Основные философские концепции современности

Основными философскими концепциями современности являются: позитивизм, экзистенциализм, неотомизм, философия бессознательного. На становление и развитие философии нового времени оказало влияние развитие политических систем, науки, религии и церкви, искусств и техники в XX веке. Развитие и взаимопереплетение культурных традиций, взаимообогащение духовного опыта народов как новая историческая ситуация XX века, ее проблемы и противоречия также наложили свой отпечаток на развитие философии этого времени. Поскольку философия нового времени сложилась после немецкой классической философии — ее называют неклассической философией.

Позитивизм объявляет себя современной «философией науки» или «научной философией». Представители позитивизма:

О. Конт, Г. Спенсер, Д. Милль. О. Конт — представитель «первого позитивизма» — рассматривал позитивизм как среднюю линию между эмпиризмом и мистицизмом. Наука, по Конту, познает не сущность, а феномены, «позитивные факты».

Второй позитивизм, или эмпириокритицизм (Мах, Авенарм ус) «позитивные факты» толкует как ощущения. Неопозитивизм (или третий позитивизм) в лице Б. Рассела и Л. Витгенштейн считает, что человеческое сознание состоит из «атомарных» (не делимых на более простые) высказываний, которые являютс;

воспроизведением «атомарных фактов», составляющих «реал( ный мир». Эти «факты» истолковываются как ощущения, riq знавательной сущностью позитивизма является отрицание объец тивной истины, ее плюрализм, сведение реальности к языку, i

Экзистенциализм рассматривает личность как человеческс существование. «Экзистенция» переводится как «существование Родоначальником экзистенциализма является датский филосо! С. Кьеркегор (XIX в.). В начале XX в. эти идеи развивает py<j ский философ Н. А. Бердяев. В 1926 году немецкий филосо| М. Хайдеггер опубликовал книгу «Бытие и время», где сформ| лировал основные принципы экзистенциализма. Затем эти ид< развивает в трехтомной работе «Философия» (1932 г.) друг немецкий философ К. Ясперс.

В начале 30-х гг. экзистенциализм распространяется во Фра ции (Ж.-П. Сартр, Т. Марсель, А. Камю). Представители этс направления считают, что современное общество приводит^ обесчеловечиванию личности в результате определенной сл< жившейся системы общественных отношений. Для преодол! ния этого необходимо «отрешиться» от повседневного бытия прислушаться к идущему от глубины экзистенции «зову суд бы». Одни экзистенциалисты считают смыслом человеческо бытия смерть (Хайдеггер), другие — свободу (Сартр). Челове, пишет Сартр, в своих природно-биологических, социально-рй левых, классовых, профессиональных и других характеристика повторим, подобен другим. Его неповторимость выражается! его целях, проектах, замыслах, обращенных к будущему. В это1 обращенности, считает Сартр, — главная особенность челов^! ческого бытия. '

Неотомизм — религиозно-философское направление в со временной философии. По своей сущности неотомизм есть воЗ рождение и приспособление к современным условиям теолого, философского учения XIII века — Фомы Аквинского. Централь^ ным тезисом его учения является «гармония веры и разума».

Философия бессознательного, то есть лежащего за пределам постигаемого разумом, недоступного постижению в рамках л< гического мышления. Под бессознательным в философии п<

нимается нечто противоположное разуму, полагающее разум неспособным охватить все богатство и разнообразие духовной и материальной реальности. Представителем этого направления является 3. Фрейд.

В работах русских философов XIX—XX вв. (Н. Бердяев, С. Франк, С. Булгаков, Л. Шестов, Д. Мережковский, П. Флоренский, А. Чижевский, В. Вернадский, В. Соловьев) рассматривается глубокое влияние философии на духовный мир человека.

Понимание единства культуры и философии позволило В. С. Соловьеву развить идею единства, представленную в триединой формуле ИСТИНА-ДОБРО-КРАСОТА (знание, нравственность, искусство). Идею активности творческого начала человеческой деятельности русские философы рассматривали как органичное продолжение божественного творения мира. Как следствие этого, давали обоснование необходимости духовной свободы, вне которой не мыслится творческая созидательная деятельность человека в сфере культуры. Они глубоко и всесторонне обосновали возможность подлинного культурного творчества в условиях свободы, в том числе и внутренней свободы человека от догм и ложных идеалов.

Русская философия — это целостный общемировой, но вместе с тем национально-самобытный феномен духовной культуры.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ И САМОКОНТРОЛЯ

7. Возникновение философии и ее место в системе духовной культуры.

2. Зарождение философии древних цивилизаций.

3. Философские представления в древней Индии и Китае.

4. Социокультурные предпосылки становления философской теоретической мысли.

5. Миф, религия, философия: особенности и различия.

6. Специфика религиозного сознания.

7. Общественно-историческая природа религии, ее теоретико-познавательные, нравственные, эстетические и социальные функции.

8. Предмет и функции философии.

9. Исторические типы философии.

10. Основные философские концепции современности.

11. Русская философия на рубеже XIX—XX вв.

2 l-^t42

Наши рекомендации