальная;
б) политическая;
в) научная;
г) экономическая.
10. Признание свободы личности в качестве важнейшей социальной ценности – это ядро идеологии:
а) коммунистической;
б) консерватизма;
в) либерализма;
г) социал-демократизма.
Занятие 2
1. Философия истории и основные подходы к ее исследованию.
2. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. Понятия техники и технологии, их роль в жизни общества.
3. Философия культуры.
4. Ценности, вызовы и риски в современном обществе. Глобализация, глобальные проблемы и перспективы человечества.
Темы рефератов и докладов
1. Проблема субъекта общественного развития: народ, масса, толпа, элита, личность.
2. Трансформационное общество: особенности политических и идео-логических процессов (на примере Беларуси и России).
3. К. Ясперс: человек и история.
4. Историческая типология культур и локальных цивилизаций.
5. Феномен «информационного общества»: основные методологические подходы.
6. Техносфера и проблема ее гуманизации.
7. Традиции и новации в динамике культуры.
8. Особенности и формы молодежной субкультуры.
9. Феномен массовой культуры, ее особенности и механизмы формирования.
10. Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека.
11. Белорусская культура: состояние, условия и предпосылки развития.
12.Тупики эволюции и зоны риска современного общества.
13. Феномен глобализации в современном мире: проблемы и перспективы.
14. Феномен терроризма в современном обществе: социально-философский анализ.
15. «Пределы роста» техногенной цивилизации в футурологических моделях Римского клуба.
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы особенности классического и неклассического этапов развития философии истории?
2. В чем отличие социальных законов от законов природы?
3. Что характерно для линейных и нелинейных интерпретаций истории?
4. Какие общественно-экономические формации вам известны? Что К. Маркс имел в виду под «азиатским способом производства»?
5. Прокомментируйте фрагмент, определив при этом круг проблем, связанных с развитием науки и техники. «В ходе истории бывают моменты сложного переплетения таких сил и обстоятельств, которые, по-видимому, в одинаковой мере способны привести и к катастрофе, и к скачку вперед. Сейчас мы, как кажется, на непродолжительное время вышли к развилке исторического пути».
6. Раскройте суть формулы: «культура – это социальная наследственность».
7. Как соотносятся понятия «культура» и «цивилизация»?
8. Когда зародилась европейская техногенная цивилизация?
9. Какие глобальные проблемы современности вы можете назвать? По каким признакам Вы их определяете?
10. Продолжите перечисление. К социально-экологическим проблемам относят: предотвращение дальнейшего загрязнения и отравления окружающей среды, ………………………......………………………
11. По мере своего развития человечество должно становиться сильнее и умнее. Почему же тогда растут вероятность и масштабы техногенных катастроф?
Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии
1. Разные поколения и народы создают свои версии прошлого, опираясь на собственные представления, реальные факты и социальные мифы. Можно ли считать историю объективной наукой? Возможны ли в ней общечеловеческие конвенции в понимании узловых событий прошлого?
2. Поэт А. Вознесенский отмечал: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». Какой критерий прогресса предлагает поэт? А какой критерий общественного прогресса могли бы предложить вы?
3. Западные сторонники теории лидерства, доказывают, что массы не могут совершать конструктивные действия без лидеров, вождей. Поэтому народ, конечно, творит историю, но не сам по себе, а под руководством вождей. При этом они (вслед за теоретиками волюнтаризма и «героической школы» в истории) считают, что лидер навязывает волю толпе, а другие полагают, что лидер делает то, что от него хочет толпа, что толпа выбирает лидером «Я–проекцию» и управляет лидером.
Дайте критическую оценку изложенной концепции.
4. Определите на основании фрагмента, в чем заключается специфика культуры.«Ни одной культуре пока еще не удавалось создать порядок, при котором человек формировался бы в нужном направлении, причем с самого детства».
5. «Однажды возникнув, техника приобретает собственную инерцию развития, существенно влияющую на направленность, характер и темпы социальной эволюции». Прокомментируйте это положение.
Глоссарий
Антитехницизм – его представители Д. Бернал, А. Бергсон, Н. Бердяев, К. Ясперс, Э. Фромм и другие рассматривают технику и технологию как причину отчуждения человека, гибели культуры, уничтожения естественных основ человеческого существования вплоть до возможной деформации человечества, изменения его видовых признаков.
Волюнтаризм (во взглядах на общество)– это характеристика социально-политической практики, не считающейся с общественно-историческими законами и руководствующейся субъективными желаниями и произвольными решениями осуществляющих ее лиц.
Глобализация – определяющая тенденция современного общества, проявляющаяся во взаимозависимости стран мира на уровне всех сфер общественной жизни (политической, экономической, экологической, культурной и т. п.); масштаб этой взаимозависимости носит планетарный характер.
Глобалистика (франц. global – всеобщий, лат. globus – Земной шар; букв. наука о всеобщем) – наука, которая изучает наиболее общие закономерности развития человечества и модели управляемого, научно и духовно организованного мира в единстве и взаимодействии трех основных глобальных сфер человеческой деятельности – экологической, социальной и экономической в реальных условиях Земли с ее конечными физическими размерами и ограниченными природными ресурсами, в наступившую эпоху антропогенной перегрузки.
Глобальные проблемы – совокупность насущных проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации; см. подробнее в таблице 8.2.
Духовная культура – деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, а также итоги этой деятельности; содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.).
Информационное общество (Е. Масуда, О. Тоффлер) – развившееся постиндустриальное общество, где ведущее место занимает инфосфера, определяющая развитие экономики, политики, культуры, тенденции изменения социальной структуры; главным общественным ресурсом такого общества становится знание.
Контркультура – совокупность социокультурных установок и ценностей, противостоящих принципам официальной культуры. Разновидности: молодежная и андеграунд.
Культура – это человеческий опыт, воплощаемый в программах поведения, ценностях, социальных нормах и знаниях, а также коды, посредством которых они передаются и воспроизводятся; это особое качественное состояние общества с определенными материальными и духовными показателями цивилизационного развития.
Линейные интерпретации истории – констатируют направленность и поступательность социокультурного развития общества. В зависимости от объяснения вектора этой направленности и характера смены состояний общества, различают «регрессизм» (Августин Аврелий, Ж. Ж. Руссо и др.) и «прогрессизм» (Г. Гегель, К. Маркс). В современных компромиссных вариантах подчеркивается роль социокультурных обстоятельств и возможность вариативного развития истории («Пределы роста» Д. Медоуза, концепция конфликта цивилизаций С. Хантингтона и др.).
Массовая культура охватывает разнородные явления культуры, получившие распространение в связи с развитием коммуникационных систем, глобализацией информационного обмена. Ориентирована на стандартное удовлетворение низкопробных вкусов и потребностей широких слоев общества.
Материалистическое понимание истории – марксистский принцип, утверждающий, что условия человеческой жизнедеятельности, общественное бытие определяют взгляды людей, их целевые установки, ценностные ориентиры и теории.
Материальная культура – деятельность по формированию «условий человеческого существования»; опредмеченные человеком в природном материале различные знания, умения, функции, направленные на удовлетворение потребностей, позволяющие людям адаптироваться к природным и социальным условиям жизни.
Научно-техническая революция– ускоренное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства.
Научно-технический прогресс– единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники.
Нелинейные интерпретации истории своим истоком имеют древние представления о круговороте событий и получили распространение в концепциях Просвещения в форме цивилизационно-циклической модели истории (Дж. Вико, И. Гете). В дальнейшем – это концепции культурно-исторических типов Н. Данилевского, «морфологии культуры» О. Шпенглера, «локальных цивилизаций» А. Тойнби.
Новация (культурная) – процесс создания или спонтанного формирования новых культурных программ. Часто термином «новация» называются сами новые культурные программы.
Общественно-экономическая формация (в марксизме) – исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии; смена формаций осуществляется через социальную революцию.
Общественные отношения – совокупность устойчивых взаимодействий между людьми, в которых они обретают свои ролевые и статусные характеристики, права и обязанности, определяющие порядок их взаимной связи, а также вытекающую из него систему взаимоожидаемых поведенческих реакций.
Посттехногенное (постиндустриальное) общество – общественный порядок, приходящий на смену индустриальному (техногенному) обществу. Д. Белл связывает его со сферой услуг, другие – с интеллектуальной сферой (наука, образование, здравоохранение), обслуживающей человеческий капитал в отличие от промышленных инвестиций; третьи – с постэкономическим человеком, ориентированным не столько на материальный уровень жизни, сколько на ее качество.
Провиденциализм – система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение.
Революция – коренное качественное изменение, глубокий прерыв непрерывности в развитии явлений природы (появление новой формы движения материи), в обществе (социальная, политическая и др.), в познании (революция в науке).
Социальный прогресс – это процесс направленного, поступательного и необратимого развития общественной жизни в целом или отдельных ее сторон.
Субкультура – способ существования культуры, связанный с особенностями жизнедеятельности отдельных социальных групп (молодежная, сельская, профессиональная и др.).
Техника– совокупность вещественных, энергетических и информационных систем, служащих в качестве средств разнообразной человеческой деятельности; рациональное поведение вообще.
Техногенная цивилизация – социокультурныйтип общества, главным стержнем которого является культ науки и техники.
Технократизм– направление в социальной философии, абсолютизирующее возрастающую роль техники и науки, специального знания в жизни современного общества.
Технология – инструментальный способ рационального действия; включает в себя инструментальные системы, операциональные процедуры, технологический менталитет, информационные ресурсы.
Техносфера – часть биосферы, преобразованная людьми посредством воздействия технических средств.
Технофобия – общественное настроение, выражающее крайне критическое отношение к технике и результатам ее применения; буквальнобоязнь техники.
Традиция (культурная) – процесс сохранения и передачи значимых культурных программ от поколения к поколению, а также между различными сообществами. Зачастую термин «традиция» используется для описания самих сохраняемых и передаваемых программ.
Фатализм – философская концепция, согласно которой мировой процесс, включая жизнь человека и развитие общества, предопределен высшей волей, роком, судьбой.
Философия культуры – это общая теория культуры, касающаяся ее сущности, генезиса, наиболее общих законов развития, классификации ее видов, форм и направлений, взаимоотношений с природой и обществом.
Цивилизация – многозначный философский термин, который используется в деятельностном подходе для обозначения материального аспекта жизни общества. В некоторых концепциях цивилизация обозначает этап развития общества, следующий за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс). О. Шпенглер определяет цивилизацию как стадию омертвения и деградации живого организма культуры. В ряде социально-философских концепций цивилизация рассматривается как совокупность культур, связанных едиными теоретико-мировоззренче-скими основаниями (например, православная, западная и мусульманская цивилизации). Иногда цивилизация предстает как синоним культуры.
Цивилизация риска – концепция, возникшая в 80-е годы XX века, согласно которой современному обществу присуща большая рисконасыщенность, проявляющаяся в экспоненциально растущем количестве технологических, экологических и иных аварий и катастроф, вызванных разрывом между могуществом технологии, с одной стороны, и невозможностью абсолютного контроля за последствиями воздействия ее на природу и человеческие общности, с другой стороны.
Элиты – высшие слои общества, занимающие ключевые позиции в различных сферах жизнедеятельности общества – политической, экономической, военной, технической, интеллектуальной и других, обычно имеющие ряд явных и неявных привилегий.